Просмотр содержимого документа
««Звуки [л], [л’]. Буква Л»»
Логопедическое занятия «Звуки [л], [л’]. Буква Л»
Конспект логопедического фронтального занятия «Звуки [л], [л’]. Буква Л»
Цель:
дифференцировать звуки [л], [л,].
Основные задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию, произношение звуков [л], [л,] и написание буквы Л;
- расширять и уточнять предметный словарь и словарь признаков.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематические процессы, навык звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов со звуками [л], [л,];
- развивать мышление, память, воображение;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать речевое дыхание;
- развивать общую и мелкую моторику;
Коррекционно-воспитательные:
- развивать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов;
- воспитывать самоконтроль за речью детей.
Оборудование:
игрушки (лиса и волк); пособие «Листья дерева» (для развития речевого дыхания); пособия «Красная комната» (для гласных звуков и букв, «Сине-зелёная комната» (для согласных звуков и букв); схема для характеристики звуков; касса букв и слогов; фишки зелёного, синего и красного цветов.
1. Организационный момент. Объявление темы занятия.
2. Основная коррекционно-логопедическая работа:
1) Дыхательная гимнастика «Осеннии листопад».
2) Пальчиковая гимнастика «Бес саусақ».
3) Уточнение артикуляции, произношения звуков [л], [л,] и написания буквы Л;
4) Развитие фонематического восприятия.
5) Отгадывание загадок, ответы которых начинаются на звуки [л], [л,].
3. Динамическая пауза «Веник пол подметал».
4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:
1) Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов со звуками [л], [л,];
2) Работа с кассой букв и слогов.
5. Итог занятия.
6. Использованная литература.
Ход проведения занятия:
1. Организационный момент.
Учитель-логопед:
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто пришёл к нам в гости. (игрушечные лиса и волк)
- Подумайте и ответьте: какая буква объединяет названия этих животных? (буква Л). Каким звуком выражена буква Л в слове «лиса»? (звуком [л,]). А каким звуком выражена буква Л в слове «волк»? (звуком [л]). О каких звуках и о какой букве мы будем с вами говорить? (о звуках [л], [л,], о букве Л.)
Объявление темы занятия.
2. Основная коррекционно-логопедическая работа:
1) Дыхательная гимнастика «Листья»
(развитие речевого дыхания).
Учитель-логопед:
- Ребята, выполним дыхательную гимнастику.
- Инструкция:
а) Держать рукой нитку с привязанным к ней листком дерева на уровне губ.
б) Вдыхать воздух носом, не поднимая плеч.
в) Выдыхать ртом длительную воздушную струю на листок.
2) Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
(развитие мелкой моторики).
Учитель-логопед:
- Выполним пальчиковую гимнастику.
Оң қолымда бес саусақ
Сол қолымда бес саусақ
Санап көрші кәнеки
Бір,екі, үш
Жинап алшы куш
- А теперь выполним эту гимнастику для левой руки. (повтор пальчиковой гимнастики)
3) Уточнение артикуляции, произношения звуков [л], [л,] и написания буквы Л.
Учитель-логопед:
- Ребята, охарактеризуйте звуки [л], [л,].
Характеристика звука [л]:
[л] – согласный, звонкий, твёрдый.
Характеристика звука [л,]:
[л,] – согласный, звонкий, мягкий.
- Напишите на доске букву Л (дети выходят к доске по одному).
4) Развитие фонематического восприятия.
а) игра «Наоборот» (на произнесённый учителем-логопедом слог ла ребёнок произносит слог ля и т. д.)
б) игра «Эхо» (повторить за учителем-логопедом цепочку слогов ла-ля-ла,ло-лё-ло и т. д.)
в) в чистоговорках
ЛА-ЛА-ЛА у меня метла.
ЛО-ЛО-ЛО платье мне мало.
ЛУ-ЛУ-ЛУ стол стоит в углу.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ подметаю я полы.
ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ вкусное суфле.
АЛ-АЛ-АЛ у меня платок упал.
ОЛ-ОЛ-ОЛ Вале сделали укол.
УЛ-УЛ-УЛ раздаётся где-то гул.
ИЛ-ИЛ-ИЛ гол в ворота мне забил.
ЕЛ-ЕЛ-ЕЛ возьмите в руки мел.
5)Отгадывание загадок, ответы которых начинаются на звуки [л], [л,].
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
Никого не огорчает, А всех плакать заставляет. (Лук)
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки на нее воют,
А достать не могут. (Луна)
Волшебные туфли наденешь на ноги —
И сразу помчишься по зимней дороге. (Лыжи)
Гуляет в рыжей шубке,
Хитрит и скалит зубки. (Лиса)
Если люди за столом не зевают,
Этой штукой пищу ловко хватают,
Этой штукой борщ умело хлебают,
Тех на работу всегда нанимают. (Ложка)
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю,
Делать гору, строить дом. (Лопата)
Длиннорогий и рогатый,
Лесники зовут «сохатый».
Скачет прямо он и вкось,
Крупный и могучий… (Лось)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)
Висит груша — Нельзя скушать. (Лампочка)
Беленькие горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)
Сидит в ложке,
Свесив ножки. (Лапша)
Нагнут меня ребятки –
И дождь пойдёт на грядки. (Лейка)
Учитель-логопед: - Ребята, что объединяет эти загадки? (отгадки начинаются на звуки [л], [л,])
- Назовите отгадки, начинающиеся на звук [л]. (лук, луна, лыжи, ложка, лопата, лось, лужа, лампочка, ландыш, лапша)
-Назовите отгадки, начинающиеся на звук [л,]. (лягушка, лиса, лейка)
3. Динамическая пауза «Веник пол подметал» (развитие общей моторики).
Учитель-логопед:
- А теперь отдохнём. Выполним гимнастику «Веник пол подметал».
Веник пол подметал,
Махать руками, имитируя движения подметания.
Веник очень устал.
Руки в стороны, потянуться.
Он забрался под стул,
Сесть на корточки.
Он зевнул и уснул.
Имитировать движения по тексту.
4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:
1) Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов со звуками [л], [л,].
Учитель-логопед:
Составьте схему слова «лиса». Сколько слогов в слове «лиса»? (два слога)
Почему два слога? (потому что в слове два гласных звука [и], [а])
Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)
Назовите первый слог. (ли.)
Назовите второй слог. (. са)
Сколько звуков в слове «лиса»? (четыре звука)
Сколько звуков в первом слоге? (два) Сколько звуков во втором слоге? (два)
Назовите первый звук в первом слоге. Дайте ему характеристику. (звук [л,] согласный, звонкий, мягкий)
Назовите первый звук во втором слоге. Дайте ему характеристику. (звук [с] согласный, глухой, твёрдый)
Составьте схему слова «волк». Сколько слогов в слове «волк»? (один слог)
Почему один слог? (Потому что в слове один гласный звук [о])
Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)
Назовите этот слог. (волк)
Сколько звуков в слове «волк»? (четыре звука)
Назовите первый звук в слове «волк». Дайте ему характеристику. (звук [в] согласный, звонкий, твёрдый)
Назовите третий звук в слове. Дайте ему характеристику. (звук [л] согласный, звонкий, твёрдый) Назовите четвёртый звук в слове. Дайте ему характеристику. (звук [к] согласный, глухой, твёрдый)
2) Работа с кассой букв и слогов.
Учитель-логопед:
- А теперь поработайте с кассой букв и слогов.
- Выложите слова «лиса» и «волк».
5. Итог занятия.
Учитель-логопед:
- С какими звуками и с какой буквой мы работали на занятии? (со звуками [л], [л,], с буквой Л)
- Чем отличаются звуки [л] и [л,] в произношении? (звук [л] – твёрдый, звук [л,] – мягкий)
- Ребята, лисе и волку пора домой (в лес). Попрощайтесь с ними.
Оценка работы детей.
(подсчёт фишек, полученных детьми за работу на занятии, определение по их количеству призового места)