II.Актуализация необходимых знаний | Уточнение представлений по лексической теме. - Как вы догадались, что это еж? - А как можно ласково назвать ёжика, какой он? (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, смешной, забавный). - Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать). -Сделайте звукобуквенный, слоговый анализ слова Ёж. Сколько букв, звуков в слове Ёж? 2. Дыхательная гимнастика. - Давайте теперь попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает, пыхтит. Артикуляционная гимнастика. «Весёлый язычок» «Ёжик» -У меня в иголках шерстка И в норе запасов горстка. Лучше ты меня не трожь! Я – колючий серый еж! 4. Д/и «Найди ежа»- повторение материала. -Давайте поиграем с нашим ёжиком. Наш ёжик любит прятаться, давайте попробуем его отыскать. Где ёжик? (на, в, над, под, из-за и др.) | Обучающиеся обосновывают ответ Отвечают на вопросы. Обращаем внимание на дыхательное и имитационное упражнение «ёжик»,произносят звук «ф–ф-ф», звукосочетания«пх-пх-пх» Выполняют артикуляционную гимнастику. Ёжик спрятался под лист. Ёжик спрятался около стула. Ёжик взобралсяна шкаф… (повторение- предлоги). |
III. Организация познавательной деятельности | 1.Введение в логопедическую тему. Интересные сведения о еже. Ёж обитает в лесу. Спина животного покрыта иглами. Окраска игл: белые у основания и на кончике, а в середине чёрные. Мех серого цвета. Мордочка вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза чёрные и круглые. Маленькие ушки и хвостик. Задние ноги немного длиннее передних. Зубы острые. Общение ежей происходит с помощью свиста. Ворчат они, когда разозлятся. У ежей очень хороший слух и нюх. Ест насекомых, улиток, червяков, ягоды, желуди, грибы. Любит молоко. Ежи зимой спят, а весной начинает бодрствовать и активно поедать всё, что только можно, они очень прожорливы. Весной у ежихи появляются ежата. Новорожденные ежи голые, слепые и беззащитные. Враги у ежей: филины, лисы и другие хищники. Колючки и сворачивание в клубок-это природная защита от хищников. Однако она не всегда помогает-лиса откатывает ежика в воду, чтобы он развернулся. Никогда не берите ежиков домой! В неволе они практически не живут. Кроме того, ежи-разносчики опаснейших для человека клещей. Развитие лексической стороны речи. -Предлагаю вам сейчас побывать в лесу. Закройте глаза (звучит музыка леса). Выставляется картина «Ежи» (Приложение к ТК). Открывайте глаза. Посмотрите, оказывается это не ёж, а ежиха, а с ней и маленькие ежата. - Ребята, давайте придумаем название этой картине. Какое время года изображено на картине? (Лето) Почему вы так решили? (Зелёная трава кругом, ягоды, насекомые…) Какая мама ежиха? (Большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.) Что она делает? (Учит ежат добывать в лесу корм.) Какие ежата? (Маленькие, забавные, хорошие.) Что они делают? (Один ежонок свернулся в клубок, наверное, чего-то испугался. Другие стоят около мамы.) Какие насекомые изображены на картине? - Вам нравится картина? Составление рассказа по схеме-дорожке. А сейчас я проверю, какие вы внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней и какие ответы вы давали на вопросы по картине. Вам нужно составить рассказ по этой картине (Приложение к ТК). - Ребята, чтобы вам легче было составить рассказ, я приготовила схему-дорожку. Опираясь на нее, вы без труда опишите картину. - Давайте рассмотрим схему: 1.Сначала нужно описать лесную полянку, на которую мама ежиха привела ежат. 2.Затем расскажите, какие ежата. 3.Потом опишите маму ежиху. 4.Рассказать про каждого ежонка, что они делают на полянке. 5.И как вы думаете, понравилось ли ежатам на полянке. Рассказ по картине «Ежи». -Однажды в теплый осенний день мама ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. На полянке росли грибы, стоял старый пень, было много ягод и разных насекомых. В лесу жила семья птичек. Ежата маленькие, колючие, любопытные и забавные. Они сразу разбежались по полянке. Мама ежиха наблюдает за своими ежатами и учит их добывать в лесу пищу. Ежиха большая, заботливая, любящая, охраняет от хищников своих ежат. Один ежонок спрятался около большого пня, наверно испугался птичек. Второй малыш заметил в траве червяка и поспешил за ним. Ежатам очень нравится гулять на лесной полянке. Это дружная ежиная семья. - Понравился мой рассказ? 5. Динамическая пауза с элементами зрительной гимнастики «Ёжик» Ходит ёжик по полянке, ищет он грибы - опятки. (ходьба на месте, повороты головы вправо и влево) Глазки щурил, открывал, но грибов не увидал. (прищуриться и открыть глаза, развести руки в стороны) Вверх смотрел он, вниз глядел, (посмотреть вверх- вниз) Сам тихонечко пыхтел. (произнести «пых», «пых», «пых») Смотрел влево, смотрел вправо, (голова неподвижна, посмотреть влево – вправо) Вдруг увидел гриб на славу! (закрыть и широко открыть глаза) Оглянулся он ещё через левое плечо, (руки спрятать за спину, повернуть голову влево, посмотреть назад) Через правое ещё. (повернуть голову вправо, посмотреть назад) Ёж затопал по тропинке и грибок унёс на спинке. (ходьба на месте, высоко поднимая ноги) Заслушиваются по очереди 3-4 ребенка. После рассказа – Психогимнастика «Ёж спешил к себе домой» Ёж спешил к себе домой, Нёс запасы он с собой. Через кочки он скакал, Быстро по лесу бежал. Вдруг он сел и изменился, В шарик круглый превратился. А потом опять вскочил, И к детишкам поспешил. Словесная игра «Слова-антонимы», закончи предложение. Медведь большой, а еж-маленький, Заяц пушистый, а еж - колючий, Волк злой, а еж – добрый, Еж спит днем, а охотится – ночью, Белка живет в дупле, а еж – в норе, Словесная игра «Один-много». У лисы-лисята, а у ежихи-ежата, Один – ежонок, а много – ежата. Пальчиковая гимнастика Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (пальцы в замок). На спине иголки очень – очень колкие. (поднимать и опускать пальцы) Хоть и ростом ёжик мал, нам колючки показал, (повертеть вправо, влево) А колючки тоже на ежа похожи. (поднимать и опускать пальчики) На ежа мы поглядим, молочка ему дадим, (сделать блюдечко ладошками) Но не тронем колкие на спине иголки мы. (погрозить пальчиком). Работа в тетрадях. - Правильно, ежи очень интересные животные. Живут они семьями, давайте назовем и запишем в тетради членов семьи ежей: папа-еж, мама-ежиха, детеныши-ежата, а если один-ежонок. | Обучающиеся слушают рассказ. Предполагаемые ответы Семья ежей. Ежиная семейка. Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке и др. Обучающиеся придумывают название картины. Отвечают на вопросы по картине (возможные варианты ответов). Предполагаемые ответы: -лесная полянка -пень, трава, ягоды, божья коровка, птицы… -большая, колючая, заботливая, внимательная, -охраняет своих малышей… -маленькие, хорошенькие, забавные, шустрые - гуляют, ищут пищу, увидели жука, червяка… Обучающиеся изображают различные действия, движения головой, глазами, руками. Ходьба на месте. Садятся за парту. Обучающиеся выполняют психогимнастику «Ёж спешил к себе домой»-снятие напряжения и усталости, восстановление энергии. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Выполняют пальчиковую гимнастику «Ёжик». Обучающиеся записывают в тетрадь. |