Тема. Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство: о-а.
Цель. Дифференциация букв о-а в слогах и словах.
Задачи:
- вырабатывать у обучающихся умения различать буквы о-а на материале слогов, слов;
- развивать зрительное восприятие, внимание и память;
- развивать оптико-пространственную ориентировку;
- развивать фонематические процессы;
- развивать звуко-слоговой анализ и синтез;
- корригировать эмоциональную сферу обучающихся на основе формирования положительных качеств (радость, отзывчивость, взаимопомощь);
- развивать общую моторику.
Оборудование: мультимедийная презентация;карточки с буквами О, А; предметные картинки к игре «Молчанка»; тетради, ручки; карточки со словами с пропущенными буквами.
Краткий ход занятия.
I. Организационный момент.
Учитель- логопед приветствует детей, предлагает каждому назвать любой гласный звук, занять свои места.
II. Повторение пройденного.
- Характеристика гласных звуков.
III. Сообщение темы занятия.
-Выделение первого гласного звука в именах 2 героев м/ф : Ох, Ах (герои м/ф показаны на экране). Сравнение артикуляции звуков. Называние признаков различия, сходства звуков.
-Сообщение темы занятия.
IV. Основная часть.
1. Дифференциация о-а в слогах.
- Произнесение слоговых рядов со звуками [о], [а].
- Чтение слогов с буквами о, а по слоговым таблицам (на экране)
2. Соотнесение печатных образцов букв с буквами рукописного шрифта.
- Показ букв о, а, написанных разным шрифтом (образцы букв на экране).
- Письмо букв о, а под диктовку (учитель-логопед произносит звуки, обучающиеся записывают их в тетради).
3. Дифференциация о-а в словах.
-Выделение звуков [о], [а] в словах, показ соответствующих букв обучающимися. Игра «Молчанка» (учитель-логопед показывает предметные картинки, дети показывают карточки с буквами о, а): облако, осень, арбуз, ослик, антенна, автобус, обруч, апельсин, ананас, очки.
-Динамическая пауза.
Учитель-логопед предлагает выполнять действия вместе с Охом, и Ахом, сопровождая их соответствующими междометиями.
Ах восторгается осенней природой: «Ах!»
Оху тяжело встать со стула: «Ох!»
Ах весело шагает по дорожке и радуется всему вокруг: «Ах!»
Ох еле –еле идёт, опустив голову, и тяжело вздыхает: «Ох!»
Ах увидел гриб, срезал его и сказал: «Ах!»
Ох наклонился, тяжело разогнулся и промолвил: «Ох!»
А мы вместе с Ахом вдохнём приятный осенний воздух и дружно скажем: «Ах! Как хорошо!»
- Запись слов с буквами о, а в 2 столбика по наличию в них букв о, а, составление слоговых схем слов (работа у доски и в тетрадях).
-Добавление пропущенных букв о, а в слова (работа по карточкам). Взаимопроверка правильности выполнения задания обучающимися.
V. Подведение итогов занятия.
-Обучающиеся называют слова со звуками о, а (каждый по 2 слова), повторяют признак различия букв о, а.
-Учитель-логопед предлагает обучающимся устно оценить работу друг друга на занятии. Затем каждый обучающийся показывает картинку с изображением одного из героев м/ф, оценивая свою работу на занятии: Ах-хорошо, Ох- нужно постараться.