Организационный момент. Логопед: -Сегодня мы с тобой отправимся в морское путешествие. Посмотри, у причала стоит большой корабль и гудит: р-р-р. Но к путешествию нужно как следует подготовиться. Давай напечём блинов, чтобы было чем подкрепиться (упражнение «Блинчик»). К блинам возьмём с собой вкусное варенье (упр-ие «Вкусное варенье»).Перед выходом в море давай проверим, как перенесём качку (упр-ие «Качели»). Качка нам не страшна! Однако нам нужно поторопиться. Бегом на причал! (Упр-ие «Барабанщик»). Посмотри, на нашем корабле флаг развевается (упр-ие «Почистим верхние зубки»). Посмотри, как корабль надул парус (упр-ие «Парус»), послушай, как хлюпает вода, снова гудит корабль: р-р-р, приглашает подняться на палубу. Как он гудит? Ребёнок произносит: р-р-р.
Подняться можно только по трапу, это такая специальная лестница. Но трап нужно сначала построить. Доски (счётные палочки) лежат перед тобой, а гвоздями послужат слова, в которых слышится Море. Прибивай доску только тогда, когда услышишь нужное слово: моряк, морской, мороз, морячка, Марина, заморский, морозный, мороженое, приморье. Ребёнок выполняет.
Трап готов. Поднимаемся по нему на корабль. Трап качается под ногами, скрипит: р-р-р. Как качается трап? Идём на палубу, она гудит под ногами: р-р-р. Как гудит палуба? … Пора подать последний гудок. Произноси звук «Р» в конце каждого слова: Ва.., да.., спо.., топо.., бобё.., боксё.., монтё.., костё.., кате.., мото.., команди… Ребёнок выполняет.
Выходим в открытое море. Волны плещутся за бортом: рра, рро, ррэ, рры, рру. Ребёнок повторяет вслед за логопедом. Над кораблём чайки летают и кричат: арра, эррэ, ырры, орро, урру. Ребёнок, соединив большие пальцы, ладонями имитирует полёт чайки и повторяет за логопедом слоги.
Посмотри внимательно, впереди виднеется какой-то остров. Кто же нас на берегу встречает? Обезьянка. Она сначала испугалась: ра-ра, ры-ры, рэ-рэ! Ребёнок произносит слоги с мимикой и интонацией страха. Потом очень удивилась: ру-ру, ра-ра, ро-ро!? Но когда обезьянка увидела, что у нас есть вкусное варенье, обрадовалась: ры-ры, рэ-рэ, ру-ру!
Что же, давай угостим обезьянку нашими запасами. Какое у нас есть варенье? Варенье из бананов – банановое варенье, варенье из груш - .., варенье из персиков - .., варенье из брусники - .., варенье из абрикосов - .., варенье из мандаринов - …Ест обезьянка варенье и от удовольствия причмокивает: ра-ра-ра, ро-ро-ро, ры-ры-ры, ру-ру-ру, рэ-рэ-рэ. Ребёнок повторяет за логопедом слоговые цепочки.
Нужно отправляться дальше, а на память об этом острове соберём на берегу ракушки. Только брать нужно не любые ракушки, а те, в которых прячутся слова со звуком «Р». Слушай внимательно: волна, море, песок, остров, плавание, пираты, комары, облака, кальмары, парус, рыбаки, осьминог, краб, вёсла, брызги.
Продолжаем путешествие. Посмотри, рядом с нашим кораблём резвятся стаи рыб. Посмотри, чем одна стая отличается от другой. Рыбы играют, с плеском выпрыгивают из воды: арр, орр, ырр, урр, эрр, ирр. Ребёнок вслед за логопедом проговаривает слоги.
Итог занятия. – Подходит к концу наше морское путешествие. Разворачиваем корабль и берём курс домой. А какой звук помогал тебе сегодня в этом путешествии? Ребёнок: р-р-р…