Групповое занятие на тему: "Дифференциация букв Ж и Х"
Групповое занятие на тему: "Дифференциация букв Ж и Х"
Данное занятие предназначено для группы обучающихся, страдающих нарушением чтения и письма, обусловленных нарушением зрительного восприятия и неформированностью кинетической и динамической сторон двигательного акта письма. На занятии проводилось уточнение произношения звуков [ Ж ] и [ Х ], [ Х' ], соотнесение фонемы с графемой, развитие зрительного и фонематического восприятия обучающихся,совершенствование кинетических и динамических процессов акта письма, совершенствование словарного запаса,развитие памяти, мышления, внимания к языковым процессам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Групповое занятие на тему: "Дифференциация букв Ж и Х"»
Занятие с группой учащихся, страдающих нарушениями письма и чтения, обусловленными нарушениями зрительного восприятия и несформированностью кинетической и динамической стороны двигательного акта письма. (1 класс )
Тема: «Дифференциация букв Ж и Х в слогах и словах.»
Цели: - уточнение артикуляции звуков ж, х, х
- соотношение артикулемы с фонемой, графемой ;
- развитие зрительного и фонематического восприятия учащихся;
- совершенствование кинетических и динамических процессов акта письма;
- обогащение словарного запаса детей;
- развитие памяти, мышления, наблюдательности к языковым явлениям;
- формирование навыков организации учебной деятельности, самоконтроля, способности к переключению.
Оборудование:
- карточки со словами «мох», «муха», «худой»;
- картинки – помощники (жук, хомяк)
- доски, обтянутые фланелью, веревочки;
- зеркала;
- конверты с элементами букв (у каждого учащегося);
- карточки с буквами Ж и Х ;
- поощрительные звездочки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть.
1.Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели.
2.Речевая разминка.
Логопед просит посмотреть на доску, где записаны следующие слова: жук, жаба, каждый, желудь. Слова: мох, муха, худой - напечатаны на табличках.
Задание:
Прочитайте хором эти слова;
Вдохнули и на выдохе сказали первые три слова; опять вдохнули и на выдохе сказали теперь 5 слов; опять вдохнули и на выдохе сказали все слова.
Первые два задания выполняют все дети вместе с логопедом.
Один ученик должен громко назвать слова, написанные рукописным шрифтом. Все оставшиеся называют тихо слова, напечатанные на табличках.
II. Основная часть.
1. Ввод в тему занятия.
- А теперь внимательно посмотрите на слова на табличках. Какая буква встречается во всех этих словах?
(Х)
- Какая буква встречается во всех написанных на доске словах?
(Ж)
- Эти две буквы и будут главными на нашем сегодняшнем занятии.
(На наборное полотно выставляются карточки )
Ж
Х
Х
2. Уточнение артикуляции звуков ж, х, х.
- Давайте посмотрим, как работают наши органы артикуляции, когда мы произносим ж.
(Дети берут зеркала и наблюдают за работой губ, зубов, языка, следят за тем, какая преграда у выходящего изо рта воздуха, какой он: теплый или теплый).
Уточняется, что во время произношения ж :
- Губы вытянуты вперед и округлены;
- Зубы сближены до 2-3 мм.
- Кончик языка направлен к нёбу, боковые края прижаты к верхним зубам;
- Струя воздуха теплая;
- Работает «моторчик» (голосовые связки сомкнуты, звук звонкий).
Во время произношения звука х:
- Губы приоткрыты ;
- Зубы открыты ;
- Язык лежит свободно, корень языка несколько приподнят;
- Струя воздуха тёплая;
- «Моторчика» нет, звук глухой.
Во время произношения х все органы артикуляции работают аналогично, но более напряжены. Корень языка сильнее поднят и прижат к нёбу.
Идет наблюдение за особенностями произношения этих звуков.
Так же логопед предлагает ученикам подумать и вспомнить, где мы можем встретить эти звуки в природе.
(Дети говорят, что
жжж – это жужжание жука, звук летящего самолета, звук работающей электродрели или фена;
ххх – дедушкин храп, дыхание запыхавшегося после бега человека, звук насоса, накачивающего шину;
ххх – шипение кота,змеи.)
3.Соотнесение звуков с буквами.
Работа с печатными буквами.
Х- скрещенные ходули
Ж - жук
Обращается внимание, что слово «жук» начинается с Ж, а слово «ходули» с Х.
Работа с буквами рукописного шрифта.
- вписывается в очертания жука.
- раздувшиеся щеки хомяка.
(на доске картинки – помощники)
Обращается внимание, что слово «жук» начинается с Ж, а слово «хомяк» с Х .
4. Построение букв из палочек и веревочек.
Печатные буквы мы с ребятами строим из палочек, сопровождая свою работу стихами из книги Т.А.Куликовской «Мастерская букв»
Х -
Ж –
Буквы рукописного шрифта мы делаем из веревочек на досках, обтянутых фланелью.
- Для буквы «х» возьмем мы две дуги.
Их рядышком сложить мне помоги.
И выйдет буква-хохотушка,
Твоя веселая подружка.
- Много букв мы сделали уже.
И добрались, мой друг, до буквы «ж».
Чтоб сделать эту букву, нам
Придется постараться.
Два полукруга и зигзаг.
Вот это буква, братцы!
Вывод: наши опоры.
Звук Ж – губы округлены и выдвинуты вперед, язык вверху в виде чашечки, работает «моторчик».
Буква Ж – пишется с зигзагом внутри (зигзаг как бы показывает работу «мотора»).
Звуки х, х – губы приоткрыты, язык внизу, только корень языка поднят к нёбу, «мотора» нет.
Буква Х – пишется без зигзага (мотора нет).
5.Построение букв из элементов.
У каждого ученика конверт с элементами букв. Дети выбирают необходимые для построения букв Х и Ж элементы и делают эти буквы на столе, обращая внимание на различия в написании.
6.Поэлементная запись букв с проговариванием.
Ж: полукруг, зигзаг, полукруг.
Х: дуга (полукруг) и дуга (полукруг).
7.Чтение слогов хором.
Слоги представлены в печатном и рукописном вариантах.
жа – ха аха - ажа
хо – жо ажу - ужа
ху – жу ыжо - уха
жи – хы хуа – жуа …
8.Пальчиковая гимнастика.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
9.Выборочный диктант слогов.
а) Диктовка серии;
б) Отраженное проговаривание серии слогов;
в) запись серии.
По окончании диктанта обязательна проверка. При многочисленных ошибках переходить к дифференциации букв на материале слов нельзя. Продолжать работу на слоговом материале.
10.Переход к работе со словами.
Логопед просит детей придумать слова, в которых есть звук Ж , а затем слова, в которых есть звук Х или Х.
За каждое правильно придуманное слово ребенку дается звездочка. Победитель (набравший наибольшее количество звезд)награждается дружными аплодисментами.
Заключительная часть.
1.Подведение итогов.
- Какие звуки и буквы были у нас на занятии сегодня главными?
- Чем различаются звуки Х и Ж?
- Чем похожи и чем различаются буквы Х и Ж?
2. Оценка работы детей на занятии: похвала, замечания, пожелания.
На последующих занятиях с продолжается деятельность, направленная на дифференциацию звуков и букв Х и Ж. Последовательно ведется работа со словами, словосочетаниями, предложениями и текстами.
Завершается данный этап контрольным списыванием с печатного текста, написанием диктанта, диктанта с элементами изложения. (Тексты для проверочных работ подбираются такие, в которых имеется большое количество слов с буквами Ж и Х).