«Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях»
«Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях»
Закрепление артикуляции и изолированного произнесения звука "ш". Автоматизация произношения звука "ш" в слогах, словах и предложениях. Развитие фонематического слуха. Определение наличия и места звука в словах. Упражнение в образовании Им. падежа множественного числа имён существительных. Воспитание познавательного интереса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях» »
Индивидуальное логопедическое занятие во 2 классе
«Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях»
Направление:
- Познавательно-речевое развитие
- Социально-личностное развитие
Ведущая образовательная область:
- коммуникация
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука «Ш», продолжать учить правильно произносить звук «Ш» в слогах , словах и предложениях., учить определять наличие и место звука в словах, упражнять в образовании Им.П.множественного числа имен существительных.
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический слух; силу ротового выдоха; зрительное внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.
Оборудование: предметные картинки, зеркало, альбом «Буква Ш», артикуляционный профиль звука, план – схема органов артикуляции, перчаточная кукла Маша, компьютерная игра «Игры для Тигры».
Ход занятия.
Организационный момент: Здравствуй, Тагир! Я рада встрече с тобой!
2. Сообщение темы занятия. К нам сегодня в гости пришла девочка Маша. Маша очень хочет пойти в школу, узнать много нового и найти интересных друзей. Она пришла к тебе на занятие, чтобы посмотреть, как ты умеешь красиво и правильно произносить звук [ш], потому что, не умеет его произносить. Поможешь Маше?
«Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук «Ш» в слогах, словах и предложениях.
Правило речи:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко, говорим
И никогда мы не спешим!
II Основная часть
Игра на внимание. Чей голос?(компьютерная игра «Игры для Тигры»)
Логопед: что мы делаем, чтобы наш язычок нас слушался?
Ребенок: гимнастику для язычка.
Логопед: правильно. Мы покажем нашей гостье все упражнения, которые ей пригодятся.
Артикуляционная гимнастика «Здравствуй, язычок!»
Жил на свете язычок! Вот такой!
Ребенок высовывает язычок
У язычка был домик – это рот. Вот такой!
Ребенок широко раскрывает рот
У домика была дверь – зубы.
Ребенок показывает зубы
Каждое утро двери открывались
Ребенок открывает рот и высовывает язычок
Язычок выходил на улицу и говорил:
«Здравствуй, утро!» - а потом делал зарядку. Язычок поворачивался вправо, влево, вверх, вниз.
Ребенок делает зарядку с язычком, в соответствии с его движениями
Логопед: ну вот наш язычок и размялся немного. А давай мы Маше расскажем про звук [ш], чтобы она больше о нем узнала. Какой это звук?
Ребенок (произносит звук [ш]) он согласный, глухой, твердый.
Анализ артикуляции
-Губы округлены и слегка вытянуты вперед
-Зубы сближены, но не соприкасаются
-Широкий кончик языка поднят к альвеолам, но не прижат к ним.
-Средняя часть языка прогибается книзу.
-Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.
-Широкая, теплая воздушная струя проходит равномерно по середине языка
Игра на звукоподражание: «Змея шипит»: вдох носом, выдох: Ш-Ш-Ш-Ш
Игра «Лабиринт» Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук Ш-ш-ш. (карта с дорожкой на столе)
Развитие фонематического слуха.
Вдруг захотелось ей поиграть с воздушным шариком. Если его плохо держать, то из него начинает выходить воздух: ш-ш-ш. Слушай внимательно и крепко сжимай кулачки, когда шар начнет спускаться: С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ, ШАПКА, ЖАБА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА
(Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок выделяет на слух звук Ш, слоги со звуком Ш, слова со звуком Ш).
Развитие фонематического восприятия
(логопед произносит ребенку слова, ребенок выбирает правильное слово и произносит его)
Пальчиковая гимнастка. Стихотворение с использованием Су-джок технологии. «Наша Маша» Наша Маша рано встала, Кукол всех пересчитала: Две матрёшки на окошке, Две Танюшки на подушке. - Возьми волшебный шарик, раскатывай его между ладошек и произноси со мной это стихотворение чётко и правильно.
Игра «Запомни и повтори» - А теперь я назову тебе подряд несколько слов, а ты попробуй их запомнить и повторить, будь внимателен! Шум-шутка-шуба-кошка Крошка-мошка-каша-шип
Уши-мыши-лапша-каша
Шуба-шило-афиша-шипы
Совершенствование навыка слогового анализа слов
Логопед: чтобы наша Маша еще лучше училась в школе давай ее научим определять количество слогов в слове! Сколько слогов в слове машина, кошка, шапка, шум, шайба, шея?
Ребенок (отвечает полным ответом):
в слове машина три слога;
в слове кошка два слога;
в слове шапка два слога;
в слове шум один слог.
Автоматизация в словах.
а) Отправилась Маша на прогулку, но не может найти дорожку. Помоги ей. Нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук «Ш», и выложить из картинок дорожку.
Логопед: Маша очень любит гулять и зовет нас с тобой прогуляться в лес. Что Маша оденет на прогулку?
Логопед: молодец, правильно, а еще мы знаем стишки про зимнюю одежду, давай Маше расскажем!
У шапки – ушанки
Шнурочки на ушках,
Чтоб кверху завязывать
Шапкины ушки.
Хороши штанишки
у нашего малышки –
что за кармашки,
ремешки да пряжки!
Для Мишутки – малыша
Вяжет Маша теплый шарф,
Шарф на шею он повяжет
И «спасибо» Маше скажет
Теплую шубку
Наденем на Мишутку.
В шубке наш малышка,
Как медвежонок Мишка!
Гимнастика для глаз
Ребенок растирает ладони друг о друга, прикладывает их к закрытым глазам, скрестив пальцы на лбу и плотно прижав их между собой, чтобы свет не проникал в глаза. Между глазами и ладонями оставить свободное пространство, не надавливать. (упражнение рекомендуется выполнять после интенсивной зрительной нагрузки)
Мы ладошку о ладошку
Разотрем с тобой немножко,
Да не немножко, а сильней,
Ладони станут горячей.
Теперь ладошки наши
Мы на глаза положим,
Но делать это, дети,
Нужно осторожно!
Тепло получат глазки
В полной темноте,
Ни лучика от солнца
Не видим мы нигде.
Так отдохнули глазки,
Проснулись и опять
Всем сразу улыбнулись
И пошли гулять.
Выполнение заданий с использованием ИКТ. Компьютерная программа «Игры для Тигры». («Что лишнее», «поезд», «составь слово».)
Пришла Маша домой и стала сочинять стихи. А чтобы девочке было легче, подскажи ей последние словечки.
Носит яркий гребешок Мышка моется под душем,
наш веселый … моет хвостик, моет…
Вот бежит малышка Зашуршали тихо шины –
Серенькая … Это едет к нам ….
Логопед: всё верно, ты молодец! Наша гостья всё запомнила и говорит нам спасибо, она обязательно будет повторять все упражнения и задания. Чтобы закрепить правильное произношение звука «ш».
Физкультминутка. Координация речи с движением
«Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
В Машу кинули снежком (произвольные движения),
В Пашу кинули снежком,
В Мишу кинули снежком -
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой)-
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!
Игра «Исправь предложение» (картинка на ПК) Инструкция: Маша перепутала слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что она хотела сказать. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки.
Письмо пишет дедушку.
Наша мышка поймала кошку.
Катушка ниток купила бабушку.
Камешек нашёл Пашу.
На шубу вешают вешалку.
Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу.
В картошку положили мешок.
Автоматизация во фразовой речи звука «Ш». - Поиграем в игру «Попугайчик». Я произношу фразу, а ты за мной повторяешь. У Даши шахматы. Маша кушает тушёнку. У Яши пшённая каша. У Яшиной машины шины. Наташа вешает шубу в шкаф. У кошки ушки на макушке. Паша катает мишку на машинке. Шахматы и шашки у Даши в шкафу. Шалуны шумели и шалили.
Наша подружка Маша приготовили для тебя еще одну игру. Нам необходимо придумать предложение по каждой из предложенных схем. -Что изображено на первой схеме? (Мешок, стрелочка, вишня) - Как ты думаешь, что лежит в мешке? (Вишня лежит в мешке) - Придумай предложения по второй и третьей схемам. (Малыш играет с шариками. Маша собирает ландыши)
III Итог занятия
Рефлексия
Смысловая рефлексия занятия:
- Кто сегодня к нам приходил в гости?
- Какой звук наша гостья вместе с тобой училась произносить?
Эмоциональная рефлексия занятия:
– Что понравилось тебе больше всего?
– Что не понравилось?
– Что было самое трудное?
IVДомашнее задание: выучить стихотворение «Наша Маша».