Л: Сегодня у нас не совсем обычное занятие, к нам пришло очень много гостей. А мы отправимся в морское путешествие.
Что ты знаешь о морском путешествии? (Морское путешествие - это способ путешествовать, который предлагает удовольствие от открытия новых мест и приключений, наслаждение красотой морского горизонта и возможность познакомиться с разными культурами и традициями.)
Какими словами ты можешь описать морское путешествие? (сказочное, увлекательное, захватывающее, неповторимое, красочное, счастливое, завораживающее, незабываемое, окрыляющее, познавательное, веселое, мирное, морское, солнечное.) В этом путешествии ты будешь оценивать себя, и если у тебя все будет получаться, то я буду давать тебе часть картинки и в конце занятия мы с тобой её сложим, посмотрим, что за картинка у нас получилась.
Логопед: Чтобы отправиться в путешествие нужно быть сильным, смелым и выносливым, но для этого нужно немного размяться.
2. Упражнение на развитие общей моторики
По морю плыл корабль (ладони лодочкой).
Волны плавно качали его на волнах (кисти рук сцепить в замок, волнообразные движения руками).
В небе летали чайки (имитирующие движения).
Капитан вышел на мостик и посмотрел в бинокль (имитирующие движения).
Впереди он увидел остров.
На острове росла пальма (руки вверх, пальцы врозь).
Корни пальмы уходили глубоко в песок (наклониться вниз, руки вниз).
На пальме сидела обезьяна,
И дразнила капитана (большой палец правой руки к носу)
Капитан рассердился,
И ответил обезьяне (большой палец левой руки к носу).
Так они и дразнили друг друга –
Капитан – обезьяну, обезьяна – капитана (чередование положения рук).
Сейчас мы потренируем язычок.
3. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.
- Без чего не обходится ни одно ваше занятие по логопедии?
- С чего оно начинается каждый раз?
- Верно, с подготовки языка. И сейчас мы с тобой тоже подготовим наш язычок.
- Я включу презентацию, тебе нужно повторять движения. ( оценивание)
4. Изолированное произношение звука [ Р ].
В путешествие по морю мы отправимся на паруснике, который ждет нас у причала.
К причалу мы поедем на машине, давай заведём мотор «Р-Р-Р-Р-Р». Но сначала давай вспомним какое положение занимают губки, зубки и язычок. (При произнесении звука Р губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует. )
5. Проговаривание прямых и обратных слогов.
Чтобы парусник отплыл от причала нужно покрутить штурвал вправо и влево, будем читать и крутить штурвал. (Слоги РА, РО, РУ, РЫ. РЭ, АР, ОР, УР, ЫР, ЭР) чётко поговаривая звук [ Р ] .
6. Проговаривание слов со звуком [Р].
В путешествие нам необходимо взять с собой вещи, но необходимо выбрать только те, в названии которых есть звук [ Р ] (карта, штурвал, подзорная труба, фотоаппарат, спасательный круг, бескозырка) . ( оценивание)
7. Определение звука в словах
Мы забыли в путешествие взять продукты, давай поможем морскому повару – коку, разложить продукты в корзины. СНАЧАЛО ДАВАЙ ВСПОМНИМ, ГДЕ В СЛОВЕ МОЖЕТ НАХОДИТСЯ ЗВУК, СЕЙЧАС ТЫ ДОЛЖНА ПроговорЬ слова и определить, где слышится звук [ Р ] в словах: в начале, в середине или в конце слова (макароны, виноград, сыр, сахар, рыба, торт, помидор) .и разложить картинки в нужные карзинки. ( оценивание)
8. Упражнение на дыхание.
На море штиль, наш парусник стоит на месте. Давай подуем на паруса и поможем паруснику отправиться в путь. (Воздух набираем только носом, а ртом выдыхаем)
9. Мы продолжаем наше путешествие.
Посмотри в подзорную трубу. Называй, что ты видишь и сколько, не забывай чётко проговаривать звук [ P ] в словосочетаниях (две ракеты, три рыбы, две русалки, четыре ракушки). ( оценивание)
10. Физминутка.
Давай вспомним, как мы готовились к путешествию.
Налили бензину (имитирующие движения)
Сели в машину (сгибают колени)
На машине ехали (крутит руль)
До моря доехали (выпрямляют колени)
На корабле по океану (ладони лодочкой)
Плывём с отважным капитаном (руку под козырёк)
Вот впереди видна земля (смотрим вдаль)
Приплыли в Африку друзья (хлопки).
11. Деление слов на слоги.
Мы приплыли на остров, посмотри на животных и скажи, как все они называются (животные жарких стран). Помоги им найти свои дома, для этого нужно слова разделить на слоги. Вспомни как узнать сколько слогов в слове, верно сколько гласных столько и слогов.( зебра, жираф, крокодил, кобра, тигр, кенгуру) на слоги и скажи, в каком доме живёт животное - одноэтажном, двухэтажном или трёхэтажном.
На остров к нам приплыл пират, ему нравится подбирать рифмы к словам, и он предлагает тебе сыграть с ним в игру «Доскажи словечко». (Начинаю говорить ученик договаривает, а потом проговаривает всю чистоговорку)
Ра – ра – ра - высокая гора.
Ро – ро- ро – потерял петух перо.
Ры – ры – ры- у ребят в руках разноцветные шары.
Ор – ор – ор - красный спелый помидор.
Ыр – ыр – ыр – на столе ароматный сыр.
13. Составление и чтение слов из слогов.
Пора возвращаться с нашего путешествия, прочитай слоги на частях карт, собери из слогов слова, прочитай их, и мы можем отправляться в обратную дорогу. (даны части карты ребенок прочитывает слоги, а затем начиная со слога РО, составляет слова и читает их Ры-ба, пи-рат, по-вар, кра-бы. ( оценивание)
14. Рефлексия. Где мы сегодня побывали? (В морском путешествии) Тебе понравилось путешествие? (Да, понравилось, Над каким звуком мы работали? (Звук Р) Ч то делают органы артикуляции при произнесении звука Р. Какое задание было самым сложным для тебя? Самым легким? (Ответы ребенка) Ты молодец, правильно выполнила все задания, чётко произносила звук [Р]. Давай посмотрим что за картинка у тебя получилась, приклей её. Это золотая рыбка, пусть она исполняет твои желания. (Дать картинку с изображением рыбки). Занятие окончено. Спасибо за работу.