"Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями"
"Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями"
Важным показателем психологической готовности к обучению в школе является уровень развития речи дошкольника, так, как речь является не только средством общения, но и развивает, совершенствует процессы мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями"»
Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями.
Важным показателем психологической готовности к обучению в школе является уровень развития речи дошкольника, так, как речь является не только средством общения, но и развивает, совершенствует процессы мышления.
Психологическая готовность к обучению в школе включает много компонентов, одним из которых является коммуникативная готовность. Она включает в себя: желание общаться со взрослыми и детьми, умение устанавливать контакт с учителем, способность к личностному контакту со взрослым, умение устанавливать контакт со сверстниками. Уровень развития речи демонстрирует сформированность волевых и умственных способностей детей. Речь выступает проводником при установлении контактов с учителем, сверстниками, привлекает внимание к себе, своим поступкам, переживаниям, влияет на поведение, мысли и чувства собеседника.
То есть, говоря о готовности к школьному обучению, имеется в виду, переход ребенка от одной возрастной ступени к другой, связанными с существенными изменениями в психических процессах и социальных отношениях.
У детей начавших посещать школу могут наблюдаться тяжелые речевые расстройства всех компонентов речи. В результате чего проблемы обучения в новых условиях возрастают в большей степени. У них наблюдается низкая речевая активность, снижается мотивация, способность к длительной игровой деятельности, дети проявляют негативизм. Детям с общим недоразвитием речи требуется логопедическая помощь и коррекция психических недостатков для этого необходимо постепенно переходить от игровой деятельности к учебной. Лучше всего применять игры с правилами и игры и упражнения, моделирующие учебные задания.
Игры с правилами - игра при которой дети должны согласовывать свои действия при решении общей задачи.
Игра «Бирюльки» (игра малой подвижности).
Смысл игры состоит в том, чтобы из кучки игрушек вытащить пальцами или специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальных. Чтобы бирюльки было удобно зацеплять, их изготавливают в форме предметов, имеющих ушки либо отверстия — чашек, чайников и так далее. В качестве бирюлек можно также использовать подручные предметы — соломинки или спички, лесенки, шляпки, палочки.
Игра «Похож – не похож» (игра с предметами).
Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь. Находить в окружающей обстановке два предмета, поиск похожих предметов, уметь доказывать их сходство. Отвечает тот, на кого указывает стрелочка.
Игра «Отвечай быстро».
Количество игроков: любое. Оборудование: мяч. Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.
Игры и упражнения, моделирующие учебные задания – активность ребенка направляется на овладение способами действия, а не на достижение практических результатов. В завершении проходит оценка результатов деятельности (эти упражнения содержат компоненты учебной деятельности).
Упражнение «Рисование домика лесника».
Перед ребенком лист бумаги, цветные карандаши. Ему предлагают нарисовать домик лесника, дают следующую инструкцию: " Нарисуй домик лесника на лесной опушке. Домик маленький, яркий, его видно издалека. Ты его можешь нарисовать, как тебе хочется, но запомни, что нужно нарисовать обязательно. Запоминай: 1) крыша у домика красная; 2) сам домик желтый; 3) дверь у него синяя; 4) около дома скамейка, она тоже синяя; 5) перед домом – две маленькие елочки; 6) одна елочка – за домом. Вокруг домика можешь нарисовать зеленую траву и вообще, что захочешь".
Инструкция дается дважды, а далее ребенку предлагают повторить ее про себя и только после этого начать рисовать. "А теперь рисуй! – говорит ему экспериментатор. – Когда я скажу: "Положи карандаши, достаточно" – ты рисовать перестанешь".
По окончанию работы задаются вопросы: «Тебе нравится твой рисунок?»; «А почему он тебе нравится? (не нравится?)»; «У тебя все правильно, что обязательно нужно было нарисовать? Почему ты так считаешь?»; «Повтори, пожалуйста, задание, которое было тебе дано»; «У тебя все так нарисовано?».