kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Групповое занятие на тему: "Дифференциация букв Ж и Х"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие предназначено для группы обучающихся, страдающих нарушением чтения и письма, обусловленных нарушением зрительного восприятия и неформированностью кинетической и динамической сторон двигательного акта письма. На занятии проводилось уточнение произношения звуков [ Ж ] и  [ Х ],  [ Х' ], соотнесение фонемы с графемой, развитие зрительного и фонематического восприятия обучающихся,совершенствование кинетических и динамических процессов акта письма, совершенствование словарного запаса,развитие памяти, мышления, внимания к языковым процессам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Групповое занятие на тему: "Дифференциация букв Ж и Х"»

Занятие с группой учащихся, страдающих нарушениями письма и чтения, обусловленными нарушениями зрительного восприятия и несформированностью кинетической и динамической стороны двигательного акта письма. (1 класс )


Тема: «Дифференциация букв Ж и Х в слогах и словах.»


Цели: - уточнение артикуляции звуков ж, х, х

- соотношение артикулемы с фонемой, графемой ;

- развитие зрительного и фонематического восприятия учащихся;

- совершенствование кинетических и динамических процессов акта письма;

- обогащение словарного запаса детей;

- развитие памяти, мышления, наблюдательности к языковым явлениям;

- формирование навыков организации учебной деятельности, самоконтроля, способности к переключению.


Оборудование:

- карточки со словами «мох», «муха», «худой»;

- картинки – помощники (жук, хомяк)

- доски, обтянутые фланелью, веревочки;

- зеркала;

- конверты с элементами букв (у каждого учащегося);

- карточки с буквами Ж и Х ;

- поощрительные звездочки.


ХОД ЗАНЯТИЯ


  1. Вводная часть.

1.Организационный момент.


Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели,

Друг на друга посмотрели.


2.Речевая разминка.

Логопед просит посмотреть на доску, где записаны следующие слова: жук, жаба, каждый, желудь. Слова: мох, муха, худой - напечатаны на табличках.

Задание:

  1. Прочитайте хором эти слова;

  2. Вдохнули и на выдохе сказали первые три слова; опять вдохнули и на выдохе сказали теперь 5 слов; опять вдохнули и на выдохе сказали все слова.

Первые два задания выполняют все дети вместе с логопедом.


  1. Один ученик должен громко назвать слова, написанные рукописным шрифтом. Все оставшиеся называют тихо слова, напечатанные на табличках.


II. Основная часть.


1. Ввод в тему занятия.

- А теперь внимательно посмотрите на слова на табличках. Какая буква встречается во всех этих словах?


(Х)


- Какая буква встречается во всех написанных на доске словах?


(Ж)


- Эти две буквы и будут главными на нашем сегодняшнем занятии.


(На наборное полотно выставляются карточки )


Ж


Х


Х





2. Уточнение артикуляции звуков ж, х, х.


- Давайте посмотрим, как работают наши органы артикуляции, когда мы произносим ж.


(Дети берут зеркала и наблюдают за работой губ, зубов, языка, следят за тем, какая преграда у выходящего изо рта воздуха, какой он: теплый или теплый).


Уточняется, что во время произношения ж :

- Губы вытянуты вперед и округлены;

- Зубы сближены до 2-3 мм.

- Кончик языка направлен к нёбу, боковые края прижаты к верхним зубам;

- Струя воздуха теплая;

- Работает «моторчик» (голосовые связки сомкнуты, звук звонкий).


Во время произношения звука х:

- Губы приоткрыты ;

- Зубы открыты ;

- Язык лежит свободно, корень языка несколько приподнят;

- Струя воздуха тёплая;

- «Моторчика» нет, звук глухой.


Во время произношения х все органы артикуляции работают аналогично, но более напряжены. Корень языка сильнее поднят и прижат к нёбу.

Идет наблюдение за особенностями произношения этих звуков.


Так же логопед предлагает ученикам подумать и вспомнить, где мы можем встретить эти звуки в природе.

(Дети говорят, что

жжж – это жужжание жука, звук летящего самолета, звук работающей электродрели или фена;

ххх – дедушкин храп, дыхание запыхавшегося после бега человека, звук насоса, накачивающего шину;

ххх – шипение кота,змеи.)


3.Соотнесение звуков с буквами.


Работа с печатными буквами.


Х- скрещенные ходули

Ж - жук

Обращается внимание, что слово «жук» начинается с Ж, а слово «ходули» с Х.



Работа с буквами рукописного шрифта.


- вписывается в очертания жука.


- раздувшиеся щеки хомяка.


(на доске картинки – помощники)

Обращается внимание, что слово «жук» начинается с Ж, а слово «хомяк» с Х .


4. Построение букв из палочек и веревочек.


Печатные буквы мы с ребятами строим из палочек, сопровождая свою работу стихами из книги Т.А.Куликовской «Мастерская букв»


Х -







Ж –








Буквы рукописного шрифта мы делаем из веревочек на досках, обтянутых фланелью.



- Для буквы «х» возьмем мы две дуги.

Их рядышком сложить мне помоги.

И выйдет буква-хохотушка,

Твоя веселая подружка.


- Много букв мы сделали уже.

И добрались, мой друг, до буквы «ж».

Чтоб сделать эту букву, нам

Придется постараться.

Два полукруга и зигзаг.

Вот это буква, братцы!



Вывод: наши опоры.

Звук Ж – губы округлены и выдвинуты вперед, язык вверху в виде чашечки, работает «моторчик».

Буква Ж – пишется с зигзагом внутри (зигзаг как бы показывает работу «мотора»).


Звуки х, х – губы приоткрыты, язык внизу, только корень языка поднят к нёбу, «мотора» нет.

Буква Х – пишется без зигзага (мотора нет).


5.Построение букв из элементов.


У каждого ученика конверт с элементами букв. Дети выбирают необходимые для построения букв Х и Ж элементы и делают эти буквы на столе, обращая внимание на различия в написании.


6.Поэлементная запись букв с проговариванием.

Ж: полукруг, зигзаг, полукруг.

Х: дуга (полукруг) и дуга (полукруг).


7.Чтение слогов хором.

Слоги представлены в печатном и рукописном вариантах.


жа – ха аха - ажа

хо – жо ажу - ужа

ху – жу ыжо - уха

жи – хы хуа – жуа …


8.Пальчиковая гимнастика.


Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.


Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.


9.Выборочный диктант слогов.


а) Диктовка серии;

б) Отраженное проговаривание серии слогов;

в) запись серии.


По окончании диктанта обязательна проверка. При многочисленных ошибках переходить к дифференциации букв на материале слов нельзя. Продолжать работу на слоговом материале.


10.Переход к работе со словами.


Логопед просит детей придумать слова, в которых есть звук Ж , а затем слова, в которых есть звук Х или Х.

За каждое правильно придуманное слово ребенку дается звездочка. Победитель (набравший наибольшее количество звезд)награждается дружными аплодисментами.


  1. Заключительная часть.

1.Подведение итогов.


- Какие звуки и буквы были у нас на занятии сегодня главными?

- Чем различаются звуки Х и Ж?


- Чем похожи и чем различаются буквы Х и Ж?


2. Оценка работы детей на занятии: похвала, замечания, пожелания.



На последующих занятиях с продолжается деятельность, направленная на дифференциацию звуков и букв Х и Ж. Последовательно ведется работа со словами, словосочетаниями, предложениями и текстами.

Завершается данный этап контрольным списыванием с печатного текста, написанием диктанта, диктанта с элементами изложения. (Тексты для проверочных работ подбираются такие, в которых имеется большое количество слов с буквами Ж и Х).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Групповое занятие на тему: "Дифференциация букв Ж и Х"

Автор: Страхова Елена Викторовна

Дата: 19.08.2015

Номер свидетельства: 226014

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект группового занятия  по дифференциации звуков и букв ш-ж в словах, словосочетаниях и предложениях. "
    ["seo_title"] => string(124) "konspiekt-ghruppovogho-zaniatiia-po-diffierientsiatsii-zvukov-i-bukv-sh-zh-v-slovakh-slovosochietaniiakh-i-priedlozhieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "156362"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421414638"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект группового занятия по коррекции дисграфии на тему: "Дифференциация букв о-а""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_gruppovogo_zaniatiia_po_korrektsii_disgrafii_na_temu_differentsiatsiia_"
    ["file_id"] => string(6) "489566"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1544276271"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспек группового занятия в 1 классе "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiek-ghruppovogho-zaniatiia-v-1-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "136406"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417101403"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект группового занятия в 1 классе "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-ghruppovogho-zaniatiia-v-1-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "136453"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417107077"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Презентация для логопедического занятия с учащимися 2-го класса на тему "Дифференциация согласных Б-П""
    ["seo_title"] => string(112) "priezientatsiiadlialoghopiedichieskoghozaniatiiasuchashchimisia2ghoklassanatiemudiffierientsiatsiiasoghlasnykhbp"
    ["file_id"] => string(6) "267724"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450448822"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства