kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление артикуляции и изолированного произнесения звука "ш". Автоматизация произношения звука "ш" в слогах, словах и предложениях. Развитие фонематического слуха. Определение наличия и места звука в словах. Упражнение в образовании Им. падежа множественного числа имён существительных. Воспитание познавательного интереса.

Просмотр содержимого документа
««Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях» »

Индивидуальное логопедическое занятие во 2 классе

«Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях»

Направление:

- Познавательно-речевое развитие

- Социально-личностное развитие

Ведущая образовательная область:

- коммуникация

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука «Ш», продолжать учить правильно произносить звук «Ш» в слогах , словах и предложениях., учить определять наличие и место звука в словах, упражнять в образовании Им.П.множественного числа имен существительных.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический   слух;   силу   ротового выдоха; зрительное внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.

Оборудование: предметные картинки, зеркало, альбом «Буква Ш», артикуляционный профиль звука, план – схема органов артикуляции, перчаточная кукла Маша, компьютерная игра «Игры для Тигры».





Ход занятия.

  1. Организационный момент: Здравствуй, Тагир! Я рада встрече с тобой!

2. Сообщение темы занятия. К нам сегодня в гости пришла девочка Маша. Маша очень хочет пойти в школу, узнать много нового и найти интересных друзей. Она пришла к тебе на занятие, чтобы посмотреть, как ты умеешь красиво и правильно произносить звук [ш], потому что, не умеет его произносить. Поможешь Маше?

«Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук «Ш» в слогах, словах и предложениях.  

Правило речи:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко, говорим

И никогда мы не спешим!

II Основная часть

Игра на внимание. Чей голос?(компьютерная игра «Игры для Тигры»)

Логопед: что мы делаем, чтобы наш язычок нас слушался?

Ребенок: гимнастику для язычка.

Логопед: правильно. Мы покажем нашей гостье все упражнения, которые ей пригодятся.


Артикуляционная гимнастика «Здравствуй, язычок!»


Жил на свете язычок! Вот такой!


Ребенок высовывает язычок

У язычка был домик – это рот. Вот такой!

Ребенок широко раскрывает рот

У домика была дверь – зубы.

Ребенок показывает зубы

Каждое утро двери открывались

Ребенок открывает рот и высовывает язычок

Язычок выходил на улицу и говорил:

«Здравствуй, утро!» - а потом делал зарядку. Язычок поворачивался вправо, влево, вверх, вниз.

Ребенок делает зарядку с язычком, в соответствии с его движениями

Лопатка – иголка – качельки – чашечка – маляр – лошадка - грибок
гармошка.

- Ш-ш-ш… Шипенье, шум, шептанье,

Шорох, шелест, шин шуршанье…

- Ш! Чтоб звук красивым вышел,

Шире язычок и выше!

Сделаем из язычка

Чашечку, подняв бока.

Эту чашку по бокам

К верхним мы прижмём зубам.

Вот теперь над чашкой можно

Дуть красиво, осторожно.

Чтобы ветерок бежал,

Чтобы Ш, как шёлк, шуршал!

- Ш-ш-ш… Шипенье, шум, шептанье,

Шорох, шелест, шин шуршанье…

Логопед: ну вот наш язычок и размялся немного. А давай мы Маше расскажем про звук [ш], чтобы она больше о нем узнала. Какой это звук?

Ребенок (произносит звук [ш]) он согласный, глухой, твердый.

Анализ артикуляции

-Губы округлены и слегка вытянуты вперед

-Зубы сближены, но не соприкасаются

-Широкий кончик языка поднят к альвеолам, но не прижат к ним.

-Средняя часть языка прогибается книзу.

-Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

-Широкая, теплая воздушная струя проходит равномерно по середине языка

Игра на звукоподражание: «Змея шипит»: вдох носом, выдох: Ш-Ш-Ш-Ш

Игра «Лабиринт» Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук Ш-ш-ш. (карта с дорожкой на столе)

Развитие фонематического слуха.

Вдруг захотелось ей поиграть с воздушным шариком. Если его плохо держать, то из него начинает выходить воздух: ш-ш-ш. Слушай внимательно и крепко сжимай кулачки, когда шар начнет спускаться: С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ, ШАПКА, ЖАБА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА

(Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок выделяет на слух звук Ш, слоги со звуком Ш, слова со звуком Ш).

Развитие фонематического восприятия

(логопед произносит ребенку слова, ребенок выбирает правильное слово и произносит его)

САПКУ СЯРФ СТАНЫ ФУБКУ

ФАПКУ ШАРФ ТАНЫ СУБКУ

СЯПКУ ФАРФ ФАНЫ ШУБКУ

ШАПКУ САРФ ШТАНЫ УБКУ


Далыши, калыши, малыши, талыши.
Ламыши, гамыши, намыши, камыши.
Мувшин, дувшин, тувшин, кувшин.
Сапка, чапка, щапка, шапка.
Сайба, майба, шайба, дайба.


Логопед: молодец. Посмотри, какая наша гостья красивая, давай мы ей «подарим» комплименты.

Проговаривание чистоговорок (сначала педагог, затем ребенок)

Ша - ша - ша – как же Маша хороша!

Шо-шо-шо – вместе с Машей хорошо

Шу – шу - шу – Маше кашу принесу

Ши – ши – ши – кушай кашу, не спеши.

Закрепление звука в словах.

Задание: — Я буду произносить начало слова (слоги), а ты должен найти подходящую  картинку.  Проговори слоги и слова, выделяя звук [Ш].

ША – ША — ША (шапка)
ШУ – ШУ — ШУ (шуба)
ШЕ — ШЕ — ШЕ (шея)
ША — ША — ША (шахматы)

«Измени первый звук в слове» Какое слово у тебя получилось?

Тапка - шапка, жаль - шаль, мах-шах, губы-шубы, мыло-шило, бык-шик, дар-шар, майка-шайка, топот - шёпот, чашка-шашка, мышка-шишка, парить-шарить, накал-шакал и т.д.

Игра «Назови ласково»

Лошадь –

Корова –

Кошка –

Петух –

Баран-

Пальчиковая гимнастка. Стихотворение с использованием Су-джок технологии.
«Наша Маша»
Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две матрёшки на окошке,
Две Танюшки на подушке.
- Возьми волшебный шарик, раскатывай его между ладошек и произноси со мной это стихотворение чётко и правильно.

Игра «Запомни и повтори» - А теперь я назову тебе подряд несколько слов, а ты попробуй их запомнить и повторить, будь внимателен!
Шум-шутка-шуба-кошка
Крошка-мошка-каша-шип

Уши-мыши-лапша-каша

Шуба-шило-афиша-шипы

Совершенствование навыка слогового анализа слов

Логопед: чтобы наша Маша еще лучше училась в школе давай ее научим определять количество слогов в слове! Сколько слогов в слове машина, кошка, шапка, шум, шайба, шея?

Ребенок (отвечает полным ответом):

в слове машина три слога;

в слове кошка два слога;

в слове шапка два слога;

в слове шум один слог.

Автоматизация в словах.

а) Отправилась Маша на прогулку, но не может найти дорожку. Помоги ей. Нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук «Ш», и выложить из картинок дорожку.

б)игра «Один - много»:

шуба- шубы, мышь -, шишка -, мишка-, камыш-, мошка-,

Логопед: Маша очень любит гулять и зовет нас с тобой прогуляться в лес. Что Маша оденет на прогулку?

Логопед: молодец, правильно, а еще мы знаем стишки про зимнюю одежду, давай Маше расскажем!


У шапки – ушанки

Шнурочки на ушках,

Чтоб кверху завязывать

Шапкины ушки.


Хороши штанишки

у нашего малышки –

что за кармашки,

ремешки да пряжки!


Для Мишутки – малыша

Вяжет Маша теплый шарф,

Шарф на шею он повяжет

И «спасибо» Маше скажет


Теплую шубку

Наденем на Мишутку.

В шубке наш малышка,

Как медвежонок Мишка!



Гимнастика для глаз

Ребенок растирает ладони друг о друга, прикладывает их к закрытым глазам, скрестив пальцы на лбу и плотно прижав их между собой, чтобы свет не проникал в глаза. Между глазами и ладонями оставить свободное пространство, не надавливать. (упражнение рекомендуется выполнять после интенсивной зрительной нагрузки)

Мы ладошку о ладошку

Разотрем с тобой немножко,

Да не немножко, а сильней,

Ладони станут горячей.

Теперь ладошки наши

Мы на глаза положим,

Но делать это, дети,

Нужно осторожно!

Тепло получат глазки

В полной темноте,

Ни лучика от солнца

Не видим мы нигде.

Так отдохнули глазки,

Проснулись и опять

Всем сразу улыбнулись

И пошли гулять.



Выполнение заданий с использованием ИКТ. Компьютерная программа «Игры для Тигры». («Что лишнее», «поезд», «составь слово».)



Пришла Маша домой и стала сочинять стихи. А чтобы девочке было легче, подскажи ей последние словечки.

Носит яркий гребешок                          Мышка моется под душем,

наш веселый …                                     моет хвостик, моет…              

Вот бежит малышка                              Зашуршали тихо шины –

Серенькая …                                         Это едет к нам ….

Логопед: всё верно, ты молодец! Наша гостья всё запомнила и говорит нам спасибо, она обязательно будет повторять все упражнения и задания. Чтобы закрепить правильное произношение звука «ш».

Физкультминутка. Координация речи с движением

«Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

Там снеговика лепили (махи руками),

А потом с горы катились (волнообразные движения руками),

Веселились и резвились (прыжки).

В Машу кинули снежком (произвольные движения),

В Пашу кинули снежком,

В Мишу кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой)-

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!


Игра «Исправь предложение» (картинка на ПК) Инструкция: Маша перепутала слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что она хотела сказать. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки.

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашёл Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

Автоматизация во фразовой речи звука «Ш».
- Поиграем в игру «Попугайчик». Я произношу фразу, а ты за мной повторяешь.
У Даши шахматы.
Маша кушает тушёнку.
У Яши пшённая каша.
У Яшиной машины шины.
Наташа вешает шубу в шкаф.
У кошки ушки на макушке.
Паша катает мишку на машинке.
Шахматы и шашки у Даши в шкафу.
Шалуны шумели и шалили.


Наша подружка Маша приготовили для тебя еще одну игру. Нам необходимо придумать предложение по каждой из предложенных схем.
-Что изображено на первой схеме? (Мешок, стрелочка, вишня)
- Как ты думаешь, что лежит в мешке? (Вишня лежит в мешке)
- Придумай предложения по второй и третьей схемам.
(Малыш играет с шариками. Маша собирает ландыши)




III Итог занятия

Рефлексия


Смысловая рефлексия занятия:

- Кто сегодня к нам приходил в гости?

- Какой звук наша гостья вместе с тобой училась произносить?


Эмоциональная рефлексия занятия:


– Что понравилось тебе больше всего?

– Что не понравилось?

– Что было самое трудное?


IVДомашнее задание: выучить стихотворение «Наша Маша».








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
«Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях»

Автор: Горшунова Марина Валентиновна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171090

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Автоматизация звука  [ш] в предложениях. "
    ["seo_title"] => string(44) "avtomatizatsiia-zvuka-sh-v-priedlozhieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "151393"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420702949"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока на тему: "Автоматизация звука  Л в слогах, словах, предложении. "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-na-tiemu-avtomatizatsiia-zvuka-l-v-sloghakh-slovakh-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "219832"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434382805"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Презентация к занятию "Путешествие в Простоквашино. Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях""
    ["seo_title"] => string(121) "priezientatsiia-k-zaniatiiu-putieshiestviie-v-prostokvashino-avtomatizatsiia-zvuka-r-v-sloghakh-slovakh-priedlozhieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "304460"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457716435"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Индивидуальное занятие по логопедии на тему:Автоматизация звука «Ш» в звуках, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Методист: Сахно М.В."
    ["seo_title"] => string(80) "individual_noie_zaniatiie_po_loghopiedii_na_tiemu_avtomatizatsiia_zvuka_sh_v_zvu"
    ["file_id"] => string(6) "402761"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490285709"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Конспект занятия по теме: "Автоматизация звука [з] в слогах, словах, предложения" для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида"
    ["seo_title"] => string(150) "konspiekt-zaniatiia-po-tiemie-avtomatizatsiia-zvuka-z-v-sloghakh-slovakh-priedlozhieniia-dlia-uchashchikhsia-2-klassa-korriektsionnoi-shkoly-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "274472"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452410882"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства