Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи, о которых далее пойдет речь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Речевая готовность к школе"»
Что означает речевая готовность к школе
Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи, о которых далее пойдет речь.
1. Умение слушать и слышать других
Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от преподавателя.
2. Сформированность звуковой стороны речи
Сформированность фонетической стороны речи предусматривает:
умение четко и внятно произносить все звуки речи;
возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания;
умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).
Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.
3. Умение различать звуки речи на слух
В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит в его состав (и обозначать его буквой на письме). Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если ребенок плохо различает звонкие-глухие звуки, то вместо слова «дом» он будет писать «том», «панан» вместо «банан».
4. Функции языкового анализа и синтеза
Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность. Формами звукового анализа являются:
Умение выделять звук на фоне слова («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»). Задача ребенка – определить наличие звука в слове.
Умение выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»).
Определение места звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит звук [н] – в начале, середине или конце?»).
Умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ).
Умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ).
Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и синтаксического анализа и синтеза.
Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему слогов.
Синтаксический анализ представляет собой определение количества и последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять предложение из представленных слов.
5. Словарный запас
Готовность ребенка к школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.
В школе ребенку придется отвечать на вопросы учителя, пересказывать тексты, излагать изученный им материал. Он должен уметь составлять рассказ по картинке, писать сочинения на заданную тему и т.д.
Если словарный запас будет скудным, то это будет хорошо заметно в процессе обучения. Он не может назвать предметы, долго подбирает нужные слова, когда ему нужно что-то сказать, в его речи в большом количестве присутствует слова-паразиты: «в общем», «ну», «это» и т.д. Часто нехватка словарного запаса компенсируется активной жестикуляцией.
Часто у детей формируется ошибочное понимание слов, которое происходит тогда, когда он слышит новые для себя слова в образных высказываниях, но понимает их по-своему. Примеров может быть масса: ребенок услышал выражение «потерять смысл» и теперь воспринимает слово «смысл» как потерянную вещь; кто-то думает, что «конфетти» - это конфеты и т.д.
На бедность словарного запаса также указывает упрощение слов. К примеру, вместо «массивный» - «большой, «крошечный» - «маленький» и т.д. Особенно это заметно при пересказе сказок, рассказов, когда ребенок заменяет слова, используемые автором, на те, которые ему знакомы.
В этом вопросе огромное значение имеет роль родителей, ведь именно в семье в большей степени формируется словарный запас ребенка. Поэтому среди рекомендаций, которые даются родителем, часто называется употребление ими как можно большего количества сложных слов, сравнений, метафор. Ребенок будет слышать их и спрашивать о том, что именно они означают.
Речевая готовность к школе определяется следующими навыками:
умение четко подбирать слова при назывании действий, предметов;
употребление в связной речи слов с обобщающим значением;
понимание и употребление в речи антонимов (слабый – сильный, большой – маленький, сладкий – горький);
понимание и употребление в речи синонимов (смелый, храбрый, отважный, доблестный);
понимание и употребление многозначных слов (шляпка – женский головной убор, гвоздя, гриба);
понимание метафор и умение их использовать («золотые слова», «кот наплакал», «каменное сердце»);
понимание и употребление фраз с переносным значением («стреляный воробей», «сломя голову»);
умение подбирать однокоренные слова (зима – зимний, зимовать, зимовка).
Даже если у ребенка в школе нет проблем с чтением, но его словарный запас скуден, и он не понимает смысл слова, то он не будет понимать содержание прочитанного им материала.
6. Грамматический строй речи
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, уметь образовывать слова в нужной форме. Не менее важным является словоизменение – это изменение слов по разным грамматическим категориям (по падежу, числу, роду и т.д.).
Есть и другие навыки, которыми должен овладеть ребенок к школе:
использование развернутой фразовой речи;
работа с предложением: построение простых предложений, понимание связи слов в предложении и т.д.
умение находить ошибки в предложении и исправлять их, умение составлять предложение по картинке и опорным словам;
пересказ текста с сохранением его смыслового содержания.
7. Связная речь
Под этим понятием понимаются развернутые высказывания, которые использует человек для выражения своих мыслей и желаний. Если с этим возникают проблемы, то процесс школьного обучения оказывается крайне затруднительным.
Готовность к школе детей оценивается по следующим навыкам:
поддерживать разговор на тему, соответствующую возрасту ребенка;
нормальное общение со сверстниками и взрослыми;
умение развернуто описывать окружающие предметы;
внятный пересказ пережитых событий (как провел лето, какой фильм смотрел и о чем там говорилось);
умение пересказывать сказки, используя собственный словарный запас;
умение раскрывать содержание окружающих явлений, картины.
Все перечисленные умения и навыки формируются через образовательную деятельность, а также через создание соответствующей речевой среды.
Готовность к школе определяется именно уровнем речевого развития ребенка. Если у него хорошо развита речь, то он без проблем начинает общение со сверстниками и взрослыми, может правильно выразить свои желания, мысли, а также задает вопросы. И наоборот, если речь ребенка невнятна, то это существенно усложняет коммуникацию с окружающими его людьми и, как следствие этого, процесс обучения протекает с большими трудностями.