Семь игр с киндер - сюрпризом для развития речи детей
Семь игр с киндер - сюрпризом для развития речи детей
В статье приводятся описания логопедических игр, которые одинаково подойдут как говорящим, так и неговорящим детям. Разница будет лишь в том, что говорящий ребёнок сам ответит на поставленные в процессе игры вопросы, а неговорящему следует задать вопрос и предложить несколько вариантов ответа. Таким образом «молчун» сможет ответить на нужный вопрос доступным для себя способом: кивнуть в знак согласия, показать нужную игрушку, нарисовать что-то в ответ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семь игр с киндер - сюрпризом для развития речи детей»
МАДОУ «ЦРР – детский сад № 11» г.Кунгур
Учитель-логопед Козионова Лариса Викторовна
СЕМЬ ИГР С КИНДЕР–СЮРПРИЗОМ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА
Речь детей лучше всего развивать в игре. Дело в том, что психология детишек такова: если ребенку не будет интересно, то он просто откажется заниматься.
В данной статье приводятся описания логопедических игр, которые одинаково подойдут как говорящим, так и неговорящим детям. Разница будет лишь в том, что говорящий ребёнок сам ответит на поставленные в процессе игры вопросы, а неговорящему следует задать вопрос и предложить несколько вариантов ответа. Таким образом «молчун» сможет ответить на нужный вопрос доступным для себя способом: кивнуть в знак согласия, показать нужную игрушку, нарисовать что-то в ответ.
Для развития речи важно работать над многими компонентами: над пониманием речи, дыханием, слухом, моторикой всего тела (общей) и ручной (мелкой), ритмом, выразительностью, тренировать органы артикуляции (губы, язык…), обогащать словарь.
Игры с киндер-сюрпризом экономичны, компактны, просты и доступны в использовании. Для данных игр понадобятся только контейнеры («желточки» - это определение очень нравится ребятам).
Игра «Кораблики»
Цель: развитие сильного плавного выдоха.
Налейте в таз или большую миску воды. Поместите туда 3 пустых «желточка». Нужно дуть на кораблики, переправляя их от одного берега к другому. «Представь, что это море. Чтобы кораблики отправить в плавание, нужно надуть паруса ветром. Вдохни много воздуха и дуй!»
Важно следить за выдохом. Долго играть не следует, так как у ребёнка может закружиться голова. В дальнейшем эту игру можно проводить во время купания в ванной.
Для активизации речевой деятельности следует задавать вопросы: «Какая погода на море?», «Как выглядит капитан?»…
Игра «Необычный оркестр»
Цель: развитие слухового восприятия.
Понадобятся 6 «желточков» и 3 вида сыпучего материала (крупа, песок, мука, бисер и пр.). Важно в парные контейнеры насыпать одинаковое количество содержимого, чтобы звук в точности совпадал. Но звучание одной пары от остальных должно существенно отличаться. Один набор киндеров нужно отдать малышу, а другой оставить у себя. Взрослому следует потрясти любым «желточком», а ребёнку выбрать из своего набора точно такой же по звучанию. «У нас с тобой много необычных музыкальных инструментов. Можно создать целый оркестр. Я потрясу одним инструментом, а ты внимательно послушай и найди такой же по звучанию у себя». Если ребенку сложно, можно повторить звучание. Постепенно следует увеличивать количество контейнеров.
Придумайте интересные названия музыкальным инструментам: шумелка, бомбумка и пр. Детям очень нравится словотворчество.
Игра «Песенка-чудесенка»
Цель: уточнение артикуляции гласных, развитие плавного выдоха, пропевание на одном выдохе гласных звуков [а], [о], [у], [и].
Гласные звуки отвечают за красоту речи, поэтому важна их чёткая артикуляция: при звуке [а] – рот широко открыт («окошко»), при [о] – губы немного округлены и выдвинуты вперёд («хоботок»), при [у] – губы максимально выдвинуты вперёд («трубочка»), при [и] – губы в улыбке, видны зубки («заборчик»).
Понадобятся 4 «желточка» (по одному на каждый звук). На каждом следует нарисовать рожицы: глазки, ушки, носик и губы с артикуляцией нужного звука.
Ребенку нужно показывать рожицы последовательно, чтобы он догадался, какой звук придётся петь. «Спой песенку! Не забудь сначала набрать много воздуха, чтобы песня получилась длинная». Петь нужно на одном выдохе.
Далее следует тренироваться исполнять песенки из 2-3 звуков (например, «А-а-а-у-у-у!») и на разные интонации (задорные, колыбельные…).
Пока ребенок отдыхает между исполнением песен, задавайте вопросы: «Как зовут певцов?», «Что они ещё умеют делать?»…
Игра «Дрессировщик»
Цель: развитее понимания речи.
Для начала понадобится всего один «желточек». Взрослый выступает в роли дрессировщика, а ребёнок выполняет команды. «Представь, что мы выступаем на арене цирка. Я дрессировщик, а ты фантастическое животное. Нужно выполнять волшебные команды». Придумайте простые команды, понятные ребёнку: «Алле – ап, на кресло!», «Алле – ап, под подушку!»… Далее можно использовать 2 киндера для последовательного выполнения команд: «Один киндер положи на пол, а другой положи себе в карман»…
В этой игре ребёнку обязательно нужно попробовать роль дрессировщика.
Игра «Зверушки-болтунишки»
Цель: развитие мелкой моторики и фразовой речи.
Понадобятся пластилин, клей, цветная бумага, природный материал. Для начала сделайте одного зверя, где «желточек» будет частью тела. Например, зайчика: киндер – тело, кленовые носики – ушки, пластилин – хвостик, лапки, личико. У каждого сделанного зверушки должен быть язычок для общения. «Давай придумаем и сделаем зверушку, который любит поболтать.» Работая с одним зверем, взрослый задаёт ему вопросы («Как тебя зовут?», «Где ты живёшь?»...), а ребёнок отвечает от лица животного.
В дальнейшем можно сделать несколько зверушек и устроить диалоги между ними. Здесь уместны многие ролевые игры: «Врач – пациент»,«Учитель – ученик», «Продавец – покупатель». Например, ролевая игра «Ёжик пришёл за покупками к медведю в лесной магазин». Важно учить детей говорить голосами зверей и разными интонациями.
Игра «Подъёмный кран»
Цель: тренировка мышц рта.
Мышцы рта отвечают за правильное произношение многих звуков. Так, например, если ротовые мышцы недоразвиты, звуки [о] и [у] будут в речи похожи, а звук [ш] нечёткий.
Понадобятся 3 «желточка», а точнее 6 их половинок. Взрослому нужно положить чистые киндеры на стол, а ребёнку при помощи захвата губами перенести их на стул. «Представь, что мы на стройке. Ты подъёмный кран. Перенеси части здания в нужное место».
Если детали окажутся слишком крупные для ребенка, то имеет смысл заменить их на киндер-игрушки, но не слишком мелкие, чтобы малыш их не проглотил. Постепенно увеличиваете количество деталей.
Для расширения активного словаря малыша задавайте ему вопросы: «Что мы строим?», «Кто в доме будет жить?»…
Игра «Таинственный мешочек»
Цель: узнавание предметов наощупь.
Понадобится непрозрачный мешочек или пакетик, в который следует положить предметы овальной и круглой форм (яйцо, маленький мячик, абрикос, серёжка, шарик от погремушки, помпон, «желточек»…).
Перед тем, как все предметы взрослый спрячет в мешочек, пусть малыш их потрогает. Далее ребёнок найдёт нужный предмет наощупь. «У тебя на ручках есть волшебные глазки. Посмотри ими внимательно и достань, пожалуйста, киндер (шарик…)».
Задавайте ребенку вопросы о предмете, который он достанет: «Что это?», «Как можно играть с мячиком?»…
Во всех предложенных играх полезно меняться ролями, как только малыш освоит правила и его речевые возможности позволят быть ведущим. Интересно было бы участие нескольких детей и взрослых. Следите за своей речью, поведением и движениями, так как игры с детьми основаны на подражании взрослому.
Любой речевой опыт переходит в навык, если постоянно тренироваться. Поэтому речевые игры рекомендуется проводить систематически. Игры должны быть непродолжительны по времени и интересны по содержанию.