Просмотр содержимого документа
«Конспект по постановке звука Р»
Конспект по постановке звука Р.
Тема: постановка звука [Р]
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
формирование правильного положения органов артикуляции при звуке [р]
развитие изолированного произношение звука, произношения в слогах и в словах
Коррекционно-развивающие:
подготовка артикуляционного аппарата для постановки звука [р]
развитие силы воздушной струи во время дыхательной гимнастики
развитие артикуляционной моторики на основе артикуляционной гимнастики
формирование фонематического восприятия звука [р]
Коррекционно-воспитательные:
воспитание интереса к занятиям.
Оборудование: пальчиковый твистер (2 кубика и лист), картинка с эмоциями, вата для «фокуса», картинка с машиной для изолированного произнесения звука Р, ватные палочки, картинки для характеристики звука, картинка с буквой Р, предметные картинки «фрукты и овощи», схема слова и карточка звука (красная, синяя, зеленая), платочки, инструмент для постановки «чашечки», зеркало.
Ход занятия:
1. Орг момент
Приветствие, Как настроение?
2. Объявление темы урока
Сегодня мы продолжим знакомиться со звуком Р и играть
3. Пальчиковая гимнастика
Пальчиковый твистер (по 5 движений на каждую руки)
пальчиковый твистер (2 кубика и лист)
4. Артикуляционная гимнастика
Мимическая гимнастика Посмотри, на рожицы и повтори эти эмоции
Картинка с эмоциями
Артикуляционная гимнастика (упражнения с запасом, использую 5)
«Улыбка»: губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
«Лопаточка»: высунуть широкий язык и положить на нижнюю губу, расслабить язычок, спрятать, покусать, похлопать губами, ориентироваться на руку, повторить 2-3 раза
«Иголочка»: рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед, ориентироваться на палец, повторить 2-3 раза
«Чистим зубки»: широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
«Маляр»: улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.
«Чашечка»: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока языка были загнуты, чтобы «чай не пролился из нашей чашечки», ориентироваться на руку. Нижней губой язычок не поддерживаем, удерживаем, считая до 5. Повторяем 2-3 раза
«Вкусное варенье»: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Похлопать язычок». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
«Пулемет»: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д… Сначала звук [д] произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
зеркало
Упражнение на дыхание
1/глубокий вдох носом (плечи не поднимем) и длительный выдох через рот - повторить 2-3 раза
2/«Играем в футбол»
- вытянуть губы трубочкой и на выдохе дуть на мячик, загоняя в ворота
3/«Волшебные пузырики»
Стакан с водой и коктельная трубочка, дуть в трубочку и создать бурю из пузырьков
4/«Фокус»: сильно подуть на кончик носа, на котором лежит вата и сдуть ее. Выполнить 2—3 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.
Шарик и ворота, стаканчик и трубочка, вата
5. Постановка звука Р
(на прошлых занятиях ставили от опорного Д и от артикуляционной гимнастики «Грибок»)
а/ от опорного звука Д (заведем моторчик у машины и поймаем звук)
Губы в улыбке, Заводим моторчик д-д-д-д-д р-р-р-р-р-р (можно помочь ватной палочкой - болтушка).
б/ от опорного звука Ж
С усилием произносить звук Ж и отодвинуть язычок чуть поглубже в рот. Должен получиться короткий (одноударный) звук Р.
в/ от артикуляционной гимнастики
Широко улыбнуться, «Грибочек», дуем на кончик языка, добавить голос. Дрожит ли кончик языка, посмотри в зеркало? Можно подложить под язык ватную палочку.
г/ от артикуляционной гимнастики
Сделать упражнение «Комарики», поднять язык вверх к альвеолам, выдыхать на кончик языка энергично, с усилием. «Злой комарик». Когда ты будешь произносить звук, я помогу тебе ватной палочкой, чтобы вызвать эту вибрацию.
Какой звук получился…? Р-р-р-р
ватные палочки, платочки
6. Изолированное проговаривание звука Р
Произнеси, как мотор машины ревет. (р-р-р-р)
Мотор машины ревет: р-р-р-р.
Нас в путешествие зовет: р-р-р-р.
По картинке смотрим, как едет машина и ревет моторчик - в горку сильнее, чтобы забраться, с горки тише
картинка с машиной для изолированного произнесения звука Р
7. Анализ правильной артикуляции звука
У нас получился звук Р, что ты делала, Вера, для этого (давай посмотрим, что делают губы, зубы, язык – когда мы произносим звук Р…)
Губы - улыбаются
Зубы – приоткрыты
Язык – поднят вверх
Голосовые связки – работают
Воздушная струя - теплая
картинка с буквой Р, картинки для характеристики звука
8. Характеристика звука
мешает преграда – значит звук Р согласный
Поставь руку к горлышку и произнеси Р – чувствуешь вибрацию, значит звук звонкий
Язык напряжен при произношении – звук Р твердый
картинка с буквой Р, картинки для характеристики звука
9. Развитие фонематического слуха
Игра «Определить место звука в слове».
Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук Р в словах:
рак, рыба, роза,
помидор, сыр, мухомор
муравей, баран, барабан, парус
Картинки, схема слова и карточка звука (красная, синяя, зеленая)
Игра «Угадай слово».
Произнести слово с паузами между звуками, Вера должна назвать слово целиком.
п-а-р, д-а-р, с-ы-р,
р-о-з-а, р-а-м-а, ш-а-р-ы
Игра «Лишнее слово».
Я называю слова, а ты должна услышать «лишнее слово», которое отличается по звучанию и хлопнуть в ладоши, (где нет звука Р).
Рыжик-рыжик-пыжик-рыжик
Ром-сом-ром-ром
Корка-корка-кошка-корка
10. Закрепление звука Р в слогах и словах
а/ Произнеси за мной слоги
РА – РА – РА – РА какой первый звук назови, какой второй звук назови, сколько звуков в слоге
РО – РО – РО - РО- какой первый звук назови, какой второй звук назови, сколько звуков в слоге
б/ произнеси за мной слова
трава, матрос, рама, метро, топор
давай посмотри где стоит звук Р (в начале в середине в конце)
в/ предложение
В саду растет трава.
1/сколько слов в предложении давай посчитаем, назови 1,2,3,4
2/в каких словах слышим звук Р – растет и трава (где стоит звук Р в начале, в конце, в середине)
11. Итог занятия
Ты сегодня хорошо занималась, молодец.
1. давай вспомним, какие упражнения мы делали языком
2. какой звук мы сегодня искали в словах/слогах
3. повторяем артикуляцию звука
Губы - улыбаются
Зубы – приоткрыты
Язык – поднят вверх
Голосовые связки – работают
Воздушная струя - теплая
4. что получилось хорошо? Над чем мы еще поработаем и поиграем?