kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа логопедического кружка "Речевичок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа логопедического кружка для обучающихся 3 коррекциооных классов разработана в помощь для учителей-логопедов.

Просмотр содержимого документа
«Программа логопедического кружка "Речевичок"»










Программа логопедического кружка «Речевичок»















Разработала:

Евдокимова Юлия Сергеевна,

учитель-логопед МАОУ «ООШ №13»

г. Соликамск, Пермский край















ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КРУЖКА "РЕЧЕВИЧОК"

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССОВ


Пояснительная записка

Связная речь ребенка характеризуется: развернутостью, произвольностью, логичностью, непрерываемостью, программированностью (говорящий планирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь текст в целом, определяет замысел, объём и характер высказывания, подбирает языковой материал).

Таким образом, связная речь требует от говорящего широкого охвата действительности, подробного и полного её восприятия, что возможно при достаточно высоком умственном и речевом развитии.

Опираясь на исследования А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, с уверенностью можно сказать, что одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко затрудняют овладения правильным чтением и грамотным письмом.

Наиболее распространенными ошибками на уровне связного текста являются нарушения структуры текста, неточный анализ и синтез, а также трудности выделения сложных семантических связей, на синтаксическом уровне – пропуски значимых элементов, искажения структуры предложений.

Связная речь является фундаментом для полноценного формирования письменной речи, а если письменная речь строится на дефектном фундаменте устной речи, то это служит препятствием в освоении школьной программы.

Бедность словарного запаса, неумение четко выразить свою мысль, отсутствие понимания связей в тексте, а отсюда трудности последовательной передачи содержания услышанного, прочитанного увиденного, приводят к тому, что учащиеся не владеют навыками написания изложения и сочинения, следовательно, это препятствует успешному обучению по программе русского языка и литературы. Необходимо помнить, что связная речь является средством обучения и методом контроля за полученными знаниями.


Цель программы: восполнение пробелов в формировании связной речи и развитие коммуникативных умений и навыков, способствующих успешной адаптации обучающихся 3 классов в учебной деятельности .

Задачи:

  • Расширение словарного запаса учащихся, формирование умения использовать вновь введенную лексику в самостоятельной речи в точном соответствии с замыслом высказывания.

  • Формирование навыков планирования и построения связных монологических высказываний.

  • Формирование смысловой и лексико – синтаксической организации связного сообщения.

  • Совершенствование лексико – грамматических средств языка и адекватное использование их в различных ситуациях коммуникативной деятельности.

  • Формировать умение вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия.

  • Формирование умения отражать причинно - следственные отношения между фактами действительности.

  • Развитие инициативных форм речи.

  • Формирование лингвистического отношения к языку.

  • Развитие произвольного внимания, логического мышления, зрительной, слуховой и объем линейной вербальной памяти.

Характеристика коррекционно-образовательного процесса.

Коррекционно-развивающий материал программы рассчитан на 34 групповых занятия, которые проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Время занятий- вторая половина дня.

Обобщенная структура группового логопедического занятия:

  • мотивационная установка

  • актуализация имеющегося опыта

  • уточнение значений имеющихся у учащихся слов и дальнейшее обогащение словарного запаса

  • совершенствование лексико – грамматических средств языка и адекватное использование их в различных ситуациях коммуникативной деятельности

  • совершенствование умений построения различных видов синтаксических конструкций

  • развитие навыков построения связного высказывания:

- установление логической последовательности, связности;

- отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение)

  • развитие коммуникативных умений и навыков (инициативные формы речи)

  • формирование контрольно – оценочных действий

  • рефлексивный анализ.

Личностные результаты ребенка в результате реализации программы логопедического кружка:

  • умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия с учетом возможностей своего здоровья;

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты ребенка в результате реализации программы логопедического кружка:

  • анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;

  • управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог.

Ожидаемые предметные результаты освоения содержания программы логопедического кружка:

К концу обучения дети должны знать:

  • Типы речи (повествование, описание, рассуждение);

  • Структуру и правила построения повествовательного текста;

  • Части повествовательного текста (начало, основная часть, концовка);

  • Структуру и правила построения описательного текста;

  • Правила смысловой (содержательной) и языковой (лексико – синтаксической) организации связного сообщения;

  • Средства межфразовой связи (личные, указательные местоимения; наречия, обозначающие место и время действия (тут, там, тогда и др.); текстовые синонимы

К концу обучения ученики должны уметь:

  • Строить различные виды синтаксических конструкций, а именно:

- словосочетания по типу согласования и управления;

- предложения по данным словам и словосочетаниям; по вопросам с опорным словом и без него и др.;

- распространять и сокращать предложения;

- находить предложения в сплошном тексте

  • Узнавать существенные признаки связного высказывания, сравнивая:

- текст и набор предложений;

- текст и его искаженные варианты (пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему рассказа).

  • Анализировать текст:

- распознавать вид текста (повествование, описание, рассуждение);

- определять тему и основную мысль текста;

- делить текст на части;

- устанавливать связь между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трёх частей);

- определять последовательность и связность предложений в тексте;

- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;

- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

- составлять план связного высказывания

  • Самостоятельно строить связные высказывания:

- определять замысел высказывания;

- программировать смысловую структуру высказывания;

- устанавливать последовательность развёртывания высказывания (план);

- отбирать языковые средства, необходимые для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки);

- составлять и записывать небольшой текст по картине, серии картин, на заданную тему, по наблюдениям;

- составлять рассказ по заданному началу, середине, концу;

- писать изложения по коллективно или самостоятельно составленному плану.

  • Вести диалоги по учебной теме:

- самостоятельно формулировать и задавать вопросы;

- сравнивать, обобщать и делать вывод, доказывать и рассуждать.

  • Вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия.


Эффективность всей коррекционной работы зависит от соблюдения специальных образовательных условий:

- систематичность проведения занятий;

- распределение их порядка нарастающей сложности;

- подчиненность заданий выбранной цели;

- чередование вариативности упражнений;

- разнообразие организационных форм и методических приемов с учетом психолого – педагогических особенностей детей;

- дозирование речевых, интеллектуальных и физических нагрузок;

- соблюдение охранительного режима: осуществление индивидуального подхода к детям, учет личностных и характерологических особенностей детей.

- формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных, регуляторных.



Учебно-тематический план работы кружка "Речевичок"

Тема

Кол-во час

Дата

План/факт

1

Вводное занятие. Речь. История развития культуры речи.

1


2

Виды речи. Диалог и монолог.

1


3

Слово. Значение слова. Многозначные слова.

1


4

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Упражнение в различении омонимов, синонимов, антонимов.

1


5

Словосочетание. Фразеологизмы.

1


6

Предложение. Виды предложений по интонации и цели высказывания.

1


7

Слово, словосочетание, предложение.

1


8

Виды предложений. Составление предложений по схеме, по картинке, по вопросам, по опорным словам..

1


9

Деформированные предложения.

1


10

Текст. Выделение признаков связного текста.

1


11

Текст. Основная тема и мысль текста. Заглавие.

1


12

Текст. Деление текста на части. Составление плана.

1


13

Текст – повествование.

1


14

Текст – описание.

1


15

Текст – рассуждение. Упражнения на различение типов текстов.

1


16

Деформированный текст без деления на слова.

1


17

Деформированный текст с разбивкой на слоги вместо слов.

1


18

Деформированный текст с нарушением структуры предложения или всего высказывания. 

1


19

Деформированный текст на восстановление порядка частей.

1


20

Деформированный текст на восстановление порядка предложений.

1


21

Деформированный текст на восстановление грамматических связей между словами в предложении

1


22

Деформированный текст на восстановление порядка слов в предложении.

1


23

Деформированный текст с исключением.

1


24

Изложение – повествование. Практические упражнения.

1


25

Изложение – описание. Практические упражнения.

1


26

Изложение – рассуждение. Практические упражнения.

1


27

Изложение с творческим заданием. Выборочное изложение.

1


28

Сжатое изложение. Практические упражнения.

1


29

Сочинение– повествование. Практические упражнения.

1


30

Сочинение – описание. Практические упражнения.

1


31

Сочинение – рассуждение. Практические упражнения.

1


32

Сочинение по серии сюжетных картинок.

1


33

Сочинение по картине. Практические упражнения.

1


34

Итоговое занятие "Чему мы научились?"

1









Рекомендуемая литература:

1. Н.Г.Андреева. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч 1. Устная связная речь. Лексика. –М.: ВЛАДОС, 2006.

2. Н.Г.Андреева. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч 2.Предложение. Текст. –М.: ВЛАДОС, 2008.

3. Н.Г.Андреева. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч 3.Письменная связная речь. –М.: ВЛАДОС, 2010.

4. Т.П. Бессонова. Содержание и организация логопедической работы учителя – логопеда общеобразовательного учреждения. – М.: АПК и ППРО,2008.

5. В.К. Воробьёва. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.- М.: Астрель: транзиткнига, 2006.

6. Л.П. Доблаев. Логико – психологический анализ текста – Саратов, 1969.

7. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов – М.: ВЛАДОС, 2006.

8. Т.Г. Рамзаева. Русский язык. 1-4 классы: программа для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2009.

9. И.Н. Садовникова. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма.- М.: АРКТИ, 2005.

10. Г.Я. Солганик. Стилистика текста. - М.: Флинта; наука, 2000.

11. А.В. Ястребова. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.- М.: Просвещение, 1979.

12. А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей – логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Программа логопедического кружка "Речевичок"

Автор: Евдокимова Юлия Сергеевна

Дата: 02.11.2017

Номер свидетельства: 436313

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Речевая готовность ребёнка."
    ["seo_title"] => string(32) "riechievaia_ghotovnost_riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "406422"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491298231"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Формы сотрудничества ДОУ с родителями детей логопедических групп в условиях реализации ФГОС."
    ["seo_title"] => string(107) "formy-sotrudnichiestva-dou-s-roditieliami-dietiei-loghopiedichieskikh-ghrupp-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "249616"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446922764"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства