Просмотр содержимого документа
«"Автоматизация звуков Р и Рь в слогах, словах, фразах"»
Конспект индивидуального занятия по речевому развитию в сенсорной комнате
Цель: автоматизация звука «Р» и «Рь» в слогах, словах, фразах.
Задачи:
- развивать умение согласовывать существительные с прилагательными;
- образовывать относительные прилагательные;
- использовать в речи предлоги;
- развивать фонематический слух;
- развивать мелкую моторику;
- развивать координацию движений;
- формировать процессы восприятия, используя все анализаторы.
Оборудование: сухой бассейн с шариками, шарики марблс, камешки кабошоны, картинка на звуки «Р» и «Рь», волшебный мешочек, коробочки для шариков и камушков
Орг. момент.
(ребенок и логопед входят в сенсорную комнату, здоровается с гостями)
Логопед: сейчас я загадаю загадку. А предметы, которые находятся в нашей «волшебной комнате», помогут ее отгадать:
Круглый, гладкий, как арбуз
Цвет – любой, на разный вкус.
Ребенок: Шарик (мячик)
Логопед: подойдем к сухому бассейну присядем возле бортиков, и выполним упражнение:
Руки в бассейн опущу,
Тщательно прополощу.
Ну, а теперь по порядку
Выну, стряхну, разотру.
Логопед: молодец. Залезай в бассейн. Садись удобно. Сейчас мы будем продолжать учиться говорить слова наоборот. Возьми один шарик. Какого он цвета? (ответ ребенка). Приложи его к правой щеке. Тебе тепло или холодно? Какой шарик? (ответ ребенка). Согрей его теплом своих рук, перекладывай из рук в руки. Вот он был в левой руке, а теперь, наоборот, в правой. Положи шарик к левой щеке, каким стал? Был холодным, а стал теплым. Погладь шарик. Какой он? (ответ ребенка). Покатай его по бортику бассейна, ведь все круглое любит кататься.
Найди в бассейне шарик, который отличается от других (шарик МАРБЛС). Почему ты так решил? Чем они отличаются? (ответ ребенка)
Логопед: первый большой, пластмассовый, а второй маленький и стеклянный. Этот шарик тоже любит кататься, но он еще может сделать массаж нашим ладошкам.
Массаж шариками
Он стеклянный, вот какой!
Меж ладошками кладём,
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем,
Свои ручки развиваем!
Логопед: массаж сделали. Поиграем в игру «Тяжелый – легкий». Возьми один маленький стеклянный шарик, положи его в волшебный мешочек. Подбрось мешочек с шариком вверх. Почему ты так высоко смог его подбросить? (ответ ребенка). А теперь соберем все шарики в мешочек. Сколько их? (ответ ребенка). Попробуй подбросить так же высоко. Почему не смог? (ответ ребенка)
Логопед: а теперь нам пора поиграть с нашим язычком (ребенок вылезает из бассейна и проходит к сенсорному столу. Садиться на стул)
Сегодня мы будет выполнять необычную артикуляционную гимнастику. Одновременно с нашим языком будут работать наши руки.
Артикуляционная гимнастика с использованием песка и шариков «Марблс»
- «Месим тесто»- губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «пя-пя-пя», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.
- «Индюки»- языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в песке.
- «Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
- «Часики»- языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
-«Лошадка»- щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».
- «Сильный мотор» (произносить звук «Р», проводя указательным пальцем по песку (сделать широкую дорожку)
- «Слабый мотор» (произносить мягкий звук «Рь», делая мизинцем дорожку на песке)
Логопед: понравилась необычная зарядка для языка на песке? (ответ ребенка). Тогда продолжим играть с песком и разноцветными камешками.
Следующая игра «Ушки на макушке» (развитие фонематических представлений) – ребенок выкладывает на широкой дорожке или на узкой дорожке на песке камушки синего или зеленого цвета в зависимости от того, какой звук услышали («Р» или «Рь») затем ребенок «шагает» пальчиками по шарикам и произноси изолированно звук «Р», затем «Рь» («Ты по камушкам шагай, звуки четко называй»).
Логопед: Ты очень хорошо произнес звук «Р» и звук «Рь» и сегодня мы продолжим учиться говорить слоги и слова с этими звуками.
Логопед: Присядем на коврик. Следующая игра называется «Шарик мне назад верни, слоги верно повтори» (прокатывать шарик четко повторять слоги: ра, ро, ру, ры, рю, рё, ря, ри, ар, ир, ор, уру, ири, ара, оро.
Логопед: молодец. Очень хорошо повторил слоги. А теперь «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова».
Логопед: у меня в руке один шарик. Я буду произносить разные слоги и класть шарик на коврик, а ты будешь класть другой шарик и произносить только слог РА и у нас получаться разные слова: го-ра, но-ра, жа-ра, ко-ра; а теперь ты произносишь только слог РЫ: ша-ры, но-ры, го-ры.
Логопед: а теперь немного отдохнем. Выполним фонематическую зарядку
Логопед: встань возле бассейна и внимательно слушайте условие игры. Я назову слово, а ты возьми шарик синего цвета, если звук «Р» в слове звучит твердо, если мягко – зеленый шарик, а если звука «Р» или «Рь» в слове нет присядь на корточки (слова: зима, карандаш, матрешка, мороз, луч, самолет, речка, почки, солнышко, капель).
Логопед: отдохнул? Сейчас ты играл с большими шариками, а маленькие стеклянные что-то заскучали. Вот следующая наша игра так и называется «Большой – маленький» (с шариками из бассейна и шариками марблс). Я назову, когда предмет большой и возьму большой шарик, а ты назови маленький и возьмешь маленький стеклянный шарик, например: - Большое ведро, а маленькое ... ведёрко,
Слова: большой барабан, а маленький ... барабанчик, большой корабль, а маленький ... кораблик, большая рыба, а маленькая ... рыбка, большая гора – маленькая горка,
Логопед:и еще одно задание. Рассмотри на картинке предметы. Выложи столько камешков, сколько найдешь предметов, в названии которых есть звук «Р»(синим) или звук «Рь» (зеленым). Назови эти предметы
Итог
Логопед: посмотри – это два смайлика (без улыбки). Если тебе сегодня понравилось на занятии, было интересно, легко, ты справилась со всеми заданиями - возьмите разноцветные камешки кабошоны и сделай радостного смайлика, если встречались трудности и было не интересно - то грустного (ребенок выкладывает). Спасибо. До свидания.