Длинный хвост, белые бока, серая голова. (Сорока.)
Маленькая голова, короткий хвост, коричневые перышки. (Воробей.)
Дети на наборном полотне выставляют картинки-отгадки.
Введение в тему. Постановка цели.
Логопед. Это какие птицы? (Логопед указкой показывает на птиц.)
Дети. Это зимующие птицы.
Логопед. Сегодня мы будем учиться образовывать длинные слова-признаки о зимующих птицах.
Изучение нового материала. Развитие слухового внимания. Образование сложных прилагательных.
Логопед. Если у дятла длинный клюв, дятел какой?
Дети. Длинноклювый.
Логопед. Если у синички длинный хвост, синичка какая?
Дети. Длиннохвостая.
Логопед. Если у вороны черная голова, ворона какая?
Дети. Черноголовая.
(Дятел-пестрокрылый, синица-желтогрудая, снегирь-красногрудый, сорока-длиннохвостая и т.д.)
Физкультминутка.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Логопед бросает мяч одному из детей и произносит фразу. Ребенок, поймавший мяч, называет слово-антоним к ключевому и возвращает мяч логопеду.
Логопед. Дятел длинноклювый, а синичка?
Ребенок. Короткоклювая.
Логопед. Ворон чернобокий, а сорока?
Ребенок. Белобокая.
Логопед. Синица длиннохвостая, а воробей?
Ребенок. Короткохвостый.
Закрепление. Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук.
Логопед. Рассмотрите внимательно картинки. Раскрасьте ту часть тела птицы, которую забыл раскрасить художник (раздаются картинки на каждого ребенка). Что надо раскрасить у вороны?
Дети. Голову.
Логопед. Голова у вороны какого цвета?
Дети. Черного.
Логопед. Ворона какая?
Дети. Черноголовая. (И т.д.)
(У вороны-голову, у синицы-грудку, у снегиря-грудку, у сороки-бок, у дятла-крылья.)
Динамическая пауза.
Логопед показывает детям «птичьи» движения, дети повторяют их.