Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия в 3 классе "дифференциация звуков Ц-С".»
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [С] и [Ц]».
Учитель-логопед Смирнова Т.Ю.
Цель: формировать умение дифференцировать звуки [С] и [Ц] в устной и письменной речи в словах и словосочетаниях.
Задачи:
• Развитие фонематического анализа и синтеза
• Закрепления навыка дифференциации звуков [С] и [Ц] изолированно и в слогах
• Активизация словаря по теме «Посуда»
• Уточнение лексического значения слова "Грибница"
• Развитие умения дифференцировать звуки [С] и [Ц] при чтении
Оборудование: картинки для артикуляционной гимнастики, конверт, таблица слогов, картинка грибов с грибницей, картинка с изображением лисицы, тетрадь, ручка, толковый словарь.
Ход занятия.
1. Орг.момент.
Звук Ц – и процокало «цок»,
Звук С – и спокойный свист.
На Ц расцветает цветок,
На С осыпается лист.
Какие звуки услышал в стихотворении?
2. Основная часть.
А) Артикуляционная гимнастика
Заборчик
Лопата
Почистим зубки
К нам в гости сегодня пришла лисица. Она с нами хочет поиграть и поучиться. Споем ей песенку со звуком С.
[с – с – с - с - с].
А теперь споем ее тихо.
Что происходит, когда мы произносим звук С:
-губы в улыбке
-кончик языка за нижними зубами, спинка выгнулась горкой
- голос спит
- выдыхаемая струя воздуха непрерывная прохладная
Расскажи об этом звуке. (звук С согласный, глухой, твердый, парный)
Лисица спрашивает, а знаешь ли ты о звуке Ц. (это звук согласный, глухой, твердый)
А умеешь ли ты этот звук произносить. Произнеси! Что происходит, когда мы его произносим?
-губы в улыбке
-кончик языка за нижними зубами, спинка сильно выгнулась и касается альвеол, а потом она опускается до положения, как мы произносим звук С
-голос спит
-выдыхаемая струя воздуха прерывистая, прохладная
Б) Дифференциация в слогах
Лисица прислала тебе письмо. Открывай конверт. Что это? Читай.
Са-ца-са-ца
Со- цо- со-цо
Су- цу- су- цу
Сы- цы- цы- сы
Ас- ац- ас- ац
Ос- оц- ос- оц
Ус- уц- ус- уц
Ыс –ыц- ыс- ыс
Пальчиковая гимнастика.
В) Лисица тебя просит придумать и записать слова с любыми из слогов в таблице (сани, цапля, сок, сыр, цыплята…). Прочитай записанные слова, четко проговаривая звуки С и Ц.
А хитрая лисица тоже придумала слова, но спрятала часть слова. Давай попробуем догадаться, какие слова она придумала.
САХАР…А
СУХАР…А
САЛАТ…А
ХЛЕБ…А
СУП…А
КОНФЕТ…А
ГРИБ…А
Какую часть спрятала лисица? (НИЦ). Где эта часть находится относительно корня. Как эта часть называется. Какое слово здесь лишнее? Почему? (все слова обозначают посуду, кроме слова грибница). А что такое грибница? Тебе лисица принесла картинку, на ней нарисована грибница. Давай посмотрим в словаре, что там написано о слове грибница.
Запиши слова в два столбика – в первый столбик слова со звуком Ц и С, а в другой со звуком Ц.
Г) Составь словосочетания со словами, используя слова для справок: