Просмотр содержимого документа
«Развитие речи через изобразительную деятельность»
Процесс познания окружающего мира в изобразительной деятельности проходит постоянно и отличается повышенной активностью и глубиной, благодаря этому дети по-новому видят мир, у них формируется тонкость и дифференцированность восприятия, которая нужна во всех других видах деятельности, развивается мелкая моторика, мышление, зрительная память, внимание, воображение, эмоции, чувства, речь. Это и придаёт изобразительному искусству особую коррекционную направленность.
Одним из важных условий для развития творческих способностей ребёнка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения. Кроме того, влияние на развитие его способностей к творчеству оказывает среда.
Кружки изобразительной деятельности – это та особая среда, где ребёнок, продолжая познавать окружающий мир, может окунуться в мир собственных чувств и эмоций, в мир своих переживаний, фантазий, в способы самовыражения, здесь он чувствует себя защищённым и свободным в своих суждениях. В момент творчества ребёнок наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность.
Поэтому главная моя цель – это психическое здоровье каждого ребёнка и одна из важных задач, как педагога дополнительного образования специальной (коррекционной) школы-интерната, создавать благоприятную среду и содействовать нормальному развитию и личностному росту каждого ребёнка.
На моём кружке могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития. Этому соответствует развивающая программа С.К.Кожохиной, на основе которой я разработала программу кружка
«Путешествие в мир искусства» для младших школьников с ОВЗ
Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью.
Наши дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда самостоятельны, их мотивация к деятельности сильно ограничена, активность снижена, преобладает неуверенность в своих способностях, чувство беспокойства и тревоги. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем. Здесь имеет большое значение личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка, который определяется моими способностями:
-уметьраспознавать эмоциональное состояние ребёнка;
-помочь ему осознать свои переживания;
-располагать его к сотрудничеству;
-уважатьего стремление самостоятельно решать свои проблемы и делать собственный выбор;
-уметь подобрать определённые методы, приёмы и формы работы с учётом индивидуальных способностей, возрастных особенностей учащихся;
-минимально ограничивать творческий процесс ребёнка;
-поощрять, стимулировать и поддерживать интерес к занятиям изобразительного искусства.
В целях развития творческого потенциала учащихся с ОВЗ свою работу строю с учётом следующих принципов:
Проблемность
Диалогичность и индивидуализация
Учёт структуры дефекта
Деятельностный принцип обучения
Создание ситуации успеха
Доступность материала
Эмоциональная насыщенность
Взаимосвязь разных видов деятельности
Реализация потребности в социальной принадлежности
Создание ситуаций, способствующих формированию социальных навыков и умений.
Начинаю работу над развитием с использования сенсорных систем ребёнка: осязания, зрения, слуха, вкуса и обоняния.
Формирование чувственного аппарата очень важно для слепых и слабовидящих, ведь формирование образов предполагает целенаправленное наблюдение, зрительную память, зрительное произвольное внимание, образное и пространственное мышление, а при обучении слабовидящих изобразительному искусству возникает необходимость в преодолении значительных и специфических трудностей. Неполноценное зрение не позволяет им выделить многие признаки предметов, их свойства, форму, конструкцию. Поэтому с целью формирования зрительно-пространственного образа на основе восприятия предметов, объектов окружающей среды решается ряд коррекционных задач:
развитие всех видов восприятия (чувственно-эмоциональное, зрительно-осязательное, двигательно-осязательное);
развитие верности и остроты зрения, зрительной памяти;
формирование зрительного внимания;
развитие пространственного, ассоциативного мышления, воображения;
мелкой моторики;
личностных качеств и творческих способностей.
На данном этапе выполняем следующие практические задания:
рассматриваем предметы с закрытыми глазами, затем с открытыми;
рассматриваем через цветные стёкла, лупы с различной перспективой – далеко, близко; в перевёрнутом виде с последующей зарисовкой и анализом восприятия.
Слушаем шум леса, пение птиц, шум дождя, раскаты грома, шум моря и т.д. и передаём свои восприятия в художественных материалах.
Используем музыку для релаксации, направления творчества, фантазии и воображения.
Вкладываем в образы свои впечатления от вкусов и запахов.
Технику ассоциативного, абстрактного рисования я использую, если у ребёнка возникает какой-то стереотип. Для его предупреждения учащимся предлагаю:
упражнения в действиях и образах, противоположных тем, к которым он привык;
рисование тех чувств, которые испытывают дети по истечении времени отведённого на исследование определённого объекта;
рисование счастливых, мягких, печальных, сердитых, испуганных, радостных, озорных линий, каракуль, пятен и поиск в них картинок, сочинение к ним историй;
рисование себя в виде зверя и обстановки в которой оказались;
рисование по измятому листу бумаги;
рисование себя маленькими, какими были в детстве.
Эти упражнения могут быть длительными и самостоятельными, с подробным обсуждением рисунков и обыгрыванием нарисованных ситуаций и образов.
Такой креативный подход в образном представлении ребёнка, которое он выражает в творчестве, является полной противоположностью шаблонного мышления, делает процесс увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.
Использованиетехнологии фантазий развивает у детей способности к игре воображения, которая повышает интеллект, что даёт возможность легче преодолевать трудности.
С этой целью я включаю в занятиярассматривание какого-либо существа в присущей ему окружающей среде, начинаю сочинять о нём рассказ и, каждый ребёнок по очереди что-нибудь добавляет к нему. После того как рассказ закончен, дети начинают рисовать то, что они думают об этом существе. Затем показывают свои рисунки и продолжают рассказывать свои истории.
Создаём кляксографии, акватипии, монотипии; отслеживаем и конкретизируем в ней образов; сочиняем историй о них.
Воображаем себя животными: движения соответствующим образом, звуки, свойственные данному животному, рассказ о том, что он чувствует, сочиняем историю о своём животном, рисуем.
Показания к применению игровых арт-терапевтических техник:
- фантазирование предполагает направленную визуализацию и активное воображение;
- сочинение историй благодаря разнообразным приёмам способствует развитию вербальных навыков;
- техники художественной экспрессии основаны на использовании различных изобразительных материалов и помогают детям справиться с различными эмоциональными нарушениями;
- используются игрушки и различные предметы;
- групповые упражнения предназначены для работы в различных условиях и с разными группами детей.
В занятия с применением арттерапевтических техник включаю:
сочинение историй, метафор, сказок с использованием предметов, игрушек, материала из фильмов, мультипликационных сериалов, сказок, а также собственного воображения и фантазий;
нетрадиционные приёмы рисования, лепки;
раскрашивание образов; рисунки-игры; игры: цвет и чувства, разрывание бумаги, конструирование из коробок и т.д.
Все эти техники и приёмы изображений имеют психотерапевтическое направление и относятся к арт-терапии, что немаловажно для коррекционной школы. В использовании арт-терапевтических техник оказывает помощь психолог специальной (коррекционной) школы-интерната.
Игра, используемая на занятии, является основой коррекционной работы в развитии учащихся, поскольку она создаёт наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, для развития его творческого потенциала. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия, он с удовольствием живо включается в неё, а приобретённый опыт становится новым качеством в развитии ребёнка, которым он пользуется в разных ситуациях в дальнейшей жизни.
Игры, упражнения и техники, применяемые на занятии, подчинены одной теме.
В ходе каждого занятия решается ряд задач:
Психокоррекция
Развитие представлений об окружающем мире
Формирование эстетических и художественных качеств личности
Формирование внутреннего «Я»
Организация занятия состоит из четырёх этапов:
1 этап – психологическое вхождение в занятие - непосредственно плавное, незаметное «путешествие» в мир искусства. Развивается эмоционально-чувственная сфера, формируются художественные качества, эстетическая восприимчивость.
2 этап – познавательный: игры, работа с наглядным материалом, презентация, элементы арт-терапии. На данном этапе в процессе игры формируются личностные качества детей, коммуникативные способности,
3 этап – практический (работа в материале). Развиваются творческие способности, художественный вкус.
4 этап – завершающий или психофизическая разгрузка (арт-терапевтические игры), где важно поспособствовать удовлетворению потребности ребёнка, снятию напряжения, невротических состояний, страхов, агрессии, если таковые имеются, помочь ощутить внутреннюю свободу и раскованность.
Совмещение в занятиях изобразительной деятельности, музыки, литературного творчества, драматургии, танцев делает процесс развития более результативным, а продукт детского творчества более ярким.
Кроме этого на занятиях внеурочной деятельности мы продолжаем осваивать виды прикладного творчества. Искусство народных промыслов возвращает нас к русским утраченным традициям. Занимаясь декоративно-прикладным творчеством мы черпаем идеи украшения предметов у матушки-Природы, как наши далёкие предки.
Ожидаемый результат системы этих занятий:
Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающей действительности.
Развитие зрительно-двигательной координации, навыков осязательного обследования.
Формирование полноценных, полноценных, обобщённых представлений о предмете на основе восприятия его в разных модальностях, ситуациях, отношениях.
Повышение речевой активности, расширение словарного запаса.
Развитие аналитико-синтетической деятельности.
Абсолютная успеваемость и позитивная динамика её качества.
Призовые места на разнообразных конкурсах по изобразительному искусству.
Создание на основе ученических работ наглядно-дидактического материала.
Пополнение экспозиций школьного, городского музеев новыми экспонатами.
Подводя итоги наблюдений за процессом работы каждого ребёнка начального звена и, отслеживая результат, я выделяю группу одарённых ребят, для которых создаём условия, обеспечивающих их развитие, реализуем их потенциальные возможности и оказываем социальную поддержку. Так у нас в интернате такие учащиеся, продолжая ходить на кружки по изобразительной деятельности, посещали школу искусств.
Для учащихся старших классов я разработала программу по рисунку и живописи для дополнительного образования и назвала её «От простого к сложному».
Начинаем работу с освоения формы предметов с помощью линий и тоновых отношений, передачи объёма с помощью светотени, пространства по законам линейной и воздушной перспективы, осваиваем технические приёмы рисунка и живописи. Сначала работаем над изображением отдельных предметов и объектов, а только затем учимся изображать по тем же законам, используя различные технические приёмы, животных и человека.
В этой группе учащихся всё серьёзно. Мои ученики в старших классах уже увлечённо начинают работать в каком-нибудь одном жанре. Неожиданностью стало, когда моя ученица подарила мне мой портрет, Другой ученице коллега сделала заказ, узнав о её способностях. Кроме этого она, научившись работать на графическом планшете, в собственном телефоне рисовала портреты, выкладывала в контакты и получала заказы. Вот вам и самореализация, умение быть востребованным в обществе.
На занятиях с младшими школьниками чаще использую игровые технологии и коллективное творчество, со старшими – проектные и технологии проблемно-развивающего обучения. Используем компьютерную графику.
Внеурочная деятельность является одним из важных условий развития творческих способностей детей с ОВЗ. Она обеспечивает включение ребёнка в активную жизнь учреждения и социума. В основе взаимодействия с ребенком во внеурочной деятельности лежит принцип успешности каждого ученика, что требует особых педагогических средств и способов. Одним из средств развития творческой одаренности учащихся с ОВЗ являются творческие конкурсы разного направления, где мы зарабатываем немало дипломов, грамот, благодарностей, что и является итогом нашей работы.