Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
индивидуального занятия по логопедии
студентки 3 «Г» группы
Сологубовой Ирины Витальевны
Методист: Сахно М.В.
_____________________
(подпись)
Зерноград
2018 г.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Методы
I.Организационный этап
Здравствуйте дети, меня зовут Ирина Витальевна, и сегодня проведу у вас занятие.
- Какое у нас занятие как вы думаете?
- А чему мы будем учиться на занятии?
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел мальчик Захар.
-Он приготовил для вас задания, выполнив которые, вы узнаете дежурный звук нашего занятия.
Приветствуют учителя
Индивидуальное
Правильно и красиво говорить.
Слушают учителя
Метод стимулирования и мотивации.
II. Подготовительный этап
1. Мимические упражнения.
2. Упражнения на дыхание.
3. Упражнение для развития силы голоса
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Артикуляционная гимнастика
-Выполним упражнения для мышц лица.
-Давайте поздороваемся с каждым листиком.
(На доске листочки с мимикой)
-Для чего мы выполняли мимические упражнения?
-Какие упражнения мы выполняли?
-Захар приготовил упражнения для дыхания.
-Будем учиться правильно дышать. -Выполним упражнение для развития дыхания
-Возьмите наши деревья.
-Давайте подуем и разгоним наши листья с дерева
-Вдох через нос, выдох через рот.
-Чему учились, выполняя задание?
-Захар пригласил нас в лес собирать грибы и ягоды. Но, гуляя по лесу, мы зашли очень далеко и потеряли Захара. Как можно позвать на помощь? Мы будем учиться говорить громко-тихо.
-Давайте позовем нашего друга Захара.
-На звук [А] говорим громко, а на звук [У] тихо.
У У У
А А А
-Ура! Вот и Захар! Мы нашли его. Чему учились, выполняя задание?
- Раз уж мы в лесу, можно собрать грибы и поиграть с нашими пальчиками:
1-2-3-4-5- мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик все съедал
Этот пальчик больше ел,
От того и потолстел
-Какую гимнастику мы выполнили?
-Выполним артикуляционную гимнастику.
-Возьмите зеркала в руки.
1 упр. – «Улыбка-трубочка»
2 упр. – «Иголочка»
3 упр. – «Покрась нижний заборчик»
4 упр. – «Блинчик»
5 упр. – «Качели»
-Какую гимнастику выполняли?
Смотрят на шары.
- С разными лицами.
-Повторяют мимику воздушных шариков.
- Мимические.
Слушают учителя.
- Дуют на деревья
-Правильно дышать.
Слушают учителя
(тихо) У-у-у…
(громче) У-у-у…
(Громко) У-у-у…
-Громко говорить.
Повторяют за учителем.
- Мы выполняли пальчиковую гимнастику.
- Мы выполняли зарядку для рта.
Наглядный и словесный метод.
Использование игрового приема.
Ситуативный метод.
Наглядный метод.
Практический метод.
III. Основная часть
1. Работа с профилем.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Постановка звука
Вы, наверное, знаете, что в лесу очень много насекомых, особенно комаров. Какие звуки они издают?
Давайте немного поговорим на комарином? Повторяйте за мной.
-З-з-з.
-Посмотри в зеркало. Давай проверим, правильно ли работают губы и язык? Губы сделай в улыбке, кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края языка плотно прижать к верхним боковым губам - улыбнуться; - кончик языка упереть в нижние резцы (зубы); - боковые края языка плотно прижать к верхним боковым зубам; - по середине языка идёт сильная, холодная струя воздуха. -Давай попробуем дать характеристику нашему дежурному звуку. Звук [з] какой? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?
Захар приготовил для нас еще одну игру «Поймай звук», я буду произносить звуки, и как только вы услышите наш дежурный звук, вы покажете сигнальной карточкой.
[м][з][т][з][д][в][р][з][г][в]
-Среди чего мы ловили звук [з]?
А теперь я буду произносить слоги, и как только вы услышите слог с нашим дежурным звуком, вы покажете сигнал.
МА, КА, ЗА, ДА,ТУ, СА, ДУ, ЗУ
Среди чего мы выделяли наш дежурный звук?
-Будем учиться выделять звук [з] в словах.
-Когда услышите звук [з], покажите сигнал.
Азбука, заяц, рыба, дом, зуб, зонт.
-Среди чего мы выделяли звук [з]?
-Посмотри в зеркало и попробуй произнести звук [з].
Для этого нужно:
- улыбнуться;
- кончик языка упереть в нижние резцы (зубы);
- боковые края языка плотно прижать к верхним боковым зубам;
- по середине языка идёт сильная, холодная струя воздуха.
Рассматривает правильную артикуляцию при произнесении звука [з]. Повторяет расположение органов артикуляции. Совместно с учителем дает характеристику звуку [з]. Он согласный, потому что есть преграда, он звонкий, потому что есть голос и он твердый.
Основная часть – Операционно – исполнительский этап – 15-17мин
Оценочно – рефлексивный этап – 2-3мин
Самоанализ коррекционно- логопедического занятия в логопедической группе
1 «Г» класса
Данное занятие посвящено постановке звука [з]. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями и опирается на них, является подготовительным к следующей теме.
Разрабатывая технологическую карту, были учтены речевые заключения детей, особенности психического развития детей младшего школьного возраста, индивидуальные возможности ребенка.
Цель занятия: развивать правильную артикуляцию звука [з]
6. Воспитывать желание правильно и красиво говорить.
При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).
В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения детьми фонетической системы языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия.
На занятии обучение носило проблемно-игровой характер. Во время путешествия по волшебному городу дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
В ходе занятия использовал наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности.
Все этап занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена видов деятельности позволила предотвратить утомляемость и пресыщемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных игр на игры с предметами.
Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. В ходе занятия следила за внятностью, выразительностью речи детей, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывал интересы и способности детей, варьировал задания и их дозировку.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоциональное реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.
Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечивали мотивацию деятельности организации детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены, и цель достигнута.