Речевые навыки чтения и письма имеют неоспоримо большое значение в жизни и деятельности культурного человека.
На протяжении последнего десятилетия отмечается, что, в среднем, 15-25% детей отстают от своего паспортного возраста на 1,5-2 года - идёт процесс инфантилизации. Сказываются многие причины: это и негативное влияние окружающей среды на здоровье ребёнка, и снижение уровня жизни населения. По медицинским данным, вредности анте-, пери- и раннего постнатального периодов встречаются у детей с дислексией и дисграфией в 85% случаев. В 69% случаев в анамнезе детей отмечаются осложнения анте - и перинатального периода: токсикоз беременности, угрожающий выкидыш, резус-конфликт, соматические заболевания и др. В 46% случаев за осложнениями родового периода следуют заболевания постнатального периода. Все эти причины в купе с наследственностью, с увеличением количества малоимущих и асоциальных семей, с рвущимся вверх объёмом и уровнем требований, предъявляемых обществом к ребёнку в отношении грамотности, а также снижение возраста начала обучения и стандартизованные методы и темпы обучения приводят к увеличению числа детей с проблемами в обучении, детей-дезадаптантов.
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении, а иногда даже и криминального поведения. Среди них на первом по частоте месте стоят нарушения чтения и письма.