Мы, педагоги, часто наблюдаем, что у детей, поступающих в детский сад, часто наблюдается задержка в развитии речи. Одной из причин является низкий уровень развития кистевой моторики. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук – одно из основных направлений по воспитанию у ребёнка здоровой речи. Не зря говорят, что рука – это вышедший наружу мозг человека.
Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными факторами в сложные образы и представления. Ребёнок только родился, а уже осуществляет движения, т. е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остаётся главным на протяжении жизни. Всегда мамы играли с пальчиками малыша, приговаривая «Сорока - ворона кашу варила» На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики рук необходима.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учим детей с ОВЗ рисовать»
«Учим детей с ОВЗ рисовать»
Подготовила:
воспитатель
МБДОУ «Ягодка»
Лыкова Л.А.
Мы, педагоги, часто наблюдаем, что у детей, поступающих в детский сад, часто наблюдается задержка в развитии речи. Одной из причин является низкий уровень развития кистевой моторики. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук – одно из основных направлений по воспитанию у ребёнка здоровой речи. Не зря говорят, что рука – это вышедший наружу мозг человека.
Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными факторами в сложные образы и представления. Ребёнок только родился, а уже осуществляет движения, т. е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остаётся главным на протяжении жизни. Всегда мамы играли с пальчиками малыша, приговаривая «Сорока - ворона кашу варила» На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики рук необходима.
Работа пальцами рук развивает речь, вот почему специалисты уточняют: рисовать детям также необходимо, как и разговаривать. Использование нетрадиционных техник рисования является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.
В нетрадиционных техниках рисования используют необычные сочетания материалов и инструментов. Технология выполнения таких работ интересна и доступна ребёнку. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции.
Кроме этого нетрадиционные техники помогают детям освободиться от неприятных переживаний, что они не умеют рисовать и утвердиться в позиции « творца». Здесь ребёнок видит результат своей деятельности. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
Рекомендую на этих занятиях использовать музыкальное сопровождение, так как это способствует созданию выразительного образа. В раннем возрасте малышам легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Поэтому можно использовать рисование пальчиком, ладошкой, печатками из картошки, свечой. В процессе такой работы по мере тренировки движений рук, совершенствуется состояние речи детей. С малышами можно рассмотреть грибок- мухомор, какие у него красивые белые пятнышки, пальчиками потрогать эти пятнышки. Показать нарисованный мухомор без пятнышек и предложить нарисовать такой же грибок, как на картинке. Ребёнок пальчиком набирает белую краску - гуашь и методом тычка разрисовывает нарисованный мухомор.
Можно рассмотреть обычную разрисованную чашку и также предложить разукрасить нарисованную чашку пальчиком. Далее показываем малышу нарисованную пчёлку или игрушку. Беседуем о том, что пчёлка кушает нектар, который есть в цветках. А цветки нужно нарисовать. Предлагаем ребёнку пальчиком нарисовать цветочки. С малышами рассматриваем новогоднюю ёлку. Показываем нарисованную не украшенную ёлку и предлагаем её также украсить. Пальчик обмакиваем в гуашь разного цвета и методом тычка делаем шарики на ёлке. Нужно напоминать, что вытираем пальчик перед тем, как рисуем новой краской.
Можно включить музыку, что способствует созданию художественного образа. Затем с ребёнком поговорить о том, что он нарисовал. Ещё можно рисовать ладошкой. Ребёнок сам раскрашивает свою ладошку краской или вы ему помогаете. Прикладываете ладошку к листу бумаги, прижимаете и беседуете о том, что можно дорисовать, чтобы получился какой-нибудь образ: осьминог, жираф, слон, морской конёк, кактус. А ещё можно рисовать крышками от бутылок. Крышки обмакивают в гуашь и делают отпечаток на бумаге. К отпечаткам дорисовывают недостающие детали. Получаются замечательные божьи коровки, гусеницы, жёлтые цыплята. Ребёнок всё это проговаривает: что будет делать и как. Всё это развивает его речь и фантазию. В среднем и старшем возрасте предлагаю более сложные техники рисования:
ОТТИСК ПЕЧАТКАМИ ИЗ КАРТОФЕЛЯ
Возраст: от трёх лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, бумага, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
ОТТИСК ПОРОЛОНОМ
Возраст: от четырёх лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка со штемпельной подушечкой, пропитанная гуашью, бумага, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются мисочка и печатка.
ОТТИСК СМЯТОЙ БУМАГОЙ
Возраст: от четырёх лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце со штемпельной подушечкой ,пропитанной гуашью, бумага, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются блюдце и смятая бумага.
СВЕЧА И АКВАРЕЛЬ
Возраст: от четырёх лет.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью. Рисунок свечой остаётся белым.
КЛЯКСОГРАФИЯ ОБЫЧНАЯ
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом, далее лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что похоже. Недостающие детали дорисовываются.
РИСОВАНИЕ НИТКАМИ
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: .бумага, гуашь, нитки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один конец свободным. Можно использовать несколько ниток разных цветов. Затем накладывается другой лист, прижимается, придерживая рукой, нитка вытягивается за кончик.
ОТПЕЧАТКИ ЛИСТЬЕВ
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, листья деревьев, гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребёнок покрывает лист дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берётся новый листок.
ЦВЕТНОЙ ГРАТТАЖ
Возраст: от шести лет.
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: картон, свеча, кисть, гуашь, палочка с заточенным концом.
Способ получения изображения: ребёнок натирает лист свечой, затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
МОНОТИПИЯ ПЕЙЗАЖНАЯ
Возраст: от шести лет.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь, влажная губка.
Способ получения изображения: ребёнок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, другая половина смачивается мокрой губкой. Лист складывается пополам , прижимается. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками.