kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Упражнения для развития речи младших школьников с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для правильного произношения и закрепления дефектных звуков представлен комплекс артикуляционных упражнений для губ, языка и подобрен материал по работе со скороговорками для учащихся 1-х классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Упражнения для развития речи младших школьников с ОВЗ"»


Упражнения для развития речи


Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми.


Артикуляционные упражнения.

  1. Упражнение для губ.

«Лягушки улыбаются».

Растягиваем губы как можно шире. Упражнение сопровождается словами:

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

  1. Упражнение для губ.

«Хоботок».

Вытягивание губ вперед, имитируя хоботок. Сопровождается словами:

Подражаю я слону,

Губы хоботком тяну.

  1. Упражнение для губ.

«Лягушки и слонята».

Соединяем поочередно движения упражнений «Лягушки улыбаются» и «Хоботок». Сопровождается словами:

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

  1. Упражнение для губ.

«Бублик».

Округлить губы, как бублик.

  1. Упражнение для губ.

«Улыбка».

Улыбнуться так, чтобы видны были все зубы.

  1. Упражнение для языка.

«Домик».

Рот это домик для язычка. У домика две двери (губы и зубы). Открываем первую дверь – губы, затем вторую – зубы. Язычок выглядывает и прячется. Темп увеличивается. Закрывается первая дверь – зубы, затем вторая – губы.

7. Упражнение для языка.

«Чищу зубы».

Удерживать язык за нижними и верхними зубами. Достать кончиком языка каждый зуб, как с внешней, так и с внутренней стороны. Упражнение сопровождается словами:

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи и внутри,

Не болели, чтоб они.

  1. Упражнение для языка.

«Часики».

При открытом рте делаются движения кончиком языка от одного угла рта, к другому. Сопровождается словами:

Тик-так, тик-так- часики стучат.

  1. Упражнение для языка.

«Гармошка».

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, открывать и закрывать рот – как растягиваются меха гармошки, так и растягивается подъязычная уздечка. Сопровождается словами:

На гармошке я играю, рот пошире открываю,

К небу язычок прижму, ниже челюсть отведу.

  1. Упражнение для языка.

«Грибок».

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей полостью к небу, широко приоткрыть рот. Сопровождаем словами:

На лесной опушке, где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка, шляпа на макушке.

  1. Упражнения для языка.

«Маляр».

Улыбнуться, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Сопровождается словами:

Красить комнату пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже отпускаем,

Маляру мы помогаем.

  1. Упражнение для языка.

«Лошадка».

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Сопровождается словами:

Я лошадка – серый бок (цок, цок),

Я копытцем постучу (цок, цок),

Если хочешь, прокачу (цок, цок).

  1. Упражнение для языка.

«Качели».

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы тоже с внутренней стороны и удерживать так от одного до пяти. Затем темп убыстряется. Сопровождается словами:

На качелях я качаюсь вверх – вниз.

И все выше поднимаюсь, а потом вниз.

  1. Упражнение для языка.

«Язычок болтает».

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом увеличить темп и добавить голос, пока не послышится «бл». Сопровождается словами:

Язычок мой дружок, весело болбочет.

Малышата – индюшата, ножками топочут, весело болбочут.

  1. Упражнение для языка.

«Накажем язычок».

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пришлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти.


  1. Упражнение для языка.

«Чашечка».

Сопровождается словами:

Язык широкий положи, а края приподними.

Получилась пиала, округленная она.

В рот ее мы занесем, бока к губам прижмем.

  1. Упражнение для язычка.

«Птенчики».

Открыть рот. Язык в расслабленном состоянии лежит во рту. Имитируем птенцов, просящих есть.

18. Упражнение для губ.

«Песенка самолета».

Набрать воздух, вытянуть губы и произносить на выдохе у-у-у, пока не закончится воздух.

19. Упражнение для языка.

«Лопаточка».

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

20. Упражнение для языка.

«Трубочка».

Свернуть язык в трубочку.


Работа со скороговорками.

Каждую скороговорку начинаем учить, проговаривая медленно. При этом сопровождаем движениями. Каждый раз темп проговаривания увеличивается. Следить за тем, чтобы скороговорка проговаривалась на одном дыхании. Целесообразно попросить детей попробовать угнаться за учителем, или за тем учеником, который научился проговаривать скороговорку быстро и без ошибок.

Движения:

  1. «Кулачки».

