ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПУНКТ___________________________________________г. САРАТОВА
____________________________________ р-на____________логопед______________________________
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Дата зачисления на логопункт_______________________________________________________________
Ф.И______________________________________________год рождения______________________
Школа_______________________класс_________________смена____________________________
Домашний адрес и телефон____________________________________________________________
Успеваемость ( к моменту обследования)
по родному языку_______________по чтению_______________поматематике_________________
Заключение психоневролога___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Состояние слуха_____________________________________________________________________
Состояние зрения____________________________________________________________________
Общее физическое развитие и перенесенные заболевания (ангина, ветряная оспа, воспаление легких, дизентерия, диатез, коклюш, краснуха, корь, менингит, ОРЗ, заболевания ЦНС, свинка, скарлатина, операции и т.д. ). Общая моторика и координация мелких движений пальцев рук________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Состояние артикуляционного аппарата:
Зубы (норма, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда)
Прикус (норма, открытый передний, боковой двусторонний, односторонний, глубокий, перекрёстный)
Твёрдое нёбо ( норма, узкое, высокое, глубокое, куполообразное, готическое, плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов.
Мягкое нёбо (длинное, короткое, рубцы, увуля, субмукозная щель, подвижное, неподвижное)
Губы ( норма, толстые, тонкие, короткие, малоподвижные, подвижные, гипо-, гипертонус, рсщелина губы, увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней).
Язык ( обычный, макроглоссия, микроглокссия, длинный, короткий, узкий, широкий, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, малоподвижен, подвижен, гипо-, гипертонус)
______________________________________________________________________________________
11. Состояние интеллекта : исследование уровня обобщения.
а) «Назови одним словом»
мама, папа, дочь, сын- семья______________________________________________________________
помидор, огурец, морковь, лук, свекла, репа - овощи_________________________________________
яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, банан - фрукты_______________________________________
тапочки, ботинки, туфли, сапоги, валенки, галоши - обувь_____________________________________
крыжовник, малина, земляника, смородина, вишня - ягоды____________________________________
стол, стул, кровать, шкаф, кресло – мебель__________________________________________________
тарелка, чашка, кастрюля, вилка, ложка, чайник – посуда_____________________________________
платье, юбка, рубашка, брюки, куртка, носки – одежда_______________________________________
лиса, заяц, медведь, белка, ёж, лось – дикие животные________________________________________
б) «Назови профессии»- по картинке и словесному описанию:
врач_______________, учитель____________, повар_____________, дворник________,
лётчик____________, актёр____________, продавец____________, шофёр___________.
Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных высказываний):
а) словарный запас ( в пределах обихода, шире, резко ограничен, замены и смешения слов)__________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) словообразование. Изменение существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:
Сережа______________, дом______________, ёлка________________, Женя_________,
воробей___________, стул_______________, гриб_____________, Костя____________.
в) изменение существительного с помощью суффикса – ищ:
рука______________, медведь______________, нос_____________, слон____________.
г) «Скажи какой (какая)?» - образование относительных прилагательных:
шарик из ваты_____________________________, сумка из кожи_______________________________
матрёшка из дерева_________________________, шуба из меха_______________________________
стакан из стекла_____________________________, кубик из пластмассы________________________
д) «Скажи чей (чья, чьё, чьи)?»- образование притяжательных прилагательных:
дом бабушки______________, шапка папы______________, зубы волка_____________
платок тёти______________, хвост козы_______________, будка собаки_____________
уши зайца________________, дупло белки_________________ .
е) «Скажи наоборот»- назвать антонимы:
большой_______________ длинный______________толстый_______________горячий___________
новый_______________широкий_____________высокий_______________тяжёлый______________
чистый________________молодой________________
Лексико-грамматические конструкции.
Предложно-падежные конструкции
(если ребенок неправильно употребляет предлог, указать на какой заменяет, или отметить отсутствие предлога) . Педагог сажает на стол игрушечного щенка. «Посмотри, где сидит щенок (на столе). Вот он прыгнул…»
КУДА? ОТКУДА?
На (в.п)____________________ со/с (р.п)__________________
Под (в.п)___________________ из-за (р.п)_________________
К (д.п)_____________________
В (в.п)_____________________
За (в.п)_____________________
ГДЕ ЩЕНОК?
Под (т.п)____________________
Над (т.п)____________________
В (п.п)______________________
2. Множественное число существительных (образовать)
Шарф_______________, дом_______________, мяч________________, стул_________
3.Согласование прилагательных с существительными.
В именительном падеже:
1. Качественные прилагательные.
Ребёнку предлагаются контурные изображения предметов и круги разных цветов. «мы закрасим этот предмет такой краской ( показывает, например, красный кружок). Что у нас получится?»
Красный шар____________платье_____________флажок_______________пальто__________
шары___________ машина____________звезда_______________брюки_____________
Относительные прилагательные.
Ребёнку предлагаются изображения нескольких предметов (дом, дверь, корыто, скамейка) из одного и тогоже материала, например из дерева. « Про какой предмет можно сказать….»
деревянная___________деревянное_____________деревянный___________деревянные____________
В косвенных падежах
Педагог показывает предмет или картинку, затем задаёт вопрос «Чего не стало?»:
Мужского рода Качественные Относительные Притяжательные
Р.п. Чего не стало? ________________________________________________________________
Д.п. К чему подошел? ________________________________________________________________
В.п. Что купишь? ________________________________________________________________
Что видишь? _______________________________________________________________
Т.п. С чем пойдёшь
в гости к Тане? ______________________________________________________________
П.п. О чем мечтает Зоя? _______________________________________________________________
Женского рода Качественные Относительные Притяжательные
Р.п. Чего не стало? _______________________________________________________________
Д.п. К чему подошел? ________________________________________________________________
В.п. Что купишь? _______________________________________________________________
Что видишь? _______________________________________________________________
Т.п. С чем пойдёш
в гости к Тане? _______________________________________________________________
П.п. О чем мечтает Зоя?__________________________________________________________________
Среднего рода Качественные Относительные Притяжательные
Р.п. Чего не стало? _____________________________________________________________
Д.п. К чему подошел? _____________________________________________________________
В.п. Что купишь? ______________________________________________________________
Что видишь? ______________________________________________________________
Т.п. С чем пойдёшь
в гости к Тане? ______________________________________________________________
П.п. О чем мечтает Зоя? ______________________________________________________________
Согласование существительных с числительными .
УХО ПОМИДОР СТУЛ РУЧКА
1_____________________________________________________________________________________
2_____________________________________________________________________________________
5_____________________________________________________________________________________
Синтаксические конструкции.
Словосочетание.
« Я назову слово, а ты придумай и назови такое слово, которое к нему подходит»
Согласование: красная (ягода)___________, вкусный______________мамино__________________
второй________________ мои__________________ проголодавшийся________________________
Управление: люблю (маму)______________ играю с __________________мечтаю о_____________
Примыкание: хорошо (бегать)________________ быстро______________поближе_______________
Предложение.
«Закончи предложение»:
Сегодня дует сильный________________________Мы на речке ловим_________________________
В небе летит реактивный__________________Мама завязывает дочке розовый__________________
Я плыву по морю на огромном_____________________ По крышам барабанит__________________
Придумать предложение с заданным словом.
«Расскажи о…»
Медвежонка__________________________________________________________________________
Катю________________________________________________________________________________
Дом_________________________________________________________________________________
Связная речь.
1. Пересказ
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Лев проснулся и поймал мышь. Она стала просить, чтобы он отпустил её. Лев рассмеялся и отпустил. Назавтра охотник поймал льва и привязал его верёвкой к дереву. Мышь подкралась, перегрызла верёвку и освободила льва.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Муравей спустился к ручью, чтобы напиться. Вода захлестнула его и он стал тонуть. Летела мимо голубка и бросила ему в ручей ветку. Он взобрался по этой ветке и спасся. Назавтра охотник расставил сети и поймал голубку. Но когда он вынимал её из сетей, муравей подкрался и укусил охотника за руку. Охотник вскрикнул, голубка вспорхнула и улетела.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление рассказа.
По сюжетной картинке_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
По серии сюжетных картин_____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Звукопроизношение.
Свистящие (с, з, сь, зь)__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Шипящие (ж,ш) ________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Аффрикаты (ц, ч, щ)____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Соноры (ль, л, р, рь)_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Иотированные ( я, е, ю, й) _______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Звонкие глухие (б, в, д )_________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Мягкие и твёрдые согласные Т-ТЬ-ТИ________________________К-КЬ_________________________
_________________________Г-ГЬ____________________________Х-ХЬ________________________
Воспроизведение слоговой структуры слова:
Пуговица_____________________________________________________________________________
Простокваша__________________________________________________________________________
Лекарство_____________________________________________________________________________
Помидоры_____________________________________________________________________________
Сковорода_____________________________________________________________________________
Аквариум______________________________________________________________________________
Милиционер___________________________________________________________________________
Воспроизведение предложений :
Ребята слепили снеговика________________________________________________________________
Волосы подстригают в парикмахерской____________________________________________________
Водопровод чинит водопроводчик_________________________________________________________
Повторение слогов с оппозиционными звуками:
ПА-БА_____________БА-ПА______________ДА-ТЯ_________________________________________
КА-ГА______________КА-ТЯ______________ГА-ДА________________________________________
ТА-ДА-ТА________________________ПЯ-БЯ_______________________ТА-ДА_________________
КА-ДЯ___________________________БА-БА-ПА_________________ТА-ДА-ТА_________________
Повторение слогов со сходными артикулемами:
СА-ЗА-СА________________СА-ША-ЗА_______________ЗА-ЖА-ЦА____________________
БИ-МА-БО________________ДОН-НОЛ________________ДИ-ЛИ-ЛО____________________
Дифференциация смешиваемых в произношении звуков.
Мишка-миска____________________________________
Миска-мишка_____________________________________
Уточка-удочка____________________________________
Малина-Марина___________________________________
Трава-дрова_______________________________________
Тепло-темно_______________________________________
16. Письмо . Образцы диктантов, списывания, изложений, анализ- синтез слов и предложений.
Анализ ошибок:
а) пропуски букв, слогов, их перестановки__________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) замены букв_________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
в) искажения слов______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
г) грамматические ошибки, общее оформление______________________________________________
______________________________________________________________________________________
17. Чтение.
а) техника чтения ( побуквенное, послоговое, медленное. быстрое, плавное, угадывающее с искажением, с перестановкой букв, слогов, монотонное, выразительное, с искажением слов)
Ошибки ударения; повторы и добавления слогов, слов______________________________________
_____________________________________________________________________________________
б) понимание прочитанного. Пересказ ( полный, краткий, последовательный, логичный, соответствующий тексту)_______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) ответы на вопросы по прочитанному и понимание отдельных слов в контексте________________
______________________________________________________________________________________
18. Проявление заикания.
а) предполагаемая величина, периоды обострений, выраженность заикания, ситуации, усугубляющие его проявление ( ответы у доски и т.д ) _______________________________________
______________________________________________________________________________________
б) особенность общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность высказываний)__________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
в) краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений ( самостоятельность, организованность, наблюдательность, работоспособность, устойчивость, истощаемость, переключаемость внимания и целенаправленность)__________________________________________
______________________________________________________________________________________
19. Заключение логопеда. _____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
20. Перспективный план коррекции ( в случае индивидуальных занятий), примечания и наблюдения логопеда:______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________21. Результаты исправления речи.
______________________________________________________________________________________