Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Имя прилагательное" 5 класс»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Всеволожская школа – интернат, реализующая адаптированные программы»
Конспект подгруппового логопедического занятия
5 класс
Тема: Имя прилагательное. Согласование имён прилагательных с существительным в роде и числе
Учитель – логопед: Александрова Ольга Ивановна
Всеволожск 2024
Цель: Правильное употребление в речи имён прилагательных, изменение имён прилагательных и существительных в роде и числе.
Задачи:
Образовательные:
• закрепить знания учащихся о прилагательных и именах существительных;
• умение задавать вопросы от существительного к прилагательному;
• развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук;
• развитие межполушарного взаимодействия.
Коррекционные:
• развивать устную и письменную речь учащихся;
• развивать навык безошибочного письма;
• совершенствование и обогащение словарного запаса.
Воспитательные:
• воспитывать аккуратность;
• культуру поведения на уроке;
• интерес к занятиям;
• воспитывать самоконтроль у каждого из учеников.
Форма занятия: подгрупповая
Методы:
Практические методы: упражнения, выполнение практической работы.
Наглядные методы: иллюстрации.
Словесные методы: объяснение, беседа, инструктаж.
Оборудование: печатные индивидуальные задания, рабочие тетради, печатные правила русского языка по теме, изображения: солнце, дождь, туча, облако, чашка, стакан, волк, лиса, пень, деревья, листья, лужи, сапоги, зонты.
Ход занятия:
Организационный этап:
Вот и прозвенел звонок. Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь, и работать не ленитесь.
Слушаем, запоминаем. Ни минуты не теряем!
Приветствие. Улыбки друг другу.
Пальчиковая гимнастика:
Две сороконожки бежали по дорожке. Бежали, бежали, друг друга повстречали. Так друг друга обнимали, что едва мы их разняли.
Актуализация знаний.
Найди предмет по описанию:
Маленькая, серая, длиннохвостая (картинка мышки)
Большая, синяя, грузовая (картинка грузовика)
Колючий, лесной, серый (картинка с ежиком)
Маленький, плюшевый, игрушечный (картинка с игрушечным медвежонком)
Круглый, воздушный, красный (картинка с воздушным шариком)
Круглое, желтое, сочное (картинка с яблоком)
Высокий, кирпичный, многоэтажный (картинка с домом)
Длинноухий, трусливый, серый (картинка с зайцем)
Высокая, узкая, зеленая (картинка с вазой)
Желтый, пушистый, маленький (картинка с цыпленком)
- о чем мы с вами будем говорить на нашем уроке? Мы сегодня говорим о прилагательном!
Задание 1
— Дифференциация существительных мужского, женского и среднего рода.
Работа с картинками (солнце, дождь, туча, облако, чашка, стакан, волк, лиса, пень, деревья, листья, лужи, сапоги, зонты).
Определить род и число. (Вешают на доску изображения: солнце, дождь, туча, облако, чашка, стакан, волк, лиса, пень, деревья, листья, лужи, сапоги, зонт)
- Посмотрите на доску, на картинки. - Про какие предметы можно сказать — он мой, — она моя, — оно моё? они мои? Какого рода эти предметы и их число? (ж.р., .м.р., ср.р.,) ( ед.ч., мн.ч.)
Дети подходят по очереди и раскладывают картинки в коробочки с соответствующими надписями (м. р., ж. р., ср. р., и мн число). Проверяем есть ли ошибки.
Постановка учебной задачи.
Сегодня мы продолжим работать с существительными и прилагательными мужского, женского и среднего рода. Учиться правильно согласовывать прилагательные с существительными. Составлять словосочетания.
Задание 2 — «Образуйте новые слова, обозначающие признак предмета».
Определите род и число. (определяем род и число, записываю на доске пример, рисую схему)
Зелень + трава – зеленая трава (ед.ч., ж., р.)
Золото + ключик – Золотой ключик
Лиса + нора – лисья нора
Радость + день – радостный день
Дождь + утро – дождливо утро
Зима + сапоги — зимние сапоги
Весна + утро – весеннее утро
Береза + роща – березовая роща
Чистота + небо – чистое небо
Задание 3
— «Послушайте словосочетание и измените число»
Определите число и род.
Я говорю вам в ед.ч., а вы переделываете во множественное число.
Солнечный луч — солнечные лучи
Синее платье — …
Низкий стол -…
Желтый шарф -…
Сильный ветер – …
Красивый цветок-…
Погожий день -…
Спелая ягода -…
Тонкая тетрадь -…
Доброе дело -…
Физкультминутка:
Абрикосы, груши, сливы
И полезны, и красивы. (встать, руки влево, вперед, вправо)
Кто же фрукты соберет
На варенье, на компот? (встать, пожать плечами, руки в стороны)
Ну -ка, с ветки доставай
Небывалый урожай! (подняться на носочки и потянуться вверх руками).
Задание 4 – «Вставь и спиши». Определи род прилагательных.
Задание 5. Найди и подчеркни имена прилагательные (карточки с заданием)
Белый, белеть, белизна
Синеть, синева, синеглазый
Черный, чернеть, чернота
Красный, краснеть, краснота
Зелень, зазеленел, зеленый
Задание 6 — «Вставить окончания в прилагательные».
Чтобы выполнить это задание нам нужны помощники. Вспомогательные вопросы: Какого? каким? каком?
У син… моря, свеж… утром, о верн… друге, в темн… лесу,нет весенн… каникул, к весёл… празднику, зелён…. лето, с секретн… замком, у маленьк… ручья.
Задание 7 – «Опиши предмет» Ученикам раздаётся по 1 предмету. Необходимо задать нужный вопрос и ответить на него. (Например, Яблоко. Яблоко какое? большое, спелое, желтое…) и т.д.
Карточки с изображениями: дом, собака, лимон, тарелка, дерево, солнце.
Задание 8 — Игра «Ассоциации»
Я называю вам прилагательные, а вы подбираете подходящее существительное по смыслу. Например, зелёный, а вы отвечаете — лист.
яркое … (солнце)
глубокое (озеро)
солнечная (погода)
зелёный (лист)
спелая (ягода)
дождливый (день)
вкусное (варенье)
высокий (дом)
Рефлексия
Давайте ещё раз вспомним, с какой частью речи вы сегодня познакомились на уроке? – Что вы знаете о прилагательном? – Сделаем вывод.