Просмотр содержимого документа
«"Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста, как эффективное средство коррекции звукопроизношения"»
Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста, как эффективное средство коррекции звукопроизношения
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которое обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.
Детям 3-х,4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.
Дети 5-ти, 6-ти лет: смогут с помощью артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.
Поэтому цель самообразования по теме: на основе теоретического анализа игровых методик сделать подборку дидактических игр для развития артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения психолого-педагогической литературы по теме самообразования.
2. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
3. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.
5.Систематизировать игры и игровые упражнения для развития артикуляционной моторики.
3. Пополнить развивающую среду кабинета.
У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы. Уже с младенчества ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием и лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц. Для процесса говорение необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Точность, сила и дифференцированности этих движений развиваются у ребенка постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции.
В результате изучения темы самообразования, теоретический материал был систематизирован.
Для родителей и воспитателей были проведены:
индивидуальные консультации и открытые занятия для родителей
изготовлены буклеты
оформлены артикуляционные сказки.
В этих сказках органично сочетаются упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, а также на развитие эмоциональной сферы ребёнка.
опубликованы буклеты на сайте «Копилка уроков» и на сайте ДОУ
подобраны нескучные артикуляционные упражнения для родителей
Мною систематизированы и изготовлены следующие дидактические игры и упражнения:
«Логопедические ходилки - бродилки», где артикуляционный комплекс, представлен как дорожка.
изготовлены карточки для проведения артикуляционной гимнастики со Смешариками;
дидактическая игра «Доберись до базы»
дидактическая игра «Гусеница»
дидактическая игра «Крышечки»
мультимедийные презентации для детей старшего дошкольного возраста
подобрана картотека артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики
Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата. С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонажи Чупа и Чупс, стихи.
Систематическая работа с применением биоэнергопластики и дидактических игр способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям. Позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики. Облегчает постановку, введение звуков в речь.