5) создавать благоприятный психологический настрой.
- воспитательные:
1)Соблюдать правила поведения на занятии;
2) Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
3)Воспитывать умение слушать учителя, выполнять инструкции;
Оборудование: письмо от Лунтика, презентация артикуляционной гимнастики, артикуляционный профиль звука, мяч, звуковая дорожка, слоговые ромашки, медаль «Подружилась со звуком «Р».
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Здравствуй. С каким настроением ты сегодня пришла ко мне заниматься? С хорошим или плохим?
У нас будет необычное занятие, к нам придет на занятие Лунтик, мы с ним совершим небольшое путешествие.
Но перед тем как отправиться в путь послушай стихотворение, которое я прочитаю, и скажи, какой звук здесь встречается чаще:
Ранним утром кое- как,
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь надо где-то жить.
Работать раку не охота,
Не радует его работа.
Скажи, какой звук здесь встретился чаще.
Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука «р»в слогах, словах, предложениях. Ещё на занятии ты будешь учиться выделять на слух слова со звуком «р». Научимся определять звук в начале, середине и в конце слова, а для этого нам нужна хорошая память и внимание.
2.Артикуляционная гимнастика.
Но перед тем как отправиться на поиски звука, давай потренируем язычок.
Смотри внимательно в зеркало и делай упражнения. (Презентация)
Теперь наш язычок готов к работе.
Как ты думаешь, для чего мы делали гимнастику.
3.Уточнение артикуляционного уклада звука «Р».
Давай вспомним, чем отличаются гласные звуки от согласных
Сначала скажи что мы знаем о гласных звуках (когда мы произносим гласные звуки, воздух проходит через рот свободно, нам ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные можно петь.)
Что мы знаем о согласных звуках (когда мы их произносим нам мешает или губы, или зубы, или язык).
Давай закроем глазки и произнесём звук «Р», сначала я затем ты. (Произносит и определяет, что мешает язык, не даёт воздуху пройти).
Какой это звук: гласный или согласный.
Этот звук мы пропеть не можем.
Давай вспомним, как правильно мы учились произносить звук (артикуляционный профиль звука)
Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука (губы-полураскрыты, улыбаются; зубы разомкнуты)
Где находится кончик языка (поднят вверх и дрожит)
Вот посмотри, когда я шла на занятие к тебе, то мне вручили письмо от Лунтика и его друзей. Он пишет, что хотел со своими друзьями поехать в зоопарк, но вредные гусеницы украли звук в названиях животных и они не смогут узнать, кто в какой клетке живёт. Давай поможем Лунтику и его друзьям отыскать этот звук.
Они поедут на машине, давай поможем завести моторчик машины, чтобы доехать до зоопарка. (Звуковая дорожка на звук р)
Проведи пальцем по дорожке, произнося отчётливо: РРРРР
Правильно, пока Лунтик едет в зоопарк, предлагаю немного отдохнуть.
5.Физминутка (движения по тексту)
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы-серые клубочки.
Прыг-скок, прыг-скок
Встал зайчонок на пенёк.
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз – шагают все на месте.
Два – руками машут вместе.
Три- присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять – прогнулись и нагнулись.
Шесть – зашагали как отряд.
6.Развитие фонематического слуха.
А теперь мы будем учиться различать звук «Р»
Игра «поймай звук»
Хлопни в ладоши когда услышишь звук «р».
а) на уровне ряда звуков: Р,Н,Г,Р,З,Ж,АТ,Н,Р
б) на уровне слога: РА-ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО.
Звуки могут занимать разное место в словах, будем учиться определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Я называю слова, ты повторяешь и указываешь ту часть тела где находится звук (голова – начало слова, живот – середина слова, ноги – конец слова). Слова произносятся чётко, правильно.
Итак, звук «Р» в словах может стоять в начале, середине и конце слова.
10.Автоматизация звука в предложении.
Пока Лунтик с друзьями ехал, пошёл дождь и над зоопарком повисло разноцветное коромысло. Как ты думаешь что это? (радуга)
Игра «Изменяй предложение».
Я люблю разноцветную радугу. Ты…Он…Она…Мы…Вы…Они…
Ну, а теперь давай прочитаем названия животных, для этого вместо прочерка поставить букву р и прочитать (произнести) слово
-ак, к-аб, ко-ова, -ыба, со-ока, кенгу-у, ба-ан.
Ну вот теперь Лунтик с друзьями сможет в зоопарке посмотреть и прочесть названия всех животных.
Давай вспомним какие животные живет в зоопарке.
11.Итог.
Какой звук мы повторяли
Какое положение занимают губы, зубы, язык.
Какой звук (характеристика)
Что делали на занятии:
-произносили звук р
-читали слоги со звуком р
-определяли место звука в слогах
-правильно произносили слова со звуком р.
Тебе понравилось занятие
С каким настроением ты заканчиваешь занятие.
12.Оценка речевой деятельности.
Ты сегодня старалась, поэтому чётко и правильно произносила звук р в слогах, словах, предложениях. Сегодня Лунтик за хорошую работу подарит тебе картинки с названиями животных, это означает, что ты все задания сделала правильно.