1.Федерального закона от 20 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.- Приказ Министерства образования и науки № 1599 от 19 декабря 2014г.;
3.Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от10.07.2015г. № 26 «Об утверждении Сан ПИН» 2.4.2.3286-15 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
4. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – (одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 года № 4/15).
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
Курс «Речевая практика» рассчитан на 34 недели (2часа в неделю), что составляет 68 часов за год.
- овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявления сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение? Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, мирить, сердить, утешать. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами.
Условные знаки в общении людей: не курить, переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д.
Прослушивание коротких сказок и рассказов в магнитофонной записи с их последующим пересказом.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речь и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Определение темы ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации.
Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос - сообщение). Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания.
Извинение. Вежливый отказ от предложения, приглашения. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – (одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 года № 4/15).
2. Программа для 0 – 4 классов школы VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) под редакцией И.М.Бгажноковой, М.: Просвещение, 2011.
3. Устная речь – 2. С.В.Комаров. М.: Просвещение, 2013.
4. Пословицы, поговорки, потешки. Ярославль, Академия развития, 1997.
5. Развитие и коррекция речи детей. Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова. Москва, 2007.
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.
2. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
3. Мультимедийный проектор (по возможности).
4. Экспозиционный экран (по возможности)
5. Компьютер (по возможности).
1. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
2. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности).
3. Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку.
4. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
1.Набор ролевых игр, игрушек и конструкторов.
2. Настольные развивающие игры.
1. Ученические столы одноместные с набором стульев.
2. Стол учительский с тумбой.
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических пособий, материалов и пр.
1.Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
2.Русская виртуальная библиотека. (www. rvb. ru.);
3.«Общий текст» (www. text. net. ru.)http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com Сеть творческих учителей
№ урока | Тема урока | Аудирование | Организация речевого общения | Культура общения | Контрольно – диагностические материалы |
«Игры с друзьями» - 13 часов |
1. | Добро пожаловать! | Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем. | Поздравление с началом учебного года. Рассказ о лете по картинке. | Приветствие и прощание: доброе утро, добрый день, здравствуйте, до свидания. | Игра «Рассказ по кругу». |
2. | «Прошлым летом». | Чтение стихотворения И. Гамазковой «Прошлым летом» | Обмен впечатлениями о самых интересных событиях, произошедших во время летних каникул. | Познакомить с правилами участия в диалог. | Составление рассказа о прошедшем лете. |
3. | Расскажи мне о своих летних каникулах. | Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). | Рассказ детей по своим рисунка о прошедшем лете. | Повторить правила участия в полилоге. | Игра «Вопрос за вопрос». |
4. | Для друзей нет выходных. | Слушание песни «Для друзей нет выходных». | Развитие умения участвовать в вопросно-ответном диалоге. | Формирование доброжелательного отношения друг к другу. | Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. |
5. | Дружим – не дружим. | Повторение оппозиционных слоговых структур. | Совершенствовать диалогические умения, умения ставить уточняющие вопросы. | | Составление правил взаимоотношений. |
6. | Наши чувства. | | Составление рассказа по картинке. | Употребление слов: здравствуйте, доброе утро, до свидания. | Участие в диалоге, умение ставить вопросы |
7. | Игра по правилам. | Повторение правил в играх. | Составление предложений с опорой на схемы и слова: по картине, далее – на основе личного опыта. | Повторение правил участия в беседе. | Игра «По кругу». |
8. | Мои любимые игры. | Разучивание считалок. | Обмен впечатлениями о самых интересных событиях. | Познакомить с правилами участия в полилоге. | Игра «Где я был – не расскажу, а что делал - покажу» |
9. | Игра «Молчок». | Коллективное составление рассказа о правилах игры. Обмен мнениями о любимой игре. | Обсуждение содержания серии картин. Составление описания правил игры. | Умение конструктивно участвовать в споре. Правильное поведение в ситуации спора. | Проигрывание игры «Молчок». |
10. | Твой старший друг. Почему с ним интересно? | | Рассказ по плану о своем друге. | Умение конструктивно участвовать в беседе. | Игра «Что такое хорошо». |
11. | Задушевный разговор. | Уточнение значения слов, называющих эмоциональное состояние человека. | Беседа на основе личного опыта детей о чувствах. | Актуализировать умение участвовать в диалогах. | |
12 – 13. | Вместе в беде и в радости. | Слушание рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». | Рассказ о ситуации, в которой приходилось испытывать подобные чувства Рассказ по сюжетным картинкам, Как поступить в подобной ситуации? | Умение правильно выражать свои эмоции и чувства. | Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу». |
«Играем в сказку» – 13 часов |
14. | Знакомство со сказкой «Петушок – золотой гребешок». | Прослушивание аудиозаписи со сказкой «Петушок Золотой гребешок». | Пересказ сказки с опорой на серию картинок. | Формирование представлений детей о взаимопомощи и правилах поведения, когда одни дома. | Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки (рассказ по кругу). |
15. | Сказка «Петушок – золотой гребешок». | Загадка о сказке. | | Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки. | Рассказывание по собственным иллюстрациям к сказке. |
16 – 17. | Инсценировка сказки «Петушок – золотой гребешок». | Коллективное рассказывание сказки. | Инсценирование сказки и использование элементов костюмов. | Продолжать формировать представления детей о правилах поведения, когда остаются одни дома. | Беседа «Самая интересная сказка про петушка». |
18. | Знакомство со сказкой «Двенадцать месяцев». | Коллективное рассказывание сказки. | | Умение понимать речь, записанную на аудионоситель. | Рассказывание сказки учащимися с опорой на предметные картинки. |
19. | Сказка «Двенадцать месяцев». | Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев». | Пересказ сказки с опорой на серию картинок. | Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, прилежание, любовь к труду. | Воспроизведение содержания по сюжетным картинкам. |
20 - 21. | Инсценировка сказки «Двенадцать месяцев». | Разбор пословицы «Какова работа, такова и награда». | Инсценирование сказки и использование элементов костюмов. | Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки. | Инсценировка сказки. |
22. | Знакомство со сказкой «Бременские музыканты». | Просмотр мультфильма «Бременские музыканты». | Закреплять умение рассказывать с опорой на собственный опыт. | Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников. | Воспроизведение содержания стихотворения по сюжетным картинкам. |
23. | Сказка «Бременские музыканты». | Загадка о сказке. | Пересказ сказки с опорой на серию картинок. | Умение понимать речь, записанную на аудионоситель. | Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки. |
24 - 25. | Инсценировка сказки «Бременские музыканты». | Коллективное рассказывание сказки. | Инсценирование сказки с использованием элементов костюмов. | Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки. | Беседа «Самая интересная сказка» с привлечением личного опыта учащихся. |
26. | Сказка – ложь, да в ней намек! | Загадки по известным сказкам. | Пересказ сказки с опорой на серию картинок. | Продолжать формировать представления детей о правилах поведения в гостях. | Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки (рассказ по кругу). |
Мы – писатели – 12 часов |
27. | Книга – лучший собеседник. | Чтение четверостишья «Книга может дать совет». | Беседа на основе личного опыта. Какие книги ты любишь читать? Где ты берешь книги? | Повторить правила участия в полилоге. | Игра «Расскажи другому». |
28. | Я выбираю книгу. | Знакомство с различными жанрами книг. | Обзор принесенных книг. | Повторить правила участия в полилоге. | Игра «Выбери нужную книгу». |
29. | Моя любимая книга. | Знакомство со словом КОМПЛИМЕНТ | Рассказ детей о своей любимой книге. | Конструирование ситуации-просьбы. | Игра «Посоветуй другу». |
30. | В библиотеке. | | Экскурсия в школьную библиотеку. | Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. | Участие в диалоге с библиотекарем, умение ставить уточняющие вопросы. |
31. | Мы сказочники. | Чтение стихотворения «Вот бы стать писателем». | Коллективное обсуждение самых интересных сюжетных линий в прочитанных сказках. | Развивать творческую активность школьников. | Обсуждение замыслов каждого школьника. |
32. | Составляем сказку. | Загадки о сказках. | Коллективное составление сказки. | Развивать умение работать в коллективе. | Запись коллективно составленной сказки. |
33. | Я пишу свою сказку. | Составление предложений по сюжету сказки. | Рассказ по сюжетным картинкам. | Продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу. | Написание собственной сказки по плану и опорным словам. |
34. | Мой любимый рассказ. | Прослушивание аудиозаписи рассказа. | Коллективное составление рассказа. | Умение понимать речь, записанную на аудионоситель. | |
35. | Составляем рассказ о природе. | Повторение разных по структуре предложений. | Составление предложений по картинкам. | | Запись коллективно составленного рассказа. |
36. | Басня. | Прослушивание аудиозаписи с басней «Ворона и лисица». | Инсценировка басни. | Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки басни. | Игра «Повтори за мной». |
37. | Мое любимое стихотворение. | Чтение стихотворения. | Обсуждение заученных ранее стихотворений. | Развивать умение работать в коллективе. | Рассказать любимое стихотворение. |
38. | Мы поэты. Сочиняем свое стихотворение. | Составление стихотворных строчек. | Подбор рифмы к словам. | Развивать творческую активность школьников. | Запись коллективно составленного стихотворения. |
«Я дома» - 8 часов |
39. | Мой помощник телефон. | Расширение знаний детей о справочных службах. | Составление диалогов со справочными службами. | Правила разговора по телефону справочной службы. | Проигрывание диалогов со справочными службами. |
40. | Я у телевизора. | Загадка о телевизоре. | Обсуждение личного отношения школьников к просмотру телепередач. | Продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу. | Рассказ о любимой телепередаче. |
41. | Полезные и вредные телепередачи. | Обогащение словарного запаса школьников понятиями: диктор, ведущий, актер. | Обсуждение просмотренных детьми телепередач. | Правила пользования телевизором. | Учить планировать свой телевизионный досуг. |
42. | Составь свою телевизионную программу. | Заучивание чистоговорки с голоса учителя. | Коллективное составление плана телепередач по картинкам и с опорой на личный опыт. | Развивать творческую активность школьников. | Составление программ телепередач. |
43. | Я помощник. | Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?» | Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы, используемые при уборке дома. | | Составление рассказа о том, как проходит день школьника, после возвращения из школы. Игра «Кто знает, пусть продолжает». |
44. | Мои обязанности дома. | Отгадывание загадок. | Употребление в речи предлогов в, на, под. | Коллективное составление предложений на основе личного опыта. | Практические упражнения по складыванию одежды. |
45. | Современная техника в доме. | Отгадывание загадок. | Составление предложений по сюжетным картинкам. | Познакомить с правилами работы с техникой. | Запись составленных предложений. |
46. | Я звоню в экстренные службы. | Расширение знаний детей об экстренных службах. | Составление диалогов с экстренными службами. | Правила разговора по телефону экстренной службы. | Проигрывание диалогов с экстренными службами. |
«Я за порогом дома» - 11 часов |
47 - 48. | Знаки – помощники. | Чтение стихотворения «У мня живет дружок». | Продолжать учить участвовать в беседе, обсуждении, высказывать свое мнение. | Формировать умение соблюдать правила, обеспечивающие безопасность и порядок в обществе. | Экскурсия в город. |
49 - 50. | Правила дорожного движения достойны уважения. | Слушание песенки «Светофор». | Расширить словарный запас школьников, словами, обозначающими дорожные знаки. | Формировать умение соблюдать правила дорожного движения. | Моделирование ситуации «Я на дороге» и «Я велосипедист». |
51. | Водители и пешеходы. | Отгадывание загадок. | Расширение словарного запаса предметной лексикой. | Моделирование диалогов между пешеходами и водителями. | Коллективное составление рассказа. |
52 – 53. | Веселый праздник. | Чтение четверостишья «Получил я приглашение». | Расширять представления учащихся о правилах поведения в гостях. | Правила вежливости при приглашении в гости. | Моделирование диалогов, содержащих принятие приглашения или вежливый отказ. |
54. | Приглашение. | Слушание стихотворения А. Усачева «Приглашение улитке». | Коллективное составление приглашения. | Правила вежливости при приглашении гостей. | Оформление письменного приглашения. |
55. | Поздравляю! | Чтение стихотворения «Я Наташу с днем рождения поздравлял». | Коллективное составление поздравления. | Совершенствовать интонационные и жестово-мимические умения. | Тренировочные упражнения в произнесении поздравления. |
56. | Поздравление ветеранам. | Слушание стихотворения «Ушел из жизни ветеран». | Составление поздравления ветеранам с опорой на план и опорные слова. | Учиться адресно подбирать пожелания. | Самостоятельная подготовка поздравительных открыток ветеранам. |
57. | Знакомство во дворе. | Повторение оппозиционных слоговых структур. | Составление предложений. | | Ролевая игра «Давай познакомимся». |
« Я в мире природы» - 11 часов |
58. | Мы друзья или враги природы? | Отгадывание загадок. | Составление рассказа из личного опыта. | Повторить правила участия в полилоге. | Составление правил поведения в природе. |
59- 60. | В гостях у леса. | | Экскурсия в лес. | Продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу. | Составление рассказа «В гостях у леса». |
61. | Я на прогулке в парке. | | Коллективное составление рассказа. | Составление правил поведения в парке. | Составление предложений по картинке. |
62. | Моё домашнее животное. | Составление предложений. | Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта. | | Составление правил ухода за домашними животными. |
63. | Учимся понимать животных. | Заучивание и произнесение чистоговорок. | Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта. | Придумывание кличек. | Составление рассказа о своем питомце. |
64. | Животные зоопарка. | Повторение разных по структуре предложений. | | Правила поведения в зоопарке. | Коллективное составление предложений. |
65. | Промежуточная аттестация. | | Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта. | Развивать творческую активность школьников. | Составление предложений по вопросам. |
66. | Летом в поход. | Дыхательные упражнения. | | | Составление правил поведения в походе. |
67. | Летние каникулы. | Составление предложений. | Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта. | | Составление рассказа по образцу. |
68. | Здравствуй, лето! | | | | |
Рассмотри картинки и составь по ним рассказ.
Оценка «5» - соблюдена правильная последовательность событий, грамотно составлены предложения, работал самостоятельно.
Оценка «4» - соблюдена правильная последовательность событий, небольшие ошибки в составлении предложений, работал с подсказками.
Оценка «3» - нарушена последовательность событий, предложения составлены с ошибками, использовал помощь учителя.
Оценка «2» - не смог составить предложения даже с помощью учителя.