I.Организационный момент. Цель: эмоциональный настрой учащихся на урок. Самоопределение к деятельности | Наглядный, словесный, игровой прием | Организует деятельность детей. Создает психологически комфортную среду для взаимодействия. Мотивирует учащихся на продуктивную деятельность во время занятия. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Елена Александровна, я пришла к вам не одна, а с моим хорошим другом, давайте узнаем кто это отгадав загадку: Если видит – там чужой, Вздыбит шерсть и станет злой. А хозяин на крылечке – Хвост закрутится в колечко. (Собака.) - Правильно, собака. А зовут моего друга - Шарик. Сегодня Шарик будет активно помогать нам на занятии и даже приготовил свои задания. - А давайте расскажем Шарику какое у нас сейчас занятие. - Что нам помогает правильно и красиво говорить? | Организуют свое рабочие место и свою деятельность. Отвечают на поставленные вопросы учителя: - У нас сейчас индивидуальное занятие - Речевой аппарат, слух, дыхание. |
II.Этап подготовительный Цель: подготовить органы артикуляции к работе над звуком. 1.Мимические упражнения 2.Дыхательная гимнастика 3. Упражнения для развития силы голоса 4.Упражнения для развития мелкой моторики 5.Упражнения артикуляционной гимнастики 6.Физминутка | Наглядный, словесный, практический. Прием-игра. Наглядный, практический. Наглядный, практический, словесный Наглядный, словесный, практический. Практический, словесный. Практический, наглядный, словесный. Наглядный, практический. | Организует подготовительный этап занятия: - Ребята, смотрите, нам Шарик передал необычный кубик, что на нем изображено? Организовывает работу над мимическими упражнениями: Каждый учащийся подбрасывает кубик и копирует эмоции, показанные на картинке. Подводит микроитог: -Какое упражнение выполняли? -Чему учились, выполняя мимические упражнения? Организует дыхательную гимнастику(«Шторм»): - Ребята, как вы думаете, как на море выглядит шторм? - Давайте и мы с вами сейчас сделаем свой шторм. Учитель раздает каждому ребенку стакан с водою и трубочку. - Делаем вдох через нос, выдыхаем через рот в трубочку, не надувая щеки, и стараемся вызвать самый сильный шторм в нашем стакане. Контролирует правильность дыхания. Подводит микроитог: - Какое упражнение выполняли? - Чему научились?
- Ребята, Шарик очень любит кататься на лифте, но делает он это очень интересно.
Объясняет правильность выполнения: - Когда лифт поднимается вверх – Шарик поет букву «а» сначала тихо, а потом все громче и громче. А когда лифт опускается – Шарик начинает петь букву «у», только сначала громко, а чем ниже он спускается, тем тише поет. Давайте попробуем так же? «А» «У» Подводит микроитог: - Какое упражнение выполняли? - Что мы с вами тренировали сейчас? - Молодцы, ребята, дальше еще интереснее. Организует работу с упражнениями для мелкой моторики: - Ребята, посмотрите на картинки и скажите, что на каждой из них не хватает? - Давайте с помощью прищепок дополним каждую картинку. Подводит микроитог: - Какое упражнение выполняли? - Что мы с вами тренировали сейчас? - А вот еще одно задание от Шарика. Он спрятал его где-то в классе. Дам небольшую подсказку - спрятано где-то за моей спиной. - Но что это?! … какие-то картинки. Вам они знакомы, ребят? - Давайте сделаем гимнастику для язычка и посмотрим, что будет дальше.
Организует артикуляционную гимнастику: Упражнение «Грибочек». А сейчас вместе с язычком отправимся «по грибы». Впрочем, язычок и сам не прочь выполнить роль «гриба». Вся его широкая поверхность присасывается к нёбу, - это будет шляпка. А вот и ножка, – растянувшаяся подъязычная связка-уздечка. Удерживать это положение под счёт максимально долго. ВАЖНО! При выполнении упражнения губы не должны напрягаться. Рот широко раскрыт. Язык в форме гриба должен быть абсолютно симметричным! Он именно прилипает, присасывается к нёбу, а не просто поднимается вверх. Подъязычная связка максимально натянута. (5-7раз). Упражнение «Вкусное варенье». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной. Упражнение «Чашечка». Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна. Упражнение «Маляр». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад - вперед (от зубов к мягкому небу (горлу) и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. Упражнение «Лопатка» Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении по счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на передние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. Подводит микроитог: - Какие упражнение выполняли? - Что мы с вами тренировали сейчас? - Какие, ребята молодцы, а теперь Шарик хочет, чтобы мы отдохнули. Проводит физминутку с помощью мультимедийного сопровождения. | Активно взаимодействую с учителем - Лица с разными эмоциями Работают с мимическими упражнениями. - Мы выполняли мимические упражнения. - Тренировали мышцы лица. - Волны сильные, морская пучина поднимается. Работают над дыханием: Делают вдох через нос, выдох через рот; Губы трубочкой, плечи расслаблены, спиной опираются на спинку стула; Осуществляют выдох целенаправленный, не надувая щек. - Дыхательная гимнастика - Учились правильно дышать Внимательно слушают учителя и работают над силой голоса - Упражнение для развития силы голоса. - Сейчас мы тренировали голос. - У солнышка нет лучей, у птички – хвостика, у зайца – ушек и т.д. - Мы выполняли упражнение для мелкой моторики. - Тренировали пальцы рук. - Это артикуляционная гимнастика Работают с зеркалами. - Артикуляционную гимнастику. - Мышцы речевого аппарата. Выполняют физминутку. |
III.Основной этап. Цель: автоматизация звука «ш» в обратных слогах, словах. 1.Работа с профилем. 2.Характеристика звука 3.Развитие фонематического слуха. 4.Чтение слогов. 5.Работа с картинками. 6.Физминутка. 7. Звукобуквенный анализ слова. 8.Составление словосочетаний. | Словесный, наглядный, практический, прием-игра. Наглядный, словесный, практический. Наглядный, словесный. Практический, наглядный, словесный. Наглядный, словесный, практический. Наглядный, словесный, игровой. Практический, словесный. Практический, словесный. Словесный, наглядный, практический. | - Сегодня на занятии мы будем работать над звуком, а c каким ты узнаешь, прослушав стихотворение. Слушайте внимательно, я дам вам подсказку: Мышонку шепчет мышь: - Ты всё шумишь, не спишь. Мышонок шепчет мыши: - Шуметь я буду тише.
- Какой звук мы с вами выделили голосом? - Сегодня на занятии у нас дежурным звуком будет звук [ш]. - Ребята, давайте вспомним кто нас позвал путешествовать? - А, есть ли в слове «Шарик», звук [ш]? В каком слоге? Осуществляет работу с профилем:
Посмотрите в зеркало и произнесите звук [ш]; Посмотри и скажи, как расположены губы при произнесении звука [ш]? Как расположен язык? Как расположены челюсти? Голосовые связки? Подводит микроитог: Произносит звук с вместе с детьми, осуществляет коррекционную работу, если это необходимо. - Дадим характеристику дежурному звуку: Какой это звук согласный/ гласный? Какой звук мягкий / твердый? Звонкий или глухой? - Будем учиться выделять звук «ш» среди других звуков. Л, К, Ш, К, Ш, Ц, В, М, Ш, С. - Выделим звук «ш» среди слогов. Если услышите звук «ш» покажите сигнал – синюю карточку. Если нет – сидите спокойно. АЖ, АР, АШ, УР, УШ, ЫШ, ОВ, ОШ. Подводит микроитог: - Среди чего мы выделяли звук «ш»? - Ребята, Шарик нам приготовил еще задание, сейчас мы с вами будем учиться читать звук «ш» в обратных слогах.
На доске цепочка слогов: А-Ш, У-Ш, Ы-Ш, О-Ш - Отгадайте загадку: Друг на дружке ровно в ряд Эти кубики стоят, В каждом есть окно и вход, В каждом кто-нибудь живет. - Что же это такое? - Посмотрите на доску, на ней три дома, что в них особенного? - Посмотрите, Шарик принес нам картинки, что на них изображено? - Давайте все картинки распределим по домикам. - Какие картинки у нас будут в первом домике? - Какие во втором? - Какие в третьем? Подводит микроитог: - Ребята, чему мы с вами научились, выполняя задание? Проводит физминутку - А сейчас мы с вами проведем звукобуквенный анализ слова, а какого, узнаете отгадав загадку: Из крупы её сварила, Посолила, подсластила. Эй, ну где же ложка наша?! Так нужна на завтрак... - Что это? - Где в этом слове наш дежурный звук? - Сколько слогов в слове «каша»? Давайте посчитаем. 1. Приготовьте руки, произносим слово и делим по слогам ка – ша. - Сколько слогов в слове? - Какой слог ударный? КА – ша. - Дадим характеристику звукам. 1 – «к» - согл., тв., глух., 2 – «а» - глас., уд., 3 – «ш» - согл., тв., глух., 4 – «а» - глас., безудар., Подводит микроитог: - Ребята, что мы сейчас делали? - Сейчас будем составлять словосочетания со словами из домиков. Камыш (какой?) – сухой. Карандаш (какой?) – острый, тупой. Шапка (какая?) – вязаная, теплая. Каша (какая?) – сладкая, полезная. Мешок (какой?) – тяжелый, рваный. Подводит микроитог: - Что мы с вами составляли? | Воспринимают информацию учителя на слух. - Мы выделили голосом звук «ш». - Да, он в первом слоге. Работают вместе с учителем перед зеркалом: Смотрят в зеркало и произносят дежурный звук; Губы несколько выдвинуты вперед. Кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель Разомкнуты, но не сильно. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними (голоса нет). Повторно произносят звук «ш» Дают характеристику дежурному звуку: Согласный, потому что есть преграда – зубы (обозначаем синим цветом). Всегда твердый (кулачок). Глухой, потому что нет вибрации (без звоночка). - Звук «ш» - согласный, твердый, глухой. Выделяют звук «ш» среди других звуков. Выделяют звук в обратных слогах. - Среди звуков и слогов. Читают цепочку. - Дом. - Дома со схемами. - Камыш, карандаш, шапка, каша, мешок. - Шапка. - Каша, мешок. - Карандаш, камыш. - Определяли, где в слове стоит звук «ш». - Каша. - В середине. Делят слово на слоги, с помощью хлопков, - 2 слога. - Ударный первый слог. - Мы давали характеристику звукам. Составляют словосочетания со словами из домиков. - Словосочетания со словами из домиков. |