kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дифференциация "р"-"л" в словах, в словосочетаниях и в предложениях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

выработать чёткую дифференциацию звуков, уточнить их характеристику и разницу в артикуляции.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация "р"-"л" в словах, в словосочетаниях и в предложениях.»
































Конспект занятия по логопедии, проведенного в 6 классе

ОГКОУ «Ивановская школа-интернат №3» 18.11.2019

Учителем-логопедом Клубовой Е.В.


Тема: «Дифференциация р-л, в словах, в словосочетаниях, в предложениях».

Тип и вид: Открытие нового знания.

Цель: Создание условий для формирования умения дифференцировать звуки [р] – [л] и буквы р-л в словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи:


Коррекционно - образовательные:

  • выработать чёткую дифференциацию (различение) звуков [р] – [л], уточнить их характеристику и разницу в артикуляции;

Коррекционно - развивающие:

  • Совершенствовать фонематическое восприятие; артикуляционную моторику, мимические мышцы лица;

  • Систематизировать и закрепить знания об сезонных изменениях в природе; об осенних явлениях;

Воспитательные:

  • воспитывать познавательную активность, интерес к изучению языка, внимание к звучанию собственной речи.


Основные понятия: Звуки р – л; их характеристика.

Форма занятия: Фронтальная, индивидуальная.

Методы: Активные методы обучения, словесный метод, практический метод, наглядный метод.

Приемы: Побуждающий диалог

Оборудование: ИКТ, наглядный материал, раздаточный материл с заданиями.





















Организационный момент

Время: 5 минут

-Здравствуйте ребята.


- Ребята, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся.

Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами!


Дыхательная гимнастика:

- Надуйте шар - держа в руках воображаемый шар.

На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот.

На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар (повторить 3—4 раза в медленном темпе).


- Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? Какое время года? Какое время года было и что идет?



Дети настраиваются на урок.




Смотрят друг на друга, улыбаются.







Выполняют дыхательную гимнастику.





- 2, октябрь. Осень. Лето. Зима.


Подготовка к основному этапу

- Сегодня мы с вами будем учится различать звуки, а какие, мы с вами сейчас узнаем, отгадав загадки:

На минуту в землю врос Разноцветный чудо – мост. Чудо – мастер смастерил Мост высокий без перил. (Радуга)


-Что это? Какой первый звук в слове радуга?

С неба хлынула вода,
Дождь идёт, как из ведра.
Будто ночь настала днём,
Как мы дождь такой зовём? (Ливень)


-Что это? Какой первый звук в слове ливень?

Утром капельки воды
На траве увидишь ты,
В каплях лепестки цветов,
В каплях листики кустов.
Пьёт из капельки оса.
Эти капельки — ...(роса)


-А это что? Какой первый звук в слове роса?

Пришла желанная весна,
Река встряхнулась ото сна
И, как дельфины выгнув спины,
Поплыли вниз по речке ...(льдины)


-Что это? Какой первый звук в слове льдины?


-Ребята, как вы думаете, какие звуки мы будет учиться с вами различать?


- А что мы сейчас с вами отгадывали? как назвать это одним словом?


- А что такое сезонные изменения в природе?

Просмотр мультфильма о сезонных изменениях в природе. (4 мин.)

Вопросы по просмотренному:


- Ребята, о чем этот мультфильм?




- А что происходит с природой осенью?











- Радуга, звук Р.






-Ливень, звук Л’








- Роса, звук Р.






-Льдины, звук Л’


-На уроке мы будем учиться различать звуки Р-Л.


-Явления природы; сезонные изменения в природе.

- Это изменение признаков и погодных условий в разные времена года.



- Этот мультфильм о временах года; о сезонных изменениях в природе.


- Осенью желтеют и опадают листья, становиться пасмурно и идут дожди.


Усвоение новых знаний и способов действий

- А сейчас мы с вами будем читать чистоговорки, четко и громко проговаривая каждое слово, особенно звуки р-л.


Ра-ра-ра, ра-ра-ра

На дворе у нас гора.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру

Собирайте детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры

Покатаемся с горы.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра

Очень рада детвора.


Лы-лы-лы, лы-лы-лы

забивали мы голы,

лу-лу-лу, лу-лу-лу

возле окон на полу,

ла-ла-ла, ла-ла-ла

не заметили стекла.

лу-лу-лу, лу-лу-лу

мы не били по стеклу,

ла-ла-ла, ла-ла-ла

только нет в окне стекла.


Рю-рю-рю, рю-рю-рю Как я много говорю! Ри-ри-ри, ри-ри-ри От зари и до зари. Ре-ре-ре, ре-ре-ре О горе и о норе. Рё-рё-рё, рё-рё-рё Про ребят и про Ря-ря-ря, ря-ря-ря Про озера и моря.

Ла-ла-ла – вот пила.
Лой-лой-лой – пилим мы пилой.
Лы-лы-лы – вот нет пилы.
Лу-лу-лу – сломали пилу.
Лу-лу-лу – купили новую пилу.

- Ребята, давайте вспомним характеристику звуков р – л.


- Р- этой буквой мы обозначаем на письме, звук р. Когда мы говорим звук р, зубки у нас открыты, язычок вверх, язычок упирается за верхние зубы, он работает, вибрирует, дребезжит. Приложите ладонь к шее тыльной стороной, почувствуйте, как дребезжит горлышко. (Опор на картинки и показ учителя).


-Давайте представим, что мы с вами тигры и порычим (р-р-р).


- Л- этой буквой мы обозначаем на письме, звук л. Когда мы говорим звук л, губы у нас немного приоткрыты, зубы открыты. Язычок смотрит наверх, упирается за верхние зубки.


- Давайте попробуем погудеть, как самолет ( л – л-л).



-Чем похожи эти звуки? Какими они могут быть?


- А какое есть различие у этих звуков?


Пальчиковая игра «Осень».

Осень, осень, приходи!

Осень, осень, погляди.

Листья желтые кружатся,

Тихо на землю ложатся.

Солнце нас уже не греет.

Ветер дует все сильнее.

К югу улетели птицы.

Дождик к нам в окно стучится.

Шапки, куртки одеваем и ботинки надеваем.

Знаем месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь.


- Обратите внимание, у вас на партах лежат листочки, возьмите их. Прочитайте задание про себя. Кто прочитает задание вслух?


Заменить в слове звук [р] на [л]. Произнести получившуюся пару слов, выделяя голосом звуки [р,л] .


Рама –  лама

Рожь – ложь

Рак – лак

Розы – лозы


Пир – пил

Бурка – булка

Брошка – блошка

Игра – игла



Лама- Южноамериканское вьючное животное из сем. Верблюдов.

Ложь – Намеренное искажение истины, неправда.

Лозы- название тонкой и длинной разновидности стебля.

Бурка- Длинный плащ из тонкого войлока с козьей шерстью.

Блошка- Маленькое прыгающее насекомое-паразит.

Пир- большой званый обед, угощение.


- На выполнение этого задания я даю вам 2 минуты, затем мы проверим то, что у вас получилось.


- Чему мы с вами сейчас научились?


-Одинаково они произносятся?


Физкультминутка «Мы листики осенние»


Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Слушают.








Читают чистоговорки вслух.
































Р- СОГЛ., ЗВОНКИЙ, МОЖЕТ БЫТЬ ТВ. И МЯГК.






Внимательно слушают.







Повторяют за учителем.




Слушают.




Повторяют за учителем.



- Эти звуки согласные, они ВСЕГДА ЗВОНКИЕ могут быть звонкие и твердые.


- Эти звуки по – разному произносятся.



Выполняют пальчиковую игру.















Читают задание про себя; вслух.





















Выполняют задание.



- Мы научились заменять один звук на другой, так, чтобы получилось слово.

-Звуки р-л произносятся по – разному.










Выполняют физкультминутку.








Раздаточный материал

Первичная проверка понимания

- Сейчас мы попробуем с вами составить словосочетания, с помощью тех картинок, которые у меня на доске.

Картинки: солнышко, радуга, льдина, роза, трава.


-Ваша задача ответить мне, что и какого цвета, используя картинки на доске.


Разноцветная, желтое, белая, красная, зеленая.


- Чему мы с вами учились?


-Давайте вернемся к нашим листочкам с заданиями. Обратите внимание на задание под № 2. Прочитай задание про себя, попробуйте выполнить его самостоятельно. Затем мы проверим, что у вас получилось.

Вставьте пропущенные буквы р-л в словах, где есть пропуски.

Вот и наступи...а осень. П…ишла пора уби…ать урожай. Ваня и Федя копают картофе…ь. Вася собирает свек…у и мо…ковь, а Феня фасоль. В саду много с…ив. Вера собирает ф…укты и отправляет их в школьную сто…овую. Там всех угощают спе…ыми и вкусными ф…уктами.

Фасоль - бобовое растение с длинными узкими плодами.

-Чему мы с вами учились?







Выполняют задания вместе с учителем.





- Мы научились составлять словосочетания со звуками р-л.









Выполняют задание самостоятельно.




- Мы учились вставлять пропущенные буквы р-л в словах.







Раздаточный материал

Обобщение и систематизация знаний


- Обратите внимание на задание под номером № 3. Прочитайте про себя задание и попробуйте его выполнить самостоятельно.

Внимательно посмотри на лепестки цветочка, что это за предмет на них изображен, собери цветочки сначала со звуком р, потом со звуком л.



Выполняют самостоятельно задание.



Раздаточный материал

Контроль и самопроверка знаний


-Чему учились? (различать, узнавать).


-Что можно о них сказать? Они похожи между собой?


- О каких признаках природы мы говорили?

- Мы учились различать звуки р-л.

- Звуки р – л являются согласными, могут быть твердыми и мягкими, но они имеют разное произношение.

-Мы говорили о сезонных изменениях природы.


Рефлексия


- Итак, наш урок подходит к концу,

давайте оценим свою работу на уроке,

а для этого продолжим фразы, которые

на экране.

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке мне было

интересно…

Сегодня на уроке мне было трудно…

-Кто может продолжить первую

фразу?

- Спасибо за урок!






Размышляют. Оценивают свою деятельность. Продолжают фразы.






Наглядный материал.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дифференциация "р"-"л" в словах, в словосочетаниях и в предложениях.

Автор: Клубова Екатерина Валерьяновна

Дата: 20.10.2019

Номер свидетельства: 523424

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Открытый урок на тему:«Дифференциация Ц-Ч в словах, словосочетаниях,предложениях» "
    ["seo_title"] => string(96) "otkrytyi-urok-na-tiemu-diffierientsiatsiia-ts-ch-v-slovakh-slovosochietaniiakh-priedlozhieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "236364"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444047919"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП на тему: " Безударное О. Дифференциация Д-Т. Зимующие птицы""
    ["seo_title"] => string(101) "konspiektindividualnoghozaniatiiaporsvifpnatiemubiezudarnoieodiffierientsiatsiiadtzimuiushchiieptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "266742"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450225220"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Синтаксическая связь в слове и предложениях . Согласование"
    ["seo_title"] => string(61) "sintaksichieskaiasviazvslovieipriedlozhieniiakhsoghlasovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "330397"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464247079"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект группового занятия  по дифференциации звуков и букв ш-ж в словах, словосочетаниях и предложениях. "
    ["seo_title"] => string(124) "konspiekt-ghruppovogho-zaniatiia-po-diffierientsiatsii-zvukov-i-bukv-sh-zh-v-slovakh-slovosochietaniiakh-i-priedlozhieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "156362"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421414638"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Презентация для урока:«Дифференциация звуков [б] - [п] и букв Б,П в словах, словосочетаниях и предложениях»"
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_dlia_uroka_diffierientsiatsiia_zvukov_b_p_i_bukv_b_p_v_slovakh_s"
    ["file_id"] => string(6) "392751"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1487301792"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства