kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья « Развитие творческих способностей дошкольников с ЗПР в процессе обучения нетрадиционным технологиям по изобразительной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья « Развитие творческих способностей дошкольников с ЗПР

в процессе обучения нетрадиционным технологиям

по изобразительной деятельности»

Журмухамбетова А.Р., воспитатель

                                                     ГККП я/сада №47 «Байтерек»

     «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

                                                                    В.А. Сухомлинский

     Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.

   Обучая детей с задержкой психического развития  рисованию, важно помнить, что  для её осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль над движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его. Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребёнок часто промахивается при попытке нарисовать предмет. Её возникновение тесно связано у ребёнка с развитием восприятия, речи, мышления, воображения, т.е. со всем психическим развитием ребёнка.

     Работая с детьми с задержкой психического развития по теме творческого поиска «Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с ЗПР», я пришла к выводу, что развитие у них изобразительных навыков - процесс длительный, и без специального последовательного обучения невозможен.

   А для детей с ограниченными возможностями важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности в коррекционно-педагогической системе воспитания, в том числе и рисования.

    Дети с ЗПР часто копируют образец, предъявленный им. Изображения в нетрадиционной технике, не позволяют ему это сделать, так как  вместо образца я показываю только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Такой способ изображения дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. В результате этого, применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно находить решения.

    Дети узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей и т. д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле, учатся работать кистью, карандашом, стекой. Они пробуют рисовать предметы руками, получать изображения с помощью подручных средств, с помощью природного материала и т. п. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, детям с ЗПР предоставляется возможность экспериментировать.

    При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают её свойства: густоту, твердость, вязкость. Ознакомлению с новыми цветами, их оттенками помогает игра с цветом. Дети видят, что при добавлении разного количества воды в акварель можно получить различные оттенки цвета. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности, цветоразличения.

    Поэтому всю работу по развитию изобразительных навыков и умений я провожу в два этапа. Учитывая особенности восприятия у таких детей, подготовительный этап строится на основе совместной деятельности взрослого и ребенка. На первых порах я рисую сама, вслух проговаривая тему и детали рисунка. В дальнейшем я рисую, а дети комментируют сюжет и детали изображения. Живое и эмоциональное общение усиливает интерес к рисованию.

    На втором этапе я уже ввожу нетрадиционные техники изображения. Дети учатся рисовать пальчиком и ладошкой. Получаются красивые цветы, облака и разноцветные рыбки, человечки. Способ простой и понятный детям. Ребенок обмакивает пальчики в краску и наносит пятна на лист бумаги. И вот уже готовы интересные, доставляющие радость детям рисунки. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

    Трудности в овладении предметным изображением, в развитии содержательной стороны рисования у дошкольников с ЗПР, тесно связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной и игровой речи, т.е. тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности. Наблюдая за рисованием детей на занятиях и в свободное время, я заметила, что у них нет даже самого начального эмоционального интереса к деятельности. А эмоции, как известно, - это процесс и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.

    Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Использование нетрадиционных техник повышает интерес к занятиям, развивает детей интеллектуально и физически. В процессе рисования пальчиком, ладошкой, кулачком, у детей развивается кисть, формируется мелкая мускулатура пальцев рук, зрительно – двигательная координация – всё это служит гарантией овладения ребёнка письмом.

    Творческий процесс - это настоящее чудо. Наблюдая, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание,  я  чувствую пользу творчества

     Во время работы я столкнулась с тем, что дети с ЗПР боятся рисовать, потому что как им кажется, они не умеют, у них не получится.  У этих детей слабо развита мелкая моторика рук, формообразующие движения пальцев, неустойчивое внимание, эти дети быстро утомляются. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности.  Для меня это стало стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.

    Таким образом, я считаю, что овладение нетрадиционными техниками рисования положительно влияет на развитие дошкольника, развивается мелкая моторика, что положительно сказывается на развитии мышления и речи, познаются свойства предметов, малыш учится экспериментировать, самостоятельно исследовать и познавать свойства предметов, развивается уверенность в своих силах, развивается пространственное мышление, воображение, фантазия. Навыки, приобретенные в результате нетрадиционного рисования, способствуют снятию детских страхов и эмоционального напряжения.

    Рисование необычным материалами и оригинальными техниками рисования позволяют получить детям с ЗПР незабываемые положительные эмоции. В этом вопросе большую помощь   мне оказывают  родители.  

    Нам взрослым, необходимо развивать в ребенке чувства красоты. Именно от нас зависит, какой богатой или бедной будет его духовная жизнь. Мне хотелось, чтобы родители поняли, что через изобразительную деятельность ребенок самовыражается как личность. А залогом успешной работы в первую очередь являются: систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения рисованию;  создание условий для свободной самостоятельной деятельности и развития представлений о многообразии окружающего мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья « Развитие творческих способностей дошкольников с ЗПР в процессе обучения нетрадиционным технологиям по изобразительной деятельности»»

Статья « Развитие творческих способностей дошкольников с ЗПР

в процессе обучения нетрадиционным технологиям

по изобразительной деятельности»


Журмухамбетова А.Р., воспитатель

ГККП я/сада №47 «Байтерек»


«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский


Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.

Обучая детей с задержкой психического развития рисованию, важно помнить, что для её осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль над движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его. Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребёнок часто промахивается при попытке нарисовать предмет. Её возникновение тесно связано у ребёнка с развитием восприятия, речи, мышления, воображения, т.е. со всем психическим развитием ребёнка.

Работая с детьми с задержкой психического развития по теме творческого поиска «Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с ЗПР», я пришла к выводу, что развитие у них изобразительных навыков - процесс длительный, и без специального последовательного обучения невозможен.

А для детей с ограниченными возможностями важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности в коррекционно-педагогической системе воспитания, в том числе и рисования.


Дети с ЗПР часто копируют образец, предъявленный им. Изображения в нетрадиционной технике, не позволяют ему это сделать, так как вместо образца я показываю только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Такой способ изображения дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. В результате этого, применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно находить решения.

Дети узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей и т. д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле, учатся работать кистью, карандашом, стекой. Они пробуют рисовать предметы руками, получать изображения с помощью подручных средств, с помощью природного материала и т. п. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, детям с ЗПР предоставляется возможность экспериментировать.

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают её свойства: густоту, твердость, вязкость. Ознакомлению с новыми цветами, их оттенками помогает игра с цветом. Дети видят, что при добавлении разного количества воды в акварель можно получить различные оттенки цвета. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности, цветоразличения.

Поэтому всю работу по развитию изобразительных навыков и умений я провожу в два этапа. Учитывая особенности восприятия у таких детей, подготовительный этап строится на основе совместной деятельности взрослого и ребенка. На первых порах я рисую сама, вслух проговаривая тему и детали рисунка. В дальнейшем я рисую, а дети комментируют сюжет и детали изображения. Живое и эмоциональное общение усиливает интерес к рисованию.

На втором этапе я уже ввожу нетрадиционные техники изображения. Дети учатся рисовать пальчиком и ладошкой. Получаются красивые цветы, облака и разноцветные рыбки, человечки. Способ простой и понятный детям. Ребенок обмакивает пальчики в краску и наносит пятна на лист бумаги. И вот уже готовы интересные, доставляющие радость детям рисунки. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Трудности в овладении предметным изображением, в развитии содержательной стороны рисования у дошкольников с ЗПР, тесно связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной и игровой речи, т.е. тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности. Наблюдая за рисованием детей на занятиях и в свободное время, я заметила, что у них нет даже самого начального эмоционального интереса к деятельности. А эмоции, как известно, - это процесс и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Использование нетрадиционных техник повышает интерес к занятиям, развивает детей интеллектуально и физически. В процессе рисования пальчиком, ладошкой, кулачком, у детей развивается кисть, формируется мелкая мускулатура пальцев рук, зрительно – двигательная координация – всё это служит гарантией овладения ребёнка письмом.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Наблюдая, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание, я чувствую пользу творчества

Во время работы я столкнулась с тем, что дети с ЗПР боятся рисовать, потому что как им кажется, они не умеют, у них не получится. У этих детей слабо развита мелкая моторика рук, формообразующие движения пальцев, неустойчивое внимание, эти дети быстро утомляются. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для меня это стало стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.

Таким образом, я считаю, что овладение нетрадиционными техниками рисования положительно влияет на развитие дошкольника, развивается мелкая моторика, что положительно сказывается на развитии мышления и речи, познаются свойства предметов, малыш учится экспериментировать, самостоятельно исследовать и познавать свойства предметов, развивается уверенность в своих силах, развивается пространственное мышление, воображение, фантазия. Навыки, приобретенные в результате нетрадиционного рисования, способствуют снятию детских страхов и эмоционального напряжения.

Рисование необычным материалами и оригинальными техниками рисования позволяют получить детям с ЗПР незабываемые положительные эмоции. В этом вопросе большую помощь мне оказывают родители.

Нам взрослым, необходимо развивать в ребенке чувства красоты. Именно от нас зависит, какой богатой или бедной будет его духовная жизнь. Мне хотелось, чтобы родители поняли, что через изобразительную деятельность ребенок самовыражается как личность. А залогом успешной работы в первую очередь являются: систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения рисованию; создание условий для свободной самостоятельной деятельности и развития представлений о многообразии окружающего мира.

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Журмухамбетова Айгуль Рамазановна ГККП я/сада №47 «Байтерек»

Дата: 20.01.2017

Номер свидетельства: 381645

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Статья « Развитие творческих способностей дошкольников с ЗПР в процессе обучения нетрадиционным технологиям по изобразительной деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_doshkol_nikov_s_zpr_v_protsiessi_1"
    ["file_id"] => string(6) "381678"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484913388"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства