kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие речи через изобразительную деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен материал по развитию речи через изобразитедбную деятельность

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи через изобразительную деятельность»

Процесс познания окружающего мира в изобразительной деятельности проходит постоянно и отличается повышенной активностью и глубиной, благодаря этому дети по-новому видят мир, у них формируется тонкость и дифференцированность восприятия, которая нужна во всех других видах деятельности, развивается мелкая моторика, мышление, зрительная память, внимание, воображение, эмоции, чувства, речь. Это и придаёт изобразительному искусству особую коррекционную направленность.

Одним из важных условий для развития творческих способностей ребёнка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения. Кроме того, влияние на развитие его способностей к творчеству оказывает среда.

Кружки изобразительной деятельности – это та особая среда, где ребёнок, продолжая познавать окружающий мир, может окунуться в мир собственных чувств и эмоций, в мир своих переживаний, фантазий, в способы самовыражения, здесь он чувствует себя защищённым и свободным в своих суждениях. В момент творчества ребёнок наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность.

Поэтому главная моя цель – это психическое здоровье каждого ребёнка и одна из важных задач, как педагога дополнительного образования специальной (коррекционной) школы-интерната, создавать благоприятную среду и содействовать нормальному развитию и личностному росту каждого ребёнка.

На моём кружке могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития. Этому соответствует развивающая программа С.К.Кожохиной, на основе которой я разработала программу кружка

«Путешествие в мир искусства» для младших школьников с ОВЗ

Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью.

Наши дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда самостоятельны, их мотивация к деятельности сильно ограничена, активность снижена, преобладает неуверенность в своих способностях, чувство беспокойства и тревоги. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем. Здесь имеет большое значение личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка, который определяется моими способностями:

-уметь распознавать эмоциональное состояние ребёнка;

-помочь ему осознать свои переживания;

-располагать его к сотрудничеству;

-уважать его стремление самостоятельно решать свои проблемы и делать собственный выбор;

-уметь подобрать определённые методы, приёмы и формы работы с учётом индивидуальных способностей, возрастных особенностей учащихся;

-сохранять атмосферу толерантности, свободы, раскрепощения;

-минимально ограничивать творческий процесс ребёнка;

-поощрять, стимулировать и поддерживать интерес к занятиям изобразительного искусства.


В целях развития творческого потенциала учащихся с ОВЗ свою работу строю с учётом следующих принципов:

  1. Проблемность

  2. Диалогичность и индивидуализация

  3. Учёт структуры дефекта

  4. Деятельностный принцип обучения

  5. Создание ситуации успеха

  6. Доступность материала

  7. Эмоциональная насыщенность

  8. Взаимосвязь разных видов деятельности

  9. Реализация потребности в социальной принадлежности

  10. Создание ситуаций, способствующих формированию социальных навыков и умений.

Начинаю работу над развитием с использования сенсорных систем ребёнка: осязания, зрения, слуха, вкуса и обоняния.

Формирование чувственного аппарата очень важно для слепых и слабовидящих, ведь формирование образов предполагает целенаправленное наблюдение, зрительную память, зрительное произвольное внимание, образное и пространственное мышление, а при обучении слабовидящих изобразительному искусству возникает необходимость в преодолении значительных и специфических трудностей. Неполноценное зрение не позволяет им выделить многие признаки предметов, их свойства, форму, конструкцию. Поэтому с целью формирования зрительно-пространственного образа на основе восприятия предметов, объектов окружающей среды решается ряд коррекционных задач:

развитие всех видов восприятия (чувственно-эмоциональное, зрительно-осязательное, двигательно-осязательное);

развитие верности и остроты зрения, зрительной памяти;

формирование зрительного внимания;

развитие пространственного, ассоциативного мышления, воображения;

мелкой моторики;

личностных качеств и творческих способностей.


На данном этапе выполняем следующие практические задания:

лепим, используем трафареты, рисуем пальцами, ладошками;

рассматриваем предметы с закрытыми глазами, затем с открытыми;

рассматриваем через цветные стёкла, лупы с различной перспективой – далеко, близко; в перевёрнутом виде с последующей зарисовкой и анализом восприятия.

Слушаем шум леса, пение птиц, шум дождя, раскаты грома, шум моря и т.д. и передаём свои восприятия в художественных материалах.

Используем музыку для релаксации, направления творчества, фантазии и воображения.

Вкладываем в образы свои впечатления от вкусов и запахов.


Технику ассоциативного, абстрактного рисования я использую, если у ребёнка возникает какой-то стереотип. Для его предупреждения учащимся предлагаю:


упражнения в действиях и образах, противоположных тем, к которым он привык;

рисование тех чувств, которые испытывают дети по истечении времени отведённого на исследование определённого объекта;

рисование счастливых, мягких, печальных, сердитых, испуганных, радостных, озорных линий, каракуль, пятен и поиск в них картинок, сочинение к ним историй;

рисование себя в виде зверя и обстановки в которой оказались;

рисование по измятому листу бумаги;

рисование себя маленькими, какими были в детстве.


Эти упражнения могут быть длительными и самостоятельными, с подробным обсуждением рисунков и обыгрыванием нарисованных ситуаций и образов.

Такой креативный подход в образном представлении ребёнка, которое он выражает в творчестве, является полной противоположностью шаблонного мышления, делает процесс увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.


Использование технологии фантазий развивает у детей способности к игре воображения, которая повышает интеллект, что даёт возможность легче преодолевать трудности.

С этой целью я включаю в занятия рассматривание какого-либо существа в присущей ему окружающей среде, начинаю сочинять о нём рассказ и, каждый ребёнок по очереди что-нибудь добавляет к нему. После того как рассказ закончен, дети начинают рисовать то, что они думают об этом существе. Затем показывают свои рисунки и продолжают рассказывать свои истории.

Создаём кляксографии, акватипии, монотипии; отслеживаем и конкретизируем в ней образов; сочиняем историй о них.

Воображаем себя животными: движения соответствующим образом, звуки, свойственные данному животному, рассказ о том, что он чувствует, сочиняем историю о своём животном, рисуем.


Показания к применению игровых арт-терапевтических техник:

- фантазирование предполагает направленную визуализацию и активное воображение;

- сочинение историй благодаря разнообразным приёмам способствует развитию вербальных навыков;

- техники художественной экспрессии основаны на использовании различных изобразительных материалов и помогают детям справиться с различными эмоциональными нарушениями;

- используются игрушки и различные предметы;

- групповые упражнения предназначены для работы в различных условиях и с разными группами детей.


В занятия с применением арттерапевтических техник включаю:

сочинение историй, метафор, сказок с использованием предметов, игрушек, материала из фильмов, мультипликационных сериалов, сказок, а также собственного воображения и фантазий;

нетрадиционные приёмы рисования, лепки;

раскрашивание образов; рисунки-игры; игры: цвет и чувства, разрывание бумаги, конструирование из коробок и т.д.


Все эти техники и приёмы изображений имеют психотерапевтическое направление и относятся к арт-терапии, что немаловажно для коррекционной школы. В использовании арт-терапевтических техник оказывает помощь психолог специальной (коррекционной) школы-интерната.


Игра, используемая на занятии, является основой коррекционной работы в развитии учащихся, поскольку она создаёт наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, для развития его творческого потенциала. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия, он с удовольствием живо включается в неё, а приобретённый опыт становится новым качеством в развитии ребёнка, которым он пользуется в разных ситуациях в дальнейшей жизни.


Игры, упражнения и техники, применяемые на занятии, подчинены одной теме.


В ходе каждого занятия решается ряд задач:

  1. Психокоррекция

  2. Развитие представлений об окружающем мире

  3. Формирование эстетических и художественных качеств личности

  4. Формирование внутреннего «Я»


Организация занятия состоит из четырёх этапов:

1 этап – психологическое вхождение в занятие - непосредственно плавное, незаметное «путешествие» в мир искусства. Развивается эмоционально-чувственная сфера, формируются художественные качества, эстетическая восприимчивость.

2 этап – познавательный: игры, работа с наглядным материалом, презентация, элементы арт-терапии. На данном этапе в процессе игры формируются личностные качества детей, коммуникативные способности,

3 этап – практический (работа в материале). Развиваются творческие способности, художественный вкус.

4 этап – завершающий или психофизическая разгрузка (арт-терапевтические игры), где важно поспособствовать удовлетворению потребности ребёнка, снятию напряжения, невротических состояний, страхов, агрессии, если таковые имеются, помочь ощутить внутреннюю свободу и раскованность.


Совмещение в занятиях изобразительной деятельности, музыки, литературного творчества, драматургии, танцев делает процесс развития более результативным, а продукт детского творчества более ярким.

Кроме этого на занятиях внеурочной деятельности мы продолжаем осваивать виды прикладного творчества. Искусство народных промыслов возвращает нас к русским утраченным традициям. Занимаясь декоративно-прикладным творчеством мы черпаем идеи украшения предметов у матушки-Природы, как наши далёкие предки.


Ожидаемый результат системы этих занятий:

  1. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающей действительности.

  2. Развитие зрительно-двигательной координации, навыков осязательного обследования.

  3. Формирование полноценных, полноценных, обобщённых представлений о предмете на основе восприятия его в разных модальностях, ситуациях, отношениях.

  4. Повышение речевой активности, расширение словарного запаса.

  5. Развитие аналитико-синтетической деятельности.

  6. Абсолютная успеваемость и позитивная динамика её качества.

  7. Призовые места на разнообразных конкурсах по изобразительному искусству.

  8. Создание на основе ученических работ наглядно-дидактического материала.

  9. Пополнение экспозиций школьного, городского музеев новыми экспонатами.


Подводя итоги наблюдений за процессом работы каждого ребёнка начального звена и, отслеживая результат, я выделяю группу одарённых ребят, для которых создаём условия, обеспечивающих их развитие, реализуем их потенциальные возможности и оказываем социальную поддержку. Так у нас в интернате такие учащиеся, продолжая ходить на кружки по изобразительной деятельности, посещали школу искусств.


Для учащихся старших классов я разработала программу по рисунку и живописи для дополнительного образования и назвала её «От простого к сложному».

Начинаем работу с освоения формы предметов с помощью линий и тоновых отношений, передачи объёма с помощью светотени, пространства по законам линейной и воздушной перспективы, осваиваем технические приёмы рисунка и живописи. Сначала работаем над изображением отдельных предметов и объектов, а только затем учимся изображать по тем же законам, используя различные технические приёмы, животных и человека.

В этой группе учащихся всё серьёзно. Мои ученики в старших классах уже увлечённо начинают работать в каком-нибудь одном жанре. Неожиданностью стало, когда моя ученица подарила мне мой портрет, Другой ученице коллега сделала заказ, узнав о её способностях. Кроме этого она, научившись работать на графическом планшете, в собственном телефоне рисовала портреты, выкладывала в контакты и получала заказы. Вот вам и самореализация, умение быть востребованным в обществе.

На занятиях с младшими школьниками чаще использую игровые технологии и коллективное творчество, со старшими – проектные и технологии проблемно-развивающего обучения. Используем компьютерную графику.

Внеурочная деятельность является одним из важных условий развития творческих способностей детей с ОВЗ. Она обеспечивает включение ребёнка в активную жизнь учреждения и социума. В основе взаимодействия с ребенком во внеурочной деятельности лежит принцип успешности каждого ученика, что требует особых педагогических средств и способов. Одним из средств развития творческой одаренности учащихся с ОВЗ являются творческие конкурсы разного направления, где мы зарабатываем немало дипломов, грамот, благодарностей, что и является итогом нашей работы.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие речи через изобразительную деятельность

Автор: Павлова Ирина Александровна

Дата: 17.12.2019

Номер свидетельства: 532404

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Программа по теме " Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность""
    ["seo_title"] => string(122) "proghramma-po-tiemie-razvitiie-mielkoi-motoriki-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-chieriez-izobrazitiel-nuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "256713"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448202323"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Статья « Развитие творческих способностей дошкольников с ЗПР в процессе обучения нетрадиционным технологиям по изобразительной деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_doshkol_nikov_s_zpr_v_protsiessie_"
    ["file_id"] => string(6) "381645"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484907872"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Статья « Развитие творческих способностей дошкольников с ЗПР в процессе обучения нетрадиционным технологиям по изобразительной деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_doshkol_nikov_s_zpr_v_protsiessi_1"
    ["file_id"] => string(6) "381678"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484913388"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) ""Проектная деятельность как способ развития художественно- творческих и речевых особенностей детей с различными нарушениями речи""
    ["seo_title"] => string(152) "proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-sposob-razvitiia-khudozhiestvienno-tvorchieskikh-i-riechievykh-osobiennostiei-dietiei-s-razlichnymi-narushieniiami-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "307022"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458234064"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "конспект урока развития речи по теме "Сочинение-описание по заданному плану "Краски осени" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-po-tiemie-sochinieniie-opisaniie-po-zadannomu-planu-kraski-osieni"
    ["file_id"] => string(6) "137568"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417370374"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства