Просмотр содержимого документа
«Система индивидуальной логопедической работы по адаптации ребенка.»
СИСТЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЦЕЛЬЮ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА
Проблема адаптации учеников актуальна на всех этапах обучения.
Это связано и с особенностями возрастного периода и с привыканием детей к новым условиям обучения, а также с развитием ребенка. Хорошо адаптируются те ученики, которые ко времени поступления в среднее звено имеют достаточный уровень интеллектуального развития, умеют работать самостоятельно, умеют планировать свои действия, умеют контролировать свои действия и оценивать результат своей работы, Адаптация к школе проходит наиболее успешно, если у ребенка развиты все компоненты (умственный, социальный, эмоциональный), в том числе и речевое развитие. Речь, как письменная, так и устная, лежит в основе познания, общения, продуктивной деятельности. Знания и умения по языку и речи составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Нарушения устной речи в той или иной степени отражаются на деятельности, поведении ребенка, отрицательно сказываются на овладении грамотой, на развитии в целом. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного овладения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, отрицательно влияют на усвоение программного материала и успешность обучения в целом. У детей, имеющих речевые нарушения, отмечается снижение успеваемости, повышение тревожности, боязнь к обучению, агрессивность, что ведет к эмоциональному дискомфорту. Справиться детям с имеющимися у них речевыми нарушениями и появляющимися из-за них проблемами может помочь правильно организованная коррекционная работа. Основной целью логопедической работы является преодоление школьной дезадаптации учащихся за счет формирования ключевых компетенций. Учитель-логопед начинает работу с диагностики и определения структуры дефекта, выявления групп логопедического риска. В сентябре проводится обследование устной и письменной речи учащихся. Для анализа специфических ошибок обучавшихся ранее детей проводятся логопедические диктанты, списывания с печатного и рукописного текстов, анализируются письменные работы в тетрадях. Полученные данные позволяют правильно сформировать группы по структуре и выраженности дефекта и выработать стратегию преодоления недостатков. Работа с учащимися 1-х классов ведется в двух направлениях: совершенствование фонематического восприятия и фонемных дифференцировок, а также по предупреждению оптико-пространственных нарушений, с учащимися 2 классов – по преодолению выявленных нарушений письма и чтения. Индивидуальная работа с учащимися 3, 4 классов – по преодолению выявленных нарушений письма и чтения. Подавляющее большинство зачисленных на коррекционные занятия составляют ученики 1-2 классов: ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех. Коррекция нарушений устной речи включает в себя: нормализацию и развитие речевой моторики; развитие просодических элементов; устранение недостатков звукопроизношения; формирование и развитие фонематического восприятия; ликвидация пробелов и совершенствование лексико-грамматической стороны речи. При коррекции нарушений звукопроизношения применяется принцип индивидуального подхода. Предупреждение нарушения письменной речи заключается в создании функционального базиса и средовых условий через неречевые и речевые упражнения в соответствии с психофизиологическим статусом детей. Проводится работа по развитию речевых навыков, необходимых для овладения грамотой ; по развитию зрительно – пространственного восприятия и наглядно – образного мышления по формированию изобразительно – графических способностей; по развитию сукцессивных способностей ребенка; по развитию способностей распределению и переключению внимания. Система преодоления нарушений письменной речи учащихся многообразна. Так при коррекции нарушений фонематического анализа и синтеза эффективны упражнения «Арабское письмо» (написание слов наоборот, справа налево), «Древнерусское письмо» (написание только согласных или только гласных букв слова, отмечая остальные многоточием), «Неудачный робот» (написание части слова, отмечая пропущенные буквы черточками: если ребенок недописывает конец слова, то записывать только две последние буквы, при пропуске букв в середине слова – только две средние буквы). При коррекции нарушений акустического восприятия используется прохлопывание, протопывание оппозиционных звуков, произношение их высоким и низким тоном и т.д. При коррекции нарушений зрительно – пространственного анализа и синтеза хорошие результаты показывает использование графических диктантов, «Зеркальных рисунков», изограмм (изображения предметов, составленные из букв), буквенной мозаики. Применение компьютерных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность деятельности. Логопедические занятия укрепляют у детей с речевой патологией костно-мышечный аппарат, развивают правильное речевое дыхание, совершенствуют моторные функции (в частности воздействуют на мелкую мускулатуру рук, мышцы артикуляционного аппарата и пр.), формируют правильную осанку, вырабатывают координированность движений, направлены на снятие мышечного утомления глаз, укрепление глазной мышцы. При развитии моторных функций используются упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. Эти упражнения не только развивают мелкую моторику руки, но и улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. Своевременное выявление учащихся младших классов с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся у них дефектов речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление нарушений письма и чтения , но и не допустить отставания школьников в усвоении программного материала. Логопедическая работа в начальной школе имеет как ближайший, так и отсроченный результат. Правильно построенная и своевременно проведенная, она позволяет заложить прочный фундамент для формирования ключевых образовательных компетенций учащихся по всем учебным дисциплинам, социально и психологически адаптировать детей. После логопедического сопровождения ребенок чувствует себя равным по возможностям: он умеет правильно и точно пользоваться русским языком для передачи высказывания; отвечать достаточно громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации, правил произношения; оформлять любое письменное высказывание с соблюдением орфографических норм.