Просмотр содержимого документа
«Программа логопедического кружка "Речевичок"»
Программа логопедического кружка «Речевичок»
Разработала:
Евдокимова Юлия Сергеевна,
учитель-логопед МАОУ «ООШ №13»
г. Соликамск, Пермский край
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КРУЖКА "РЕЧЕВИЧОК"
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССОВ
Пояснительная записка
Связная речь ребенка характеризуется: развернутостью, произвольностью, логичностью, непрерываемостью, программированностью (говорящий планирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь текст в целом, определяет замысел, объём и характер высказывания, подбирает языковой материал).
Таким образом, связная речь требует от говорящего широкого охвата действительности, подробного и полного её восприятия, что возможно при достаточно высоком умственном и речевом развитии.
Опираясь на исследования А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, с уверенностью можно сказать, что одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко затрудняют овладения правильным чтением и грамотным письмом.
Наиболее распространенными ошибками на уровне связного текста являются нарушения структуры текста, неточный анализ и синтез, а также трудности выделения сложных семантических связей, на синтаксическом уровне – пропуски значимых элементов, искажения структуры предложений.
Связная речь является фундаментом для полноценного формирования письменной речи, а если письменная речь строится на дефектном фундаменте устной речи, то это служит препятствием в освоении школьной программы.
Бедность словарного запаса, неумение четко выразить свою мысль, отсутствие понимания связей в тексте, а отсюда трудности последовательной передачи содержания услышанного, прочитанного увиденного, приводят к тому, что учащиеся не владеют навыками написания изложения и сочинения, следовательно, это препятствует успешному обучению по программе русского языка и литературы. Необходимо помнить, что связная речь является средством обучения и методом контроля за полученными знаниями.
Цель программы: восполнение пробелов в формировании связной речи и развитие коммуникативных умений и навыков, способствующих успешной адаптации обучающихся 3 классов в учебной деятельности .
Задачи:
Расширение словарного запаса учащихся, формирование умения использовать вновь введенную лексику в самостоятельной речи в точном соответствии с замыслом высказывания.
Формирование навыков планирования и построения связных монологических высказываний.
Формирование смысловой и лексико – синтаксической организации связного сообщения.
Совершенствование лексико – грамматических средств языка и адекватное использование их в различных ситуациях коммуникативной деятельности.
Формировать умение вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия.
Формирование умения отражать причинно - следственные отношения между фактами действительности.
Развитие инициативных форм речи.
Формирование лингвистического отношения к языку.
Развитие произвольного внимания, логического мышления, зрительной, слуховой и объем линейной вербальной памяти.
Коррекционно-развивающий материал программы рассчитан на 34 групповых занятия, которые проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Время занятий- вторая половина дня.
Обобщенная структура группового логопедического занятия:
мотивационная установка
актуализация имеющегося опыта
уточнение значений имеющихся у учащихся слов и дальнейшее обогащение словарного запаса
совершенствование лексико – грамматических средств языка и адекватное использование их в различных ситуациях коммуникативной деятельности
совершенствование умений построения различных видов синтаксических конструкций
развитие навыков построения связного высказывания:
- отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение)
развитие коммуникативных умений и навыков (инициативные формы речи)
формирование контрольно – оценочных действий
рефлексивный анализ.
Личностные результаты ребенка в результате реализации программы логопедического кружка:
умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия с учетом возможностей своего здоровья;
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты ребенка в результате реализации программы логопедического кружка:
анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;
управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов;
готовность слушать собеседника и вести диалог.
Ожидаемые предметные результаты освоения содержания программы логопедического кружка:
К концу обучения дети должны знать:
Типы речи (повествование, описание, рассуждение);
Структуру и правила построения повествовательного текста;
Части повествовательного текста (начало, основная часть, концовка);
Структуру и правила построения описательного текста;
Правила смысловой (содержательной) и языковой (лексико – синтаксической) организации связного сообщения;
Средства межфразовой связи (личные, указательные местоимения; наречия, обозначающие место и время действия (тут, там, тогда и др.); текстовые синонимы
К концу обучения ученики должны уметь:
Строить различные виды синтаксических конструкций, а именно:
- словосочетания по типу согласования и управления;
- предложения по данным словам и словосочетаниям; по вопросам с опорным словом и без него и др.;
- текст и его искаженные варианты (пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему рассказа).
Анализировать текст:
- распознавать вид текста (повествование, описание, рассуждение);
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части;
- устанавливать связь между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трёх частей);
- определять последовательность и связность предложений в тексте;
- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- составлять план связного высказывания
Самостоятельно строить связные высказывания:
- определять замысел высказывания;
- программировать смысловую структуру высказывания;
- отбирать языковые средства, необходимые для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки);
- составлять и записывать небольшой текст по картине, серии картин, на заданную тему, по наблюдениям;
- составлять рассказ по заданному началу, середине, концу;
- писать изложения по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Вести диалоги по учебной теме:
- самостоятельно формулировать и задавать вопросы;
- сравнивать, обобщать и делать вывод, доказывать и рассуждать.
Вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия.
Эффективность всей коррекционной работы зависит от соблюдения специальных образовательных условий:
- систематичность проведения занятий;
- распределение их порядка нарастающей сложности;
- подчиненность заданий выбранной цели;
- чередование вариативности упражнений;
- разнообразие организационных форм и методических приемов с учетом психолого – педагогических особенностей детей;
- дозирование речевых, интеллектуальных и физических нагрузок;
- соблюдение охранительного режима: осуществление индивидуального подхода к детям, учет личностных и характерологических особенностей детей.
- формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных, регуляторных.
Учебно-тематический план работы кружка "Речевичок"
№
Тема
Кол-во час
Дата
План/факт
1
Вводное занятие. Речь. История развития культуры речи.
1
2
Виды речи. Диалог и монолог.
1
3
Слово. Значение слова. Многозначные слова.
1
4
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Упражнение в различении омонимов, синонимов, антонимов.
1
5
Словосочетание. Фразеологизмы.
1
6
Предложение. Виды предложений по интонации и цели высказывания.
1
7
Слово, словосочетание, предложение.
1
8
Виды предложений. Составление предложений по схеме, по картинке, по вопросам, по опорным словам..
1
9
Деформированные предложения.
1
10
Текст. Выделение признаков связного текста.
1
11
Текст. Основная тема и мысль текста. Заглавие.
1
12
Текст. Деление текста на части. Составление плана.
1
13
Текст – повествование.
1
14
Текст – описание.
1
15
Текст – рассуждение. Упражнения на различение типов текстов.
1
16
Деформированный текст без деления на слова.
1
17
Деформированный текст с разбивкой на слоги вместо слов.
1
18
Деформированный текст с нарушением структуры предложения или всего высказывания.
1
19
Деформированный текст на восстановление порядка частей.
1
20
Деформированный текст на восстановление порядка предложений.
1
21
Деформированный текст на восстановление грамматических связей между словами в предложении
1
22
Деформированный текст на восстановление порядка слов в предложении.
1. Н.Г.Андреева. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч 1. Устная связная речь. Лексика. –М.: ВЛАДОС, 2006.
2. Н.Г.Андреева. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч 2.Предложение. Текст. –М.: ВЛАДОС, 2008.
3. Н.Г.Андреева. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч 3.Письменная связная речь. –М.: ВЛАДОС, 2010.
4. Т.П. Бессонова. Содержание и организация логопедической работы учителя – логопеда общеобразовательного учреждения. – М.: АПК и ППРО,2008.
5. В.К. Воробьёва. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.- М.: Астрель: транзиткнига, 2006.
6. Л.П. Доблаев. Логико – психологический анализ текста – Саратов, 1969.
7. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов – М.: ВЛАДОС, 2006.
8. Т.Г. Рамзаева. Русский язык. 1-4 классы: программа для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2009.
9. И.Н. Садовникова. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма.- М.: АРКТИ, 2005.
10. Г.Я. Солганик. Стилистика текста. - М.: Флинта; наука, 2000.
11. А.В. Ястребова. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.- М.: Просвещение, 1979.
12. А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей – логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.