kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "О пользе навыка письма рукой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен комплекс упражнений для развития мелкой моторики руки, упражнения на дыхание, растяжку, развиите равновесия и координации движения, развитие межполушарного взаимодействия и активизации мозговой деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "О пользе навыка письма рукой"»

О пользе навыка письма рукой.

Во все времена было много споров о почерке. Одни считают, что хороший почерк - немаловажное условие для обучения, другие отрицают его значимость, а некоторые утверждают, что почерк - это характер, поэтому сформировать его невозможно. Но если почерк отражает характер, разве можно в таком случае отрицать тот факт, что учитель, работая над почерком, может содействовать формированию характера?!

Учителя, работая над каллиграфией учащегося, работают и над его поведением,

то есть воспитывают его. Поэтому обучение письму в наше время стало частью нравственного и эстетического воспитания, а это, в свою очередь, очень важно, так как период становления почерка совпадает с периодом формирования личности.

Красивое письмо - это выражение отношения к другим людям, а неряшливый, малоразборчивый почерк в какой-то мере свидетельствует о невнимании, безразличии к другому человеку. Красивое письмо помогает стать ученику более организованным и собранным на уроках, аккуратным в работе.

Через обучение письму учитель старается научить ребенка думать, развивать логику. Письмо – это сложный вид деятельности, согласующий между собой работу коры головного мозга, органов зрения, слуха и, кроме того, многих мышц тела. Для овладения письмом большое значение имеет умение производить точные движения кистью и пальцами руки. Поэтому и до момента поступления ребенка в школу, и в процессе обучения его письму, нужно создавать условия для развития мелких мышц руки.

В методике обучения детей письму существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики. Это и лепка из глины и пластилина, рисование, раскрашивание картинок, изготовление поделок из бумаги или природного материала: шишек, желудей, соломы. Это и конструирование, и застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке. Перечисленные упражнения приносят большую пользу ребенку: во-первых, развивают руки, во-вторых, формируют художественный вкус. И, как утверждают детские физиологи, хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончиках пальцев”. Тренировка движений пальцев и кистей рук стимулирует речевое развитие ребенка, способствует улучшению артикуляционных движений, повышает работоспособность коры головного мозга. Не случайно упражнения для пальчиков в Японии начинают делать с двух, трехмесячными детьми. И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались, ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Выполняя простые движения кистями и пальцами, мы снимаем напряжение с языка и губ. Пальцы рук могут помогать учиться говорить, особенно тем детям, у которых трудности с речью.

В нашей гимназии, психолого-логопедической службой был запущен проект, направленный на развитие познавательной деятельности учащихся. Проект предполагает включение в ежедневную деятельность детей комплекса коррекционно-развивающих упражнений. В комплекс входят упражнения на дыхание, растяжку и плавность движения, пальчиковая, артикуляционная гимнастика, самомассаж кистей рук и ушей, вертикальная штриховка, упражнения для развития межполушарных связей. В начале дня, перед первым уроком учитель проводит физкультминутку с упражнениями на дыхание, растяжку и плавность движений. Это помогает детям установить контроль над дыханием и лучше включиться в учебную деятельность. Дыхательные упражнения учитель проводит и после каждой перемены, для переключения с игровой деятельности на учебную. Перед устными предметами дети делают артикуляционную гимнастику, проговаривают скороговорки, обращая внимание на четкость произношения.

Для улучшения почерка и укрепления мышц ведущей руки дети выполняют вертикальную штриховку строки в рабочих тетрадях. Перед контрольными работами используют упражнение «Точка внимания», упражнения на регуляцию психического состояния «Не боюсь». Изменились физкультминутки: теперь они не только снимают напряжение, но и развивают детей. Ученики выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, делают самомассаж ладоней и ушей, проводят гимнастику для глаз, или выполняют упражнения позволяющие активизировать межполушарное взаимодействие, повысить стрессоустойчивость, улучшить мыслительную деятельность, память и внимание. Коррекционно-развивающие упражнения включены и во внеурочную деятельность. Во время перемены, после уроков, на прогулке воспитатели проводят речевые игры с мячом.

В конце первого полугодия психолого-логопедическая служба провела анкетирование и опрос учителей и учащихся. Анализ показал, что дети научились выполнять такие сложные упражнения как «Кулак-Ребро-Ладонь», «Лезгинка», «Ухо-нос», «Заяц-Коза-Вилка», активно используют самомассаж ладоней с карандашом и грецким орехом. Старшие дети научились оценивать свое состояние и самостоятельно снимают мышечное напряжение во время урока с помощью упражнений на растяжку. В каждом классе появилось любимое упражнение. В одних классах упражнения выполняются под музыку, в других, физкультминутки проводят сами дети.

Учителя отметили положительные результаты применения упражнений: дети стали лучше включаться в работу, быстрее переключаются с одного задания на другое, лучше усваивают учебный материал, повысилась работоспособность, у самых старательных учеников улучшился почерк.

В современном мире текст, напечатанный на компьютере, вытеснил рукописный. Кто-то может подумать, что писать рукой – это вчерашний день, завтра все будут набирать тексты на компьютере. Однако американские психологи из Вашингтонского университета сравнили навыки владения ручкой и клавиатурой у детей трех разных возрастов (8, 10 и 12 лет). Оказалось, что когда дети пишут от руки, они делают меньше ошибок и их воображение работает лучше. Пользуясь ручкой, дети проявили больше фантазии при выдумывании и написании эссе.

Ученые давно установили, что при использовании ручки или карандаша и при наборе текста на клавиатуре активизируются разные отделы головного мозга. Работа с компьютером более механическая, поэтому и воображение работает слабо, а предложения в тексте получаются неразвернутыми. Вооружившись шариковой ручкой, человек может в большей степени проявить свою фантазию.

Итак, не успели мы освоить клавиатуру, как нам уже рекомендуют вернуться к шариковой ручке. Но с наукой не поспоришь, тем более что ученые говорят: писать от руки – полезно для всего организма. Назад в будущее – от клавиатуры к ручке и бумаге.


Логопеды Гимназии: Говорок Е.В., Осадчая Ю.В.













Комплекс коррекционно-развивающих упражнений

  1. Упражнения на дыхание:

    1. «Полное дыхание».

Дыхание производится по методу «вдох через нос – выдох через рот». Из исходного положения на вдохе медленно поднимайте руки, пока они не сомкнуться над головой. Одновременно поднимайтесь на носки. На выдохе сделайте наклон вперед, руки в расслабленном состоянии бросьте вниз. Выгните спину, расслабьтесь и повторите упражнение.

    1. «Дыхание с растягиванием рук».

Исходное положение – вытяните руки вперед. Сделав глубокий вдох, разведите руки в стороны. На выдохе верните руки в исходное положение.

    1. «Речевое дыхание».

Исходное положение – руки на поясе. Дыхание производится по методу «вдох через нос - выдох через рот, при этом губы укладываются в артикуляционную позу «Трубочка».



  1. Упражнения на растяжку.

    1. «Растягивание шеи».

Медленно наклоните голову в сторону, почувствуйте напряжение шейных мышц. Верните голову в исходное положение и повторите упражнение в другую сторону.

    1. «Растягивание спины и плеч».

Вытяните прямые руки над головой, сцепив пальцы, ладони наружу. Оставайтесь в такой позе несколько мгновений, потом расслабьтесь и повторите упражнение.

    1. «Растягивание рук и спины».

Вытяните прямые руки перед собой, сцепив пальцы, ладони наружу. Оставайтесь в такой позе несколько мгновений, потом расслабьтесь и повторите упражнение.

    1. «Растягивание рук и грудной клетки».

Это упражнение укрепляет мышцы грудной клетки и способствует развитию гибкости позвоночника.

Соедините руки в замок за спиной, ладони внутрь. Поднимите руки вверх как можно выше, чтобы максимально почувствовать растяжение грудной клетки и подержите в таком положении, расслабьтесь и повторите упражнение.



  1. Упражнения на развитие равновесия и координации движения.

    1. «Цапля-Впередсмотрящий».

Из исходного положения поднимите руки вперед параллельно полу. Ладони обращены вниз, пальцы рук сомкнуты и вытянуты вперед. Согните колено левой ноги под прямым углом, голень отведите назад так, чтобы голень была параллельна полу. Затем поменяйте ноги.

    1. «Цапля-Птица».

Из исходного положения разводите руки в стороны и остановите на уровне плеч параллельно полу. Ладони обращены вниз, пальцы рук сомкнуты и вытянуты в стороны. Согните колено левой ноги под прямым углом, голень отведите назад так, чтобы голень была параллельна полу. Затем поменяйте ноги.

    1. «Цапля - Небо».

Из исходного положения поднимите прямые руки над головой и остановите параллельно друг другу. Ладони обращены вниз, пальцы рук сомкнуты и вытянуты вверх. Согните колено левой ноги под прямым углом, голень отведите назад так, чтобы голень была параллельна полу. Затем поменяйте ноги.

    1. «Цапля - Солнышко-Тучка».

Из исходного положения поднимите руки вперед параллельно полу. Сжимаем и разжимаем кулаки ритмично и поочередно.

    1. «Цапля - Хвост кита».

Из исходного положения поднимите руки вперед параллельно полу. Поднимаем и опускаем кисти рук ритмично и поочередно.

    1. «Цапля - Рисуем круги».

Из исходного положения поднимите руки вперед параллельно полу. Кисти рук, сжатые в кулак, вращаем по кругу максимального диаметра, сначала в одну сторону, затем в другую.



  1. Упражнения для развития межполушарных взаимодействий

    1. «Зайка-Коза-Вилка»

Ребенку предлагается Удерживать позу пальцев и переключаться с одной позы на другую:

• 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1-й, 4-й и 5-й пальцы собраны в кулак («Зайчик»);

• 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак («Коза»);

• 2-й, 3-й и 4-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак («Вилка»);

    1. «Кулак-Ребро-Ладонь»

Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем двумя руками. При затруднениях в выполнении ребенок может помогать себе командами (кулак-ребро-ладонь), произносимыми вслух или про себя.



    1. «Лезгинка»

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Постепенно добиваться высокой скорости смены положения.



    1. «Ухо-Нос»

Левой рукой дотронуться до кончика носа, а правой рукой – до противоположного уха. Хлопните в ладони, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».



    1. «Ленивые восьмерки»

Рисовать «ленивые восьмерки» на вертикальной или горизонтальной поверхности каждой рукой отдельно, а затем двумя руками вместе.

    1. «Перекрестный шаг

Шагать, высоко поднимая колени, дотрагиваться ладонями до противоположных коленей.


  1. Самомассаж кистей и пальцев рук.

    1. «Массаж с шестигранным карандашом»

Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

    1. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

    2. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

    3. Разминание и растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

    4. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

    5. Растирание ладоней о ребро стола.



  1. Упражнения для снятия напряжения с глаз.

    1. «Бабочка»

Похлопайте ресницами часто-часто, просто поморгайте. Когда человек сидит перед монитором или много читает, его глаза перестают моргать, как бы ленятся и это вредит зрению.

    1. «Карандаш»

Возьмите в правую руку карандаш, руку вытяните и подержите карандаш на уровне глаз. Посмотрите на кончик карандаша и отведите медленно руку влево, потом вправо, при этом, провожая глазами пишущий предмет, при этом, голова должно оставаться неподвижной.

    1. «Прекрасное далеко»

Не спеша подойдите к окну, посмотрите вдаль, а потом посмотрите на кончик носа, это упражнение позволяет тренировать глазную мышцу. Повторите несколько раз.

    1. «Жмурки»

Попробуйте несколько раз сильно зажмуриться, а потом с закрытыми глазами просто посидите секунд 10.

    1. Пальминг

Глаза закрыть и на несколько минут плотно прикрыть их ладонями. В результате глаза расслабятся, а расслабление даст хорошее зрение.

  1. Упражнения для активизации мозговой деятельности.

    1. «Кнопки мозга»

Одной рукой глубоко массировать круговыми движениями по и против часовой стрелки точку, расположенную в мягких тканях под ключицей (10-15 с), а другой прикасаться к пупку. Затем руки меняются местами.

    1. «Вода»

Пить воду перед контрольной работой или во время стрессов.

Литература и интернет рессурсы:

В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: Комплекс упражнений-М.:Гном-Пресс, 1998.

Д.Г. Сороков. Стресс, анти-стресс и педагогический процесс./http://www.health-music-psy.ru/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Статья "О пользе навыка письма рукой"

Автор: Осадчая Юлия Валерьевна, Говорок Екатерина Владимировна

Дата: 07.03.2017

Номер свидетельства: 398321

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Открытый урок по валеологии на тему "Мойдодыр" "
    ["seo_title"] => string(47) "otkrytyi-urok-po-valieologhii-na-tiemu-moidodyr"
    ["file_id"] => string(6) "175963"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424345352"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Формирование и развитие навыков самообслуживания  у обучающихся начальной школы с нарушением интеллекта как условие социально - бытовой адаптации"
    ["seo_title"] => string(163) "formirovaniie-i-razvitiie-navykov-samoobsluzhivaniia-u-obuchaiushchikhsia-nachal-noi-shkoly-s-narushieniiem-intielliekta-kak-usloviie-sotsial-no-bytovoi-adaptatsii"
    ["file_id"] => string(6) "306958"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458227625"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Формирование и развитие навыков самообслуживания  у обучающихся начальной школы с нарушением интеллекта как условие социально - бытовой адаптации"
    ["seo_title"] => string(165) "formirovaniie-i-razvitiie-navykov-samoobsluzhivaniia-u-obuchaiushchikhsia-nachal-noi-shkoly-s-narushieniiem-intielliekta-kak-usloviie-sotsial-no-bytovoi-adaptatsii-1"
    ["file_id"] => string(6) "306959"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458227632"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Статья « Развитие творческих способностей дошкольников с ЗПР в процессе обучения нетрадиционным технологиям по изобразительной деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_doshkol_nikov_s_zpr_v_protsiessie_"
    ["file_id"] => string(6) "381645"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484907872"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Статья « Развитие творческих способностей дошкольников с ЗПР в процессе обучения нетрадиционным технологиям по изобразительной деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_doshkol_nikov_s_zpr_v_protsiessi_1"
    ["file_id"] => string(6) "381678"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484913388"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства