Просмотр содержимого документа
«Развивая ритм, мы развиваем речь.»
Развивая ритм мы развиваем речь.
Ребёнок плохо говорит. Многие родители относятся к этому спокойно, считая, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам. «У нас в семье все поздно стали разговаривать и хорошо учились» - заявляет мама.
Но это ошибочное мнение. Чаще всего задержка речевого развития обусловлена родовой травмой, где речевые центры слабо функционируют из-за недостаточного кровоснабжения или других поражений центральной нервной системы. И своевременное обращение к специалистам поможет ребёнку быстрее заговорить.
Задержка речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка. Наталкиваясь на непонимание сверстников и окружающих взрослых, дети осознают свои трудности, становятся агрессивными, замкнутыми. Это отражается на эмоционально-волевой сфере и психическом состоянии ребёнка, а в дальнейшем накладывает отпечаток и на его дальнейшую жизнь, работу в коллективе, общении в семье, на работе и т.д.
О своевременном развитии речи ребёнка необходимо заботиться с первых недель его жизни. Разговаривая и играя с младенцем, мы развиваем его внимание, слух, эмоциональный отклик комплексом оживления, что способствует развитию его двигательных умений. А чем выше двигательная активность ребёнка тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей моторики (двигательные умения, координация) и речевой моторики (движения языка, нижней челюсти, голосовых связок, силы дыхательной воздушной струи при гулении и лепете) изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Формирование движений происходит при участии речи.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Поэтому очень ценен опыт наших бабушек, которые использовали потешки с поглаживанием ладошек, ступней, с движением ручек и ножек. Потешки очень ритмичны и развивают ребёнку не только двигательную, эмоциональную сферу, но и слух, внимание, память, а в последствии и речь.
Все эти компоненты - звенья одной цепочки. Нарушается одно звено значит нарушается и целостность цепочки. И чтобы справиться с речевой задержкой у ребёнка, надо восстановить все утраченные или не получившие своевременного развития звенья.
Сегодня очень легко можно найти в интернете и потешки с движением пальчиков, рук, и всевозможные игры для развития мелкой и общей моторики, русские народные сказки, где частые повторы (песенки, повтор ситуации) способствуют развитию у детей желанию помочь взрослым рассказывать сказку. Ритм повторов в сказках не случаен. Так детям легче их запоминать и воспроизводить.
Дети с задержкой речи испытывают затруднения и порой очень существенные в проговаривании слов, словосочетаний, предложений из – за отсутствия элементарного ритма, сбивчивого дыхания, слабости в голосе. В речи детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи.
Развивая чувство ритма (при помощи потешек и игр с движением, сказок, музыкальных песенок), взрослые помогают координировать движение тела ребёнка и даже правильно и ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и чёткость речи.
Вот почему работа над ритмом является одним из важных направлений коррекции в процессе преодоления речевых нарушений и нарушений слоговой структуры слова у детей.