Просмотр содержимого документа
«Проект "Перелётные птицы"»
Проект «Перелетные птицы»
Проект для детей старшей логопедической группы (5-6 лет).
Разработала: учитель-логопед Кутырева Л.П.
Тип проекта: познавательно - речевой
Сроки реализации проекта: краткосрочный (3 недели)
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, дети, родители
Актуальность проекта:
В своей работе с детьми старшей логопедической группы мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании перелетных птиц.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы.
Цель проекта: обобщить знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, закрепить знания о природе, воспитывать любознательность.
Задачи проекта:
Познавательное развитие:
Уточнить знания детей о перелетных птицах, о их внешнем виде, частях тела, отличительных особенностях.
Расширить и закрепить представления о жизни перелетных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после прилета.
Закрепить умение распознавать птиц по величине, окраске, издаваемым звукам.
Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор знаниями о птицах.
Речевое развитие:
Способствовать расширению и активизации словаря (закрепить названия птиц, их особенности и качественные характеристики; совершенствовать понимание смысловой стороны речи; учить подбирать слова с противоположным и близким значением).
Развивать понимание и использование в речи грамматических средств (учить использовать пространственные предлоги – в, над, под, из; обучать разным способам словообразования с помощью суффиксов, путем слияния двух слов).
Развивать связную речь (формировать навыки составления описательного рассказа; развивать умение содержательно пересказывать небольшие тексты; обучать детей разным типам высказывания с компонентами рассуждения; закреплять умение передавать интонационную законченность предложения, правильно передавать интонацию вопроса; совершенствовать выразительность речи).
Социально-коммуникативное развитие:
Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, желание помогать им.
Воспитывать эмоционально-позитивное отношение к окружающей действительности, развивать любознательность.
Художественно- эстетическое развитие:
Воспитывать интерес к народному творчеству.
Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать желание получать необходимые знания о птицах из книг.
Физическое развитие:
Способствовать развитию у детей ритмических двигательных навыков.
Развивать мелкую моторику.
Совершенствовать координацию движений.
Предполагаемый результат :
Овладение детьми знаниями о перелетных птицах; обогащение пассивного и активного словарного запаса.
Расширение знаний детей об особенностях перелетных птиц, их роли в жизни человека, развитие у детей познавательного интереса.
Проявление доброты, заботы, бережного отношения к пернатым друзьям.
Проявление речевой активности у детей в разных видах деятельности.
Активное участие родителей в педагогическом процессе ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с педагогами группы.
Этапы проекта:
1 этап: подготовительный.
1.Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературы, наглядные пособия, иллюстрационный материал по данной теме, подготовить презентации.
2.Подобрать материалы, дидактические пособия, атрибуты для игровой, театрализованной, самостоятельной деятельности детей.
3.Работа с родителями: подготовить и разместить в родительском уголке информационную консультацию «Знакомим детей с перелетными птицами»
4. Планирование предстоящей работы, разработка мероприятий.
2 этап: основной (содержательный).
Познавательное развитие
Познавательные беседы: «Встречаем перелетных птиц», «Дом для птиц», «Беседы о том, кто где живет»- Т.А. Шорыгина.
Рассматривание иллюстраций, фотографий, книг, энциклопедий по теме. Показ презентации по теме «Перелетные птицы».
Тематическое занятие «1 апреля – Международный день птиц».
Наблюдение за птицами во время прогулки и из окна.
Чтение художественных произведений: В.Бианки «Лесные домишки», «Кто чем поет?», Н.Сладков «Скворцы-молодцы», Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
Слушание записи голосов птиц.
Речевое развитие
Тематическое занятие «Перелетные птицы»
Чтение художественной и энциклопедической литературы: В.Сухомлинский «Грач прилетел»; В.Бондаренко «Журавль вернулся»; Л.Полтава «Где живут наши птицы», И.Бондарчук «Домик для птиц»;К. Перелесная « Ласточка»;
Знакомство и заучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах.
Составление рассказа по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Дидактические игры «Назови перелетных птиц и их птенцов», «Чей клюв, чьё гнездо?», «Кто где живет?», «Кто что ест?».
Упражнение на согласование существительных с прилагательными «Назови какой, какая?».
Коррекционная работа
Интегрированное занятие «13 мая – Всемирный день перелетных птиц».
Организация дидактических игр: «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», «Назови кто, чем питается», «Чей? Чья? Чьё? Чьи?», «Угадай по голосу», «Один - много», «Разбери птиц», «Кто с кем» «Рассели птиц», «Какую птицу я загадала?», «Кого не стало? », «Где птичка?», «Какое слово не подходит?», «Подскажи словечко», «Сосчитай», «Раздели названия птиц на части».
Отгадывание и толкование загадок о птицах, составление своих загадок.
Обучение составлению рассказов – описаний о перелетных птицах с опорой на схемы, пересказ.
Составление творческих рассказов «Один день из жизни скворца…»
Проведение пальчиковых гимнастик «А грач на горе…», «Ласточка», «Птички», «Кормушка», «Дрозд-дроздок».
Проведение игр на координацию речи с движением «Ласточки», «Хочу быть птичкой».
Проведение мимических упражнений «Птицы прощаются с родными краями», «Возвращение аистов», «Ласточка, попавшая в лапы к кошке».
Психогимнастика. Обыгрывание ситуаций «Воробушек», « Журавль», «Вертишейки», Этюд «Чайка защищает свое гнездо от песца».
Художественно – эстетическое развитие
Аппликация по сказке «Серая шейка»
Рисование «Скворцы прилетели»
Лепка «Лебедь на пруду» из пластилина, птиц из теста.
Прослушивание голосов птиц, звуков природы.
Физическое развитие
Подвижные игры «Птицы», «Воробьи и ястреб», «Лягушки и цапли».
2. Пальчиковые игры «А грач на горе…», «Ласточка», «Птички», «Кормушка», «Дрозд-дроздок».
3. Пальчиковые гимнастики с мячиками Су-Джок «Перелетные птицы».
Работа с родителями
Составление описательных рассказов о перелетных птицах, творческих рассказов «Один день из жизни скворца…»
Совместное рисование (разукрашивание) в нетрадиционной технике перелетной птицы.
Организация выставки книг о птицах.
3 этап: итоговый
Интегрированное занятие «13 мая – Всемирный день перелетных птиц».