Организационный момент Время: 5 минут | -Здравствуйте ребята. - Ребята, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами! Дыхательная гимнастика: - Надуйте шар - держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар (повторить 3—4 раза в медленном темпе). - Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? Какое время года? Какое время года было и что идет? | Дети настраиваются на урок. Смотрят друг на друга, улыбаются. Выполняют дыхательную гимнастику. - 2, октябрь. Осень. Лето. Зима. | |
Подготовка к основному этапу | - Сегодня мы с вами будем учится различать звуки, а какие, мы с вами сейчас узнаем, отгадав загадки: На минуту в землю врос Разноцветный чудо – мост. Чудо – мастер смастерил Мост высокий без перил. (Радуга) -Что это? Какой первый звук в слове радуга? С неба хлынула вода, Дождь идёт, как из ведра. Будто ночь настала днём, Как мы дождь такой зовём? (Ливень) -Что это? Какой первый звук в слове ливень? Утром капельки воды На траве увидишь ты, В каплях лепестки цветов, В каплях листики кустов. Пьёт из капельки оса. Эти капельки — ...(роса) -А это что? Какой первый звук в слове роса? Пришла желанная весна, Река встряхнулась ото сна И, как дельфины выгнув спины, Поплыли вниз по речке ...(льдины) -Что это? Какой первый звук в слове льдины? -Ребята, как вы думаете, какие звуки мы будет учиться с вами различать? - А что мы сейчас с вами отгадывали? как назвать это одним словом? - А что такое сезонные изменения в природе? Просмотр мультфильма о сезонных изменениях в природе. (4 мин.) Вопросы по просмотренному: - Ребята, о чем этот мультфильм? - А что происходит с природой осенью? | - Радуга, звук Р. -Ливень, звук Л’ - Роса, звук Р. -Льдины, звук Л’ -На уроке мы будем учиться различать звуки Р-Л. -Явления природы; сезонные изменения в природе. - Это изменение признаков и погодных условий в разные времена года. - Этот мультфильм о временах года; о сезонных изменениях в природе. - Осенью желтеют и опадают листья, становиться пасмурно и идут дожди. | |
Усвоение новых знаний и способов действий | - А сейчас мы с вами будем читать чистоговорки, четко и громко проговаривая каждое слово, особенно звуки р-л. Ра-ра-ра, ра-ра-ра На дворе у нас гора. Ру-ру-ру, ру-ру-ру Собирайте детвору. Ры-ры-ры, ры-ры-ры Покатаемся с горы. Ра-ра-ра, ра-ра-ра Очень рада детвора. Лы-лы-лы, лы-лы-лы забивали мы голы, лу-лу-лу, лу-лу-лу возле окон на полу, ла-ла-ла, ла-ла-ла не заметили стекла. лу-лу-лу, лу-лу-лу мы не били по стеклу, ла-ла-ла, ла-ла-ла только нет в окне стекла. Рю-рю-рю, рю-рю-рю Как я много говорю! Ри-ри-ри, ри-ри-ри От зари и до зари. Ре-ре-ре, ре-ре-ре О горе и о норе. Рё-рё-рё, рё-рё-рё Про ребят и про Ря-ря-ря, ря-ря-ря Про озера и моря. Ла-ла-ла – вот пила. Лой-лой-лой – пилим мы пилой. Лы-лы-лы – вот нет пилы. Лу-лу-лу – сломали пилу. Лу-лу-лу – купили новую пилу. - Ребята, давайте вспомним характеристику звуков р – л. - Р- этой буквой мы обозначаем на письме, звук р. Когда мы говорим звук р, зубки у нас открыты, язычок вверх, язычок упирается за верхние зубы, он работает, вибрирует, дребезжит. Приложите ладонь к шее тыльной стороной, почувствуйте, как дребезжит горлышко. (Опор на картинки и показ учителя). -Давайте представим, что мы с вами тигры и порычим (р-р-р). - Л- этой буквой мы обозначаем на письме, звук л. Когда мы говорим звук л, губы у нас немного приоткрыты, зубы открыты. Язычок смотрит наверх, упирается за верхние зубки. - Давайте попробуем погудеть, как самолет ( л – л-л). -Чем похожи эти звуки? Какими они могут быть? - А какое есть различие у этих звуков? Пальчиковая игра «Осень». Осень, осень, приходи! Осень, осень, погляди. Листья желтые кружатся, Тихо на землю ложатся. Солнце нас уже не греет. Ветер дует все сильнее. К югу улетели птицы. Дождик к нам в окно стучится. Шапки, куртки одеваем и ботинки надеваем. Знаем месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. - Обратите внимание, у вас на партах лежат листочки, возьмите их. Прочитайте задание про себя. Кто прочитает задание вслух? Заменить в слове звук [р] на [л]. Произнести получившуюся пару слов, выделяя голосом звуки [р,л] . Рама – лама Рожь – ложь Рак – лак Розы – лозы | Пир – пил Бурка – булка Брошка – блошка Игра – игла | Лама- Южноамериканское вьючное животное из сем. Верблюдов. Ложь – Намеренное искажение истины, неправда. Лозы- название тонкой и длинной разновидности стебля. Бурка- Длинный плащ из тонкого войлока с козьей шерстью. Блошка- Маленькое прыгающее насекомое-паразит. Пир- большой званый обед, угощение. - На выполнение этого задания я даю вам 2 минуты, затем мы проверим то, что у вас получилось. - Чему мы с вами сейчас научились? -Одинаково они произносятся? Физкультминутка «Мы листики осенние» Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.) На ветках мы сидим. Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.) Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. (Присели.) Ветер снова набежал И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.) Закружились, полетели И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.) | Слушают. Читают чистоговорки вслух. Р- СОГЛ., ЗВОНКИЙ, МОЖЕТ БЫТЬ ТВ. И МЯГК. Внимательно слушают. Повторяют за учителем. Слушают. Повторяют за учителем. - Эти звуки согласные, они ВСЕГДА ЗВОНКИЕ могут быть звонкие и твердые. - Эти звуки по – разному произносятся. Выполняют пальчиковую игру. Читают задание про себя; вслух. Выполняют задание. - Мы научились заменять один звук на другой, так, чтобы получилось слово. -Звуки р-л произносятся по – разному. Выполняют физкультминутку. | Раздаточный материал |
Первичная проверка понимания | - Сейчас мы попробуем с вами составить словосочетания, с помощью тех картинок, которые у меня на доске. Картинки: солнышко, радуга, льдина, роза, трава. -Ваша задача ответить мне, что и какого цвета, используя картинки на доске. Разноцветная, желтое, белая, красная, зеленая. - Чему мы с вами учились? -Давайте вернемся к нашим листочкам с заданиями. Обратите внимание на задание под № 2. Прочитай задание про себя, попробуйте выполнить его самостоятельно. Затем мы проверим, что у вас получилось. Вставьте пропущенные буквы р-л в словах, где есть пропуски. Вот и наступи...а осень. П…ишла пора уби…ать урожай. Ваня и Федя копают картофе…ь. Вася собирает свек…у и мо…ковь, а Феня фасоль. В саду много с…ив. Вера собирает ф…укты и отправляет их в школьную сто…овую. Там всех угощают спе…ыми и вкусными ф…уктами. Фасоль - бобовое растение с длинными узкими плодами. -Чему мы с вами учились? | Выполняют задания вместе с учителем. - Мы научились составлять словосочетания со звуками р-л. Выполняют задание самостоятельно. - Мы учились вставлять пропущенные буквы р-л в словах. | Раздаточный материал |