Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс важная задача, не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка. Усилия логопеда должны быть направлены на построение взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье начинается развитие личности ребенка. Используя информационно — коммуникационные технологии логопед решает главную задачу взаимодействия с родителями — повышает уровень их педагогической компетентности.
Поэтому разработка данного проекта стала актуальной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Домашний логопед" »
Учитель – логопед
МБДОУ «ЦРР – д/сад № 11»
Козионова Лариса Викторовна
Педагогический проект «Домашний логопед»
Актуальность
Работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения — достаточно сложный процесс, поскольку не всегда речевые проблемы ребёнка воспринимаются родителями адекватно. Можно условно разделить родителей детей с речевыми нарушениями на две категории:
- Родители, которые предъявляют повышенные требования к речи ребенка.
- Родители, которые не обращают внимания на нарушения речи, игнорируют рекомендации учителя — логопеда закреплять изученный материал в домашних условиях.
Часто родители самоустраняются от образовательного процесса, объясняя это нехваткой времени и педагогических знаний в вопросах развития речи детей. А ведь развивать речь детей можно не только на занятиях, но и в транспорте, по дороге из детского сада до дома, даже, готовя ужин на кухне. Логопед должен помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, убедить в необходимости закреплять изученный материал в домашних условиях, ознакомить с приемами обучения и развития речи.
ФГОС ориентирует педагогов ДОУ на необходимость участия родителей в реализации программы, в создании условий для своевременного полноценного развития ребёнка дошкольного возраста. Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, всех педагогических проектов, независимо от тематики и доминирующей деятельности.
Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс важная задача, не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка. Усилия логопеда должны быть направлены на построение взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье начинается развитие личности ребенка. Используя информационно — коммуникационные технологии логопед решает главную задачу взаимодействия с родителями — повышает уровень их педагогической компетентности.
Поэтому разработка данного проекта стала актуальной.
Срок реализации проекта: 2015-2016 учебный год
Участники проекта: учитель-логопед, воспитанники и родители дошкольников подготовительной к школе группы МБДОУ «ЦРР – д/сад № 11»
Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
Изучить уровень педагогической компетентности и запросы родителей по вопросам речевого развития ребенка;
Разработать перспективный план работы по повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития;
Познакомить родителей с результатами речевого развития детей, подобрать книги для занятий с детьми в домашних условиях (презентация);
Разработать и провести мероприятия для родителей по вопросам речевого развития детей;
Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по речевому развитию детей;
Подготовить и провести совместными усилиями логопеда, детей и родителей совместный речевой досуг — развлечение.
Изучить динамику речевого развития детей с целью определения эффективности работы с родителями;
Распространить опыт работы по данной теме в рамках городского методического объединения учителей-логопедов г.Кунгура.
Продукты проектной деятельности:
- Разработанные информационные листы для родителей с рекомендациями по речевому развитию детей;
- Презентация родителями книг и игр (в том числе, изготовленных родителями) для занятий с детьми в домашних условиях.
- «Дни открытых дверей» коррекционно — развивающая НОД с участием детей в присутствии родителей.
- Совместный речевой досуг — развлечение, подготовленный и проведённый совместными усилиями логопеда, детей и родителей
- Презентация опыта работы по проекту в рамках работы ГМО.
Реализация проекта предполагает работу по III этапам
I Этап: Информационно-аналитический
Задачи:
Определить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития их детей;
Проанализировать полученные данные и разработать перспективный план работы с родителями.
Содержание работы:
1. Для определения уровня педагогической компетентности родителей проводится:
— анкетирование родителей: «Беспокоит ли Вас состояние речи ребенка?»
выпуск информационных листов: «Оценка речевого развития моего ребенка».
— индивидуальные беседы с родителями, в ходе которых выясняется:
представление родителей об особенностях ребенка с речевыми нарушениями;
способность родителей организовать, поддержать, продолжить коррекционную работу в условиях дома;
желание родителей взаимодействовать с логопедом.
2. Разработка перспективного плана работы с родителями по повышению уровня педагогической компетентности.
II этап основной (практический).
Задачи:
Апробировать систему методических мероприятий разработанных для родителей с целью повышения педагогической компетентности в вопросах речевого развития детей с речевыми нарушениями;
Организация родительского клуба «Сам себе логопед» с целью активного участия родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми, обмена опытом между родителями, привлекаемыми в данный процесс.
Содержание работы:
1. Проведение системы методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию клуба «Сам себе логопед».
2. Представление картотеки: «Я — домашний логопед».
3. Проведение совместных мероприятий: открытая НОД по развитию речи, совместный речевой досуг с родителями «Праздник правильной и красивой речи»
III этап заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
Оценить уровень педагогической компетентности родителей по итогам проделанной работы;
Проанализировать динамику речевого развития детей, с целью определения эффективности проделанной работы с родителями.
Распространить опыт работы по данной теме в дошкольном образовательном учреждении.
Содержание работы:
- Анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей через опрос, листы обратной связи, отзывы и предложения из «Почтового ящика» — «Задай вопрос специалисту»
- Эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми анализируется на материале мониторинга их речевого развития на конец года.
- Результаты проделанной работы учитель-логопед транслирует на педагогическом совете дошкольного образовательного учреждения.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
- Родительские собрания в нестандартной форме (игровые тренинги, мастер — классы) (3 раза в год)
- Домашние упражнения (возможность родителей проследить динамику речевого развития ребёнка, участие в выполнении домашнего задания, еженедельно)
- Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей; начало и конец учебного года).
- Домашние игротеки (знакомство родителей с простыми, интересными и главное полезными играми для детей. В нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: «На кухне», «По дороге в детский сад», «В свободную минутку» (информация в логопедическом уголке 1 раз в месяц)
- Дни открытых дверей (посещение индивидуальной коррекционной НОД, по запросу родителей).
- Родительские пятиминутки (родители получают возможность кратковременной личной консультации, по запросу родителей).
- Консультации — практикумы (совместно с детьми родители разучивают артикуляционную гимнастику и другие виды упражнений)
- Праздники и развлечения. (в конце учебного года родители приглашаются на праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год)
- Почтовый ящик «Задай вопрос специалисту». Позволяет осуществлять связь с родителями. Данный вид взаимодействия необходим для сильно занятых родителей, не имеющих возможность лично встретится с логопедом, а также стесняющихся задать тот или иной вопрос (весь учебный год)