Просмотр содержимого документа
«Схема анализа логопедического занятия»
Слайд №1 Схема анализа логопедического занятия
В своей работе логопеды часто показывают коррекционные занятия: открытые или повседневные.
Качество и эффективность занятия во многом зависят от умения учителя-логопеда анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогической деятельности является умение анализировать занятие. Анализ занятия помогает логопеду взглянуть на свой труд как бы со стороны, оценить собственные силы, увидеть достижения и недостатки работы. По словам Ю.А. Конаржевского (доктор педагогических наук), анализ является важнейшим средством стимулирования самообразования педагога.
В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу занятия. При множестве этих подходов отсутствуют единые требования к проведению анализа логопедического занятия. Поэтому хотелось бы предложить наиболее оптимальную, на наш взгляд, схему анализа логопедического занятия.
Логопедические занятия имеют чёткую структуру, которая немного отличается от построения занятий в общеобразовательных группах. Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, синтезирует коррекционные методы и обучающие, что отражается в плане занятий:
Слайд №2. Структура логопедического занятия
Организационный момент.
Мотивирующее начало.
Повторение.
Обучающий этап (новый материал).
Закрепление.
Рефлексия (выводы и впечатления).
Слайд №3.Логопедическое занятие может быть проанализировано по следующим структурным компонентам.
Подготовка к занятию
Методика организации и проведения занятия
Содержание занятия
Коррекционная направленность
Деятельность детей на занятии
Выполнение СанПиН
Результативность
Слайд №4.Остановимся на каждом компоненте более подробно (У педагогов таблица схемы анализа логопедического занятия).
Лайд №Заполняются сведения о педагоге в следующей последовательности.
Ф.И.О. _______________________________________
ДОУ № _______________________________________
Дата _______________________________________
Цель посещения _______________________________
Форма занятия ________________________________
Тема занятия __________________________________
Возраст __________________________________
В пункте цели посещения занятия(«Оценка эффективности логопедической работы», «Знакомство детей с предлогами…», «Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе») и т.д.
Слайд №5
Подготовка к занятию.
Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными целями, определить его содержание и структуру. Оправданность подобранного материала и оборудования и рациональность его размещения.
Наличие коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач.
Соответствие коррекционных задач возрасту и уровню речевого и познавательного развития ребёнка.
Соответствие занятия этапу коррекционной работы.(Если звук не поставлен мы не можем включать упражнения на автоматизацию)
Слайд №6
Организация и проведение занятия.
Организационно-сюжетная основа занятий.
Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Это могут варианты с использованием:
специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей, мозаик, панно;
настольно-печатных игр;
сюжетов и героев мультфильмов.
При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу предложенного сюжета и развивать его по ходу занятия, если позволяют возможности совместного экспромта и творчества логопеда и детей.
Разнообразие используемых методов и приёмов
Последовательность и взаимосвязь этапов
Организация самостоятельной работы детей
Эмоциональная подача, речь логопеда
Доступность, четкость инструкции и своевременностьпомощи логопеда
Слайд №7
Содержание занятия
Полнота, доступность изложенного материала
Подведение к восприятию новых знаний
Формирование новых понятий
Актуализация опорных знаний
Инструкции и помощь логопеда
Организация самостоятельной работы детей
Слайд №8
Коррекционная направленность занятия.
Формирование правильного произношения звуков
Развитие фонематических процессов
Развитие высших психических функций
Формирование навыков словообразования и словоизменения