Вытянуть руки вперед. Сопровождаем проговаривание скороговорки, сжиманием кистей рук в кулачки. Ритм сжимания соответствует ритму произношения скороговорки.

  1. «Метроном».

Поднять руку так, чтобы локоть не касался парты. Под ритм произношения скороговорки покачиваем руку вправо, влево.

  1. «Загибание пальцев».

Указательным пальцем одной руки загибаем пальцы другой руки под ритм произношения скороговорки. Руки меняем.

  1. «Пианино».

Имитируем игру на пианино кончиками пальцев по парте.

  1. «Ручка».

Простукиваем ритм произношения скороговорки обратной стороной ручки или карандаша. Во избежание шума стучим по мягкой поверхности (по книге, или тетради).

  1. «Замок».

Складываем кисти обеих рук в замок. Под ритм произношения скороговорки поднимаем и опускаем пальцы рук.

  1. «Хлопки».

Прохлопать ритм скороговорки.

  1. «Массаж».

Делаем массаж кончиков пальцев одной руки пальцами другой по очереди.

  1. «Встреча».

Под ритм произношения скороговорки соединяем кончики пальцев одной руки с кончиками пальцев другой.

  1. «Птичка».

Соединяем кончики пальцев одной руки вместе. Имитируем клюв птички.

  1. «Моем руки».

Имитируем движение мытья рук. Нажимаем на руки с силой.

Скороговорки.

  1. Водовоз вез воду из-под водопровода.

  2. Говори, говори, да не заговаривайся.

  3. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

  4. Наш дуда и туда и сюда.

  5. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

  6. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

  7. Возле горки, на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…..

  8. Летят три пичужки, через три пусты избушки.

  9. В один, Клим, клин колоти.

  10. Каково волокно, таково и полотно.

  11. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

  12. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

  13. Съел молодец 33 пирога с пирогом, да все со сметаной и с творогом.

  14. Шли сорок мышей, несли сорок грошей. Три мыши поплоше несли по два гроша.

  15. На семерых сани, по семеро в сани.

  16. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

  17. Ткет ткач ткани на платки Тане.

  18. Мама мыла Милу мылом.

  19. Осип охрип, Архип осип.

  20. Купи кипу пик.

  21. От топота копыт пыль по полю летит.

  22. У осы не усы, не усищи, а усики.

  23. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха.

  24. Не велика птица – синица, да умница.

  25. Молодец против овец, а против молодца сам как овца..

  26. Чайные чашки в печали, стуча и бренча закричали.

  27. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

  28. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

  29. Шакал шагал, шакал скакал.

  30. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

  31. Щипцы да клещи – вот наши вещи.

  32. Волки рыщут – пищу ищут.

  33. Ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.

  34. Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.

  35. Валин валенок провалился в прогалинок.

  36. Наш Полкан попал в капкан.

  37. Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.

  38. Купили Валерику Вареньке варежку, да валенки.

  39. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

  40. Три сороки - тараторки тараторили на горке.

  41. Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.

  42. Кукушка кукушонку купила капюшон.

  43. Михейка на скамейке плетет лапти Андрейке.

  44. На опушке в избушке живут старушки – болтушки. У каждой старушки – лукошко.

  45. В каждом лукошке – кошка. Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Упражнения для развития речи младших школьников с ОВЗ"

Автор: Цыпуштанова Клавдия Степановна

Дата: 20.01.2023

Номер свидетельства: 623637

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Статья "Развитие творческих способностей у младших школьников с ОВЗ" "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-u-mladshikh-shkol-nikov-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "217609"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433405460"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Конспект занятия по курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"  по теме Восприятие цвета для младших школьников с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-zaniatiia-po-kursu-razvitiie-psikhomotoriki-i-siensornykh-protsiessov-po-tiemie-vospriiatiie-tsvieta-dlia-mladshikh-shkol-nikov-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "136035"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417019101"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Коррекционно-развивающий дидактический материал для работы с детьми с ОВЗ в начальной школе."
    ["seo_title"] => string(91) "korriektsionnorazvivaiushchiididaktichieskiimatierialdliarabotysdietmisovzvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "304806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457793815"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142»  на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "125109"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414914477"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с задержкой психического развития по предмету «Литературное чтение» "
    ["seo_title"] => string(146) "adaptirovannaia-osnovnaia-obrazovatiel-naia-programma-dlia-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia-po-priedmietu-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "237162"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444239338"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства