kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие речи через изобразительную деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен материал по развитию речи через изобразитедбную деятельность

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи через изобразительную деятельность»

Процесс познания окружающего мира в изобразительной деятельности проходит постоянно и отличается повышенной активностью и глубиной, благодаря этому дети по-новому видят мир, у них формируется тонкость и дифференцированность восприятия, которая нужна во всех других видах деятельности, развивается мелкая моторика, мышление, зрительная память, внимание, воображение, эмоции, чувства, речь. Это и придаёт изобразительному искусству особую коррекционную направленность.

Одним из важных условий для развития творческих способностей ребёнка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения. Кроме того, влияние на развитие его способностей к творчеству оказывает среда.

Кружки изобразительной деятельности – это та особая среда, где ребёнок, продолжая познавать окружающий мир, может окунуться в мир собственных чувств и эмоций, в мир своих переживаний, фантазий, в способы самовыражения, здесь он чувствует себя защищённым и свободным в своих суждениях. В момент творчества ребёнок наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность.

Поэтому главная моя цель – это психическое здоровье каждого ребёнка и одна из важных задач, как педагога дополнительного образования специальной (коррекционной) школы-интерната, создавать благоприятную среду и содействовать нормальному развитию и личностному росту каждого ребёнка.

На моём кружке могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития. Этому соответствует развивающая программа С.К.Кожохиной, на основе которой я разработала программу кружка

«Путешествие в мир искусства» для младших школьников с ОВЗ

Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью.

Наши дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда самостоятельны, их мотивация к деятельности сильно ограничена, активность снижена, преобладает неуверенность в своих способностях, чувство беспокойства и тревоги. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем. Здесь имеет большое значение личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка, который определяется моими способностями:

-уметь распознавать эмоциональное состояние ребёнка;

-помочь ему осознать свои переживания;

-располагать его к сотрудничеству;

-уважать его стремление самостоятельно решать свои проблемы и делать собственный выбор;

-уметь подобрать определённые методы, приёмы и формы работы с учётом индивидуальных способностей, возрастных особенностей учащихся;

-сохранять атмосферу толерантности, свободы, раскрепощения;

-минимально ограничивать творческий процесс ребёнка;

-поощрять, стимулировать и поддерживать интерес к занятиям изобразительного искусства.


В целях развития творческого потенциала учащихся с ОВЗ свою работу строю с учётом следующих принципов:

  1. Проблемность

  2. Диалогичность и индивидуализация

  3. Учёт структуры дефекта

  4. Деятельностный принцип обучения

  5. Создание ситуации успеха

  6. Доступность материала

  7. Эмоциональная насыщенность

  8. Взаимосвязь разных видов деятельности

  9. Реализация потребности в социальной принадлежности

  10. Создание ситуаций, способствующих формированию социальных навыков и умений.

Начинаю работу над развитием с использования сенсорных систем ребёнка: осязания, зрения, слуха, вкуса и обоняния.

Формирование чувственного аппарата очень важно для слепых и слабовидящих, ведь формирование образов предполагает целенаправленное наблюдение, зрительную память, зрительное произвольное внимание, образное и пространственное мышление, а при обучении слабовидящих изобразительному искусству возникает необходимость в преодолении значительных и специфических трудностей. Неполноценное зрение не позволяет им выделить многие признаки предметов, их свойства, форму, конструкцию. Поэтому с целью формирования зрительно-пространственного образа на основе восприятия предметов, объектов окружающей среды решается ряд коррекционных задач:

развитие всех видов восприятия (чувственно-эмоциональное, зрительно-осязательное, двигательно-осязательное);

развитие верности и остроты зрения, зрительной памяти;

формирование зрительного внимания;

развитие пространственного, ассоциативного мышления, воображения;

мелкой моторики;

личностных качеств и творческих способностей.


На данном этапе выполняем следующие практические задания:

лепим, используем трафареты, рисуем пальцами, ладошками;

рассматриваем предметы с закрытыми глазами, затем с открытыми;

рассматриваем через цветные стёкла, лупы с различной перспективой – далеко, близко; в перевёрнутом виде с последующей зарисовкой и анализом восприятия.

Слушаем шум леса, пение птиц, шум дождя, раскаты грома, шум моря и т.д. и передаём свои восприятия в художественных материалах.

Используем музыку для релаксации, направления творчества, фантазии и воображения.

Вкладываем в образы свои впечатления от вкусов и запахов.


Технику ассоциативного, абстрактного рисования я использую, если у ребёнка возникает какой-то стереотип. Для его предупреждения учащимся предлагаю:


упражнения в действиях и образах, противоположных тем, к которым он привык;

рисование тех чувств, которые испытывают дети по истечении времени отведённого на исследование определённого объекта;

рисование счастливых, мягких, печальных, сердитых, испуганных, радостных, озорных линий, каракуль, пятен и поиск в них картинок, сочинение к ним историй;

рисование себя в виде зверя и обстановки в которой оказались;

рисование по измятому листу бумаги;

рисование себя маленькими, какими были в детстве.


Эти упражнения могут быть длительными и самостоятельными, с подробным обсуждением рисунков и обыгрыванием нарисованных ситуаций и образов.

Такой креативный подход в образном представлении ребёнка, которое он выражает в творчестве, является полной противоположностью шаблонного мышления, делает процесс увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.


Использование технологии фантазий развивает у детей способности к игре воображения, которая повышает интеллект, что даёт возможность легче преодолевать трудности.

С этой целью я включаю в занятия рассматривание какого-либо существа в присущей ему окружающей среде, начинаю сочинять о нём рассказ и, каждый ребёнок по очереди что-нибудь добавляет к нему. После того как рассказ закончен, дети начинают рисовать то, что они думают об этом существе. Затем показывают свои рисунки и продолжают рассказывать свои истории.

Создаём кляксографии, акватипии, монотипии; отслеживаем и конкретизируем в ней образов; сочиняем историй о них.

Воображаем себя животными: движения соответствующим образом, звуки, свойственные данному животному, рассказ о том, что он чувствует, сочиняем историю о своём животном, рисуем.


Показания к применению игровых арт-терапевтических техник:

- фантазирование предполагает направленную визуализацию и активное воображение;

- сочинение историй благодаря разнообразным приёмам способствует развитию вербальных навыков;

- техники художественной экспрессии основаны на использовании различных изобразительных материалов и помогают детям справиться с различными эмоциональными нарушениями;

- используются игрушки и различные предметы;

- групповые упражнения предназначены для работы в различных условиях и с разными группами детей.


В занятия с применением арттерапевтических техник включаю:

сочинение историй, метафор, сказок с использованием предметов, игрушек, материала из фильмов, мультипликационных сериалов, сказок, а также собственного воображения и фантазий;

нетрадиционные приёмы рисования, лепки;

раскрашивание образов; рисунки-игры; игры: цвет и чувства, разрывание бумаги, конструирование из коробок и т.д.


Все эти техники и приёмы изображений имеют психотерапевтическое направление и относятся к арт-терапии, что немаловажно для коррекционной школы. В использовании арт-терапевтических техник оказывает помощь психолог специальной (коррекционной) школы-интерната.


Игра, используемая на занятии, является основой коррекционной работы в развитии учащихся, поскольку она создаёт наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, для развития его творческого потенциала. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия, он с удовольствием живо включается в неё, а приобретённый опыт становится новым качеством в развитии ребёнка, которым он пользуется в разных ситуациях в дальнейшей жизни.


Игры, упражнения и техники, применяемые на занятии, подчинены одной теме.


В ходе каждого занятия решается ряд задач:

  1. Психокоррекция

  2. Развитие представлений об окружающем мире

  3. Формирование эстетических и художественных качеств личности

  4. Формирование внутреннего «Я»


Организация занятия состоит из четырёх этапов:

1 этап – психологическое вхождение в занятие - непосредственно плавное, незаметное «путешествие» в мир искусства. Развивается эмоционально-чувственная сфера, формируются художественные качества, эстетическая восприимчивость.

2 этап – познавательный: игры, работа с наглядным материалом, презентация, элементы арт-терапии. На данном этапе в процессе игры формируются личностные качества детей, коммуникативные способности,

3 этап – практический (работа в материале). Развиваются творческие способности, художественный вкус.

4 этап – завершающий или психофизическая разгрузка (арт-терапевтические игры), где важно поспособствовать удовлетворению потребности ребёнка, снятию напряжения, невротических состояний, страхов, агрессии, если таковые имеются, помочь ощутить внутреннюю свободу и раскованность.


Совмещение в занятиях изобразительной деятельности, музыки, литературного творчества, драматургии, танцев делает процесс развития более результативным, а продукт детского творчества более ярким.

Кроме этого на занятиях внеурочной деятельности мы продолжаем осваивать виды прикладного творчества. Искусство народных промыслов возвращает нас к русским утраченным традициям. Занимаясь декоративно-прикладным творчеством мы черпаем идеи украшения предметов у матушки-Природы, как наши далёкие предки.


Ожидаемый результат системы этих занятий:

  1. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающей действительности.

  2. Развитие зрительно-двигательной координации, навыков осязательного обследования.

  3. Формирование полноценных, полноценных, обобщённых представлений о предмете на основе восприятия его в разных модальностях, ситуациях, отношениях.

  4. Повышение речевой активности, расширение словарного запаса.

  5. Развитие аналитико-синтетической деятельности.

  6. Абсолютная успеваемость и позитивная динамика её качества.

  7. Призовые места на разнообразных конкурсах по изобразительному искусству.

  8. Создание на основе ученических работ наглядно-дидактического материала.

  9. Пополнение экспозиций школьного, городского музеев новыми экспонатами.


Подводя итоги наблюдений за процессом работы каждого ребёнка начального звена и, отслеживая результат, я выделяю группу одарённых ребят, для которых создаём условия, обеспечивающих их развитие, реализуем их потенциальные возможности и оказываем социальную поддержку. Так у нас в интернате такие учащиеся, продолжая ходить на кружки по изобразительной деятельности, посещали школу искусств.


Для учащихся старших классов я разработала программу по рисунку и живописи для дополнительного образования и назвала её «От простого к сложному».

Начинаем работу с освоения формы предметов с помощью линий и тоновых отношений, передачи объёма с помощью светотени, пространства по законам линейной и воздушной перспективы, осваиваем технические приёмы рисунка и живописи. Сначала работаем над изображением отдельных предметов и объектов, а только затем учимся изображать по тем же законам, используя различные технические приёмы, животных и человека.

В этой группе учащихся всё серьёзно. Мои ученики в старших классах уже увлечённо начинают работать в каком-нибудь одном жанре. Неожиданностью стало, когда моя ученица подарила мне мой портрет, Другой ученице коллега сделала заказ, узнав о её способностях. Кроме этого она, научившись работать на графическом планшете, в собственном телефоне рисовала портреты, выкладывала в контакты и получала заказы. Вот вам и самореализация, умение быть востребованным в обществе.

На занятиях с младшими школьниками чаще использую игровые технологии и коллективное творчество, со старшими – проектные и технологии проблемно-развивающего обучения. Используем компьютерную графику.

Внеурочная деятельность является одним из важных условий развития творческих способностей детей с ОВЗ. Она обеспечивает включение ребёнка в активную жизнь учреждения и социума. В основе взаимодействия с ребенком во внеурочной деятельности лежит принцип успешности каждого ученика, что требует особых педагогических средств и способов. Одним из средств развития творческой одаренности учащихся с ОВЗ являются творческие конкурсы разного направления, где мы зарабатываем немало дипломов, грамот, благодарностей, что и является итогом нашей работы.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие речи через изобразительную деятельность

Автор: Павлова Ирина Александровна

Дата: 17.12.2019

Номер свидетельства: 532404

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Программа по теме " Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность""
    ["seo_title"] => string(122) "proghramma-po-tiemie-razvitiie-mielkoi-motoriki-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-chieriez-izobrazitiel-nuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "256713"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448202323"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Статья « Развитие творческих способностей дошкольников с ЗПР в процессе обучения нетрадиционным технологиям по изобразительной деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_doshkol_nikov_s_zpr_v_protsiessie_"
    ["file_id"] => string(6) "381645"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484907872"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Статья « Развитие творческих способностей дошкольников с ЗПР в процессе обучения нетрадиционным технологиям по изобразительной деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_doshkol_nikov_s_zpr_v_protsiessi_1"
    ["file_id"] => string(6) "381678"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484913388"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) ""Проектная деятельность как способ развития художественно- творческих и речевых особенностей детей с различными нарушениями речи""
    ["seo_title"] => string(152) "proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-sposob-razvitiia-khudozhiestvienno-tvorchieskikh-i-riechievykh-osobiennostiei-dietiei-s-razlichnymi-narushieniiami-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "307022"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458234064"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "конспект урока развития речи по теме "Сочинение-описание по заданному плану "Краски осени" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-po-tiemie-sochinieniie-opisaniie-po-zadannomu-planu-kraski-osieni"
    ["file_id"] => string(6) "137568"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417370374"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства