kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по постановке звука Р

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-образовательные:

  • формирование правильного положения органов артикуляции при звуке [р]
  • развитие изолированного произношение звука, произношения в слогах и в словах

Коррекционно-развивающие:

  • подготовка артикуляционного аппарата для постановки звука [р]
  • развитие силы воздушной струи во время дыхательной гимнастики
  • развитие артикуляционной моторики на основе артикуляционной гимнастики
  • формирование фонематического восприятия звука [р]

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание интереса к занятиям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по постановке звука Р»

Конспект по постановке звука Р.

Тема: постановка звука [Р]

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • формирование правильного положения органов артикуляции при звуке [р]

  • развитие изолированного произношение звука, произношения в слогах и в словах

Коррекционно-развивающие:

  • подготовка артикуляционного аппарата для постановки звука [р]

  • развитие силы воздушной струи во время дыхательной гимнастики

  • развитие артикуляционной моторики на основе артикуляционной гимнастики

  • формирование фонематического восприятия звука [р]

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание интереса к занятиям.

Оборудование: пальчиковый твистер (2 кубика и лист), картинка с эмоциями, вата для «фокуса», картинка с машиной для изолированного произнесения звука Р, ватные палочки, картинки для характеристики звука, картинка с буквой Р, предметные картинки «фрукты и овощи», схема слова и карточка звука (красная, синяя, зеленая), платочки, инструмент для постановки «чашечки», зеркало.


Ход занятия:


1. Орг момент


Приветствие, Как настроение?


2. Объявление темы урока


Сегодня мы продолжим знакомиться со звуком Р и играть


3. Пальчиковая гимнастика


Пальчиковый твистер (по 5 движений на каждую руки)

пальчиковый твистер (2 кубика и лист)


4. Артикуляционная гимнастика


Мимическая гимнастика Посмотри, на рожицы и повтори эти эмоции

Картинка с эмоциями


Артикуляционная гимнастика (упражнения с запасом, использую 5)

«Улыбка»: губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

«Лопаточка»: высунуть широкий язык и положить на нижнюю губу, расслабить язычок, спрятать, покусать, похлопать губами, ориентироваться на руку, повторить 2-3 раза

«Иголочка»: рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед, ориентироваться на палец, повторить 2-3 раза

«Чистим зубки»: широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

«Маляр»: улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

«Чашечка»: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока языка были загнуты, чтобы «чай не пролился из нашей чашечки», ориентироваться на руку. Нижней губой язычок не поддерживаем, удерживаем, считая до 5. Повторяем 2-3 раза

«Вкусное варенье»: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Похлопать язычок». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

«Пулемет»: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д… Сначала звук [д] произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

зеркало


Упражнение на дыхание

1/глубокий вдох носом (плечи не поднимем) и длительный выдох через рот - повторить 2-3 раза

2/«Играем в футбол»

- вытянуть губы трубочкой и на выдохе дуть на мячик, загоняя в ворота

3/«Волшебные пузырики»

Стакан с водой и коктельная трубочка, дуть в трубочку и создать бурю из пузырьков


4/«Фокус»: сильно подуть на кончик носа, на котором лежит вата и сдуть ее. Выполнить 2—3 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.

Шарик и ворота, стаканчик и трубочка, вата


5. Постановка звука Р


(на прошлых занятиях ставили от опорного Д и от артикуляционной гимнастики «Грибок»)

а/ от опорного звука Д (заведем моторчик у машины и поймаем звук)

Губы в улыбке, Заводим моторчик д-д-д-д-д р-р-р-р-р-р (можно помочь ватной палочкой - болтушка).

б/ от опорного звука Ж

С усилием произносить звук Ж и отодвинуть язычок чуть поглубже в рот. Должен получиться короткий (одноударный) звук Р.

в/ от артикуляционной гимнастики

Широко улыбнуться, «Грибочек», дуем на кончик языка, добавить голос. Дрожит ли кончик языка, посмотри в зеркало? Можно подложить под язык ватную палочку.

г/ от артикуляционной гимнастики

Сделать упражнение «Комарики», поднять язык вверх к альвеолам, выдыхать на кончик языка энергично, с усилием. «Злой комарик». Когда ты будешь произносить звук, я помогу тебе ватной палочкой, чтобы вызвать эту вибрацию.


Какой звук получился…? Р-р-р-р

ватные палочки, платочки


6. Изолированное проговаривание звука Р


Произнеси, как мотор машины ревет. (р-р-р-р)

Мотор машины ревет: р-р-р-р.

Нас в путешествие зовет: р-р-р-р.

По картинке смотрим, как едет машина и ревет моторчик - в горку сильнее, чтобы забраться, с горки тише

картинка с машиной для изолированного произнесения звука Р


7. Анализ правильной артикуляции звука


У нас получился звук Р, что ты делала, Вера, для этого (давай посмотрим, что делают губы, зубы, язык – когда мы произносим звук Р…)

Губы - улыбаются

Зубы – приоткрыты

Язык – поднят вверх

Голосовые связки – работают

Воздушная струя - теплая

картинка с буквой Р, картинки для характеристики звука


8. Характеристика звука


мешает преграда – значит звук Р согласный

Поставь руку к горлышку и произнеси Р – чувствуешь вибрацию, значит звук звонкий

Язык напряжен при произношении – звук Р твердый

картинка с буквой Р, картинки для характеристики звука


9. Развитие фонематического слуха


Игра «Определить место звука в слове».

Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук Р в словах:

рак, рыба, роза,

помидор, сыр, мухомор

муравей, баран, барабан, парус

Картинки, схема слова и карточка звука (красная, синяя, зеленая)


Игра «Угадай слово».

Произнести слово с паузами между звуками, Вера должна назвать слово целиком.

п-а-р, д-а-р, с-ы-р,

р-о-з-а, р-а-м-а, ш-а-р-ы


Игра «Лишнее слово».

Я называю слова, а ты должна услышать «лишнее слово», которое отличается по звучанию и хлопнуть в ладоши, (где нет звука Р).

Рыжик-рыжик-пыжик-рыжик

Ром-сом-ром-ром

Корка-корка-кошка-корка



10. Закрепление звука Р в слогах и словах


а/ Произнеси за мной слоги

РА – РА – РА – РА какой первый звук назови, какой второй звук назови, сколько звуков в слоге


РО – РО – РО - РО- какой первый звук назови, какой второй звук назови, сколько звуков в слоге




б/ произнеси за мной слова

трава, матрос, рама, метро, топор

давай посмотри где стоит звук Р (в начале в середине в конце)



в/ предложение

В саду растет трава.

1/сколько слов в предложении давай посчитаем, назови 1,2,3,4

2/в каких словах слышим звук Р – растет и трава (где стоит звук Р в начале, в конце, в середине)


11. Итог занятия


Ты сегодня хорошо занималась, молодец.

1. давай вспомним, какие упражнения мы делали языком

2. какой звук мы сегодня искали в словах/слогах

3. повторяем артикуляцию звука

Губы - улыбаются

Зубы – приоткрыты

Язык – поднят вверх

Голосовые связки – работают

Воздушная струя - теплая

4. что получилось хорошо? Над чем мы еще поработаем и поиграем?



12. домашнее задание


Покажи маме и папе упражнения, которые мы делали

Научи «фокусу» и «заведи моторчик машины»








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект по постановке звука Р

Автор: Булат Ольга Михайловна

Дата: 22.08.2022

Номер свидетельства: 612000

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Тема: "Постановка звука Р" "
    ["seo_title"] => string(24) "tiema-postanovka-zvuka-r"
    ["file_id"] => string(6) "229088"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441609223"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект для НОД "Постановка звука "Ш". "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-dlia-nod-postanovka-zvuka-sh"
    ["file_id"] => string(6) "242188"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445417580"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука С" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-individual-nogho-loghopiedichieskogho-zaniatiia-postanovka-zvuka-s"
    ["file_id"] => string(6) "207624"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430567042"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш"
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt_individual_nogho_zaniatiia_po_postanovkie_zvuka_sh"
    ["file_id"] => string(6) "376326"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483818066"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Подготовительный этап к постановке звука [р]"
    ["seo_title"] => string(39) "podghotovitielnyietapkpostanovkiezvukar"
    ["file_id"] => string(6) "296138"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455915775"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства