Просмотр содержимого документа
«Речевая готовность к школе »
Речевая готовность к школеПреемственность междудетским садом и школой
«Школьное обучение никогда
не начинается с пустого места, а всегда опирается
на определенную стадию
развития, проделанную ребенком.»
Л. С. Выготский
Задачи речевого обследования
Определить уровень речевого развития детей, поступающих в 1 класс.
Обратить внимание родителей на недостатки в речи ребёнка.
Наметить пути в работе
по коррекции речи.
Оказать консультативную помощь
в устранении недостатков произношения.
В основе обучения лежит познавательный процесс .
Результаты логопедического обследования
д/с
13
Кол-во детей
10
14
Нарушение звукопроизношения,
Словарь
4авт.
фонематический слух
1
1
Грамматика
Пожелания
-
3
16
2
11
2
1авт.
Связная речь
Обратить внимание:
17
звуки должны быть поставлены,
1
3 авт.
4
7
по возможности автоматизированы,
4
2
8
1
от этого зависит грамотное письмо.
1
8
1
2
на развитие грамматического строя речи.
-
1
2
всего
2
-
54
-
Из 54 чел. –24 с нарушением речи
Успешное овладение письмом
Дети должны уметь слушать
и слышать других!
Звуковая сторона речи:
- правильно произносить все звуки речи;
- четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);
говорить громко или тихо, или даже шепотом,
в зависимости от ситуации;
- изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
Функции языкового анализа
Дети должны уметь:
- делить предложения на слова;- делить слова на слоги;- уметь выделять все звуки в словах;- устанавливать последовательность звуков в слове.
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения!
Лексическая сторона речи
(словарный запас).
Дети должны уметь :
- точно подбирать слова;
- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
- дифференцировать обозначения предметов;
- употреблять сложные слова (например: длинноногий);
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении!
Грамматическая сторона речи
У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:
Дети должны уметь:
- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);- употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);
Связная речь
Дети должны уметь:
- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;- рассказывать о пережитых событиях;- пересказывать содержание сказки, рассказа;- описывать окружающие предметы;- раскрывать содержание картины, о некоторых явлениях окружающей действительности.
Развитие школьно-значимых психологических функций:
развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии)
Развитие школьно-значимых психологических функций:
развитие логического мышления (способность находить сходства и различия, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово – картинка, либо слово - ситуация/).
Результаты обследования устной речи
учащихся 1–х классов
Класс
1 «А»
Звуко
чел.
4
произношение
Функции языкового анализа
1 «Б»
чел.
Словарный запас
2
17
2
Грамматический
12
12
2
Связная речь
строй речи
2
12
12
Детский сад формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом
для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых
для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.