Программа расчитана на детей старшей группы детского сада либо на подготовительный класс коррекционной школы. Программа предполагает развитие у детей слухо-зриельно-двигательной координации, тем самым подготавливая ребят к обучению письму и чтению. Также в полной мере предполагается развитие всех компонентов речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«программа по логоритмике »
Утверждаю___________Утверждаю
Экспертный совет Экспертный совет отдела
МДОУ ЦРР д\с «Оленёнок» непрерывного образования
Департамент образования «Алданский район»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Оленёнок»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПОФОРМИРОВАНИЮ СЛУХО-ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ
Детей 5-6 лет (старший дошкольный возраст)
(Логоритмический кружок «Скворушка») Срок реализации программы 1 год
Составила: Учитель-логопед
2-ой квалификационной категории
Егорова Виктория Викторовна
Н-Куранах, январь, 2010.г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы.
Содержание дополнительной образовательной программы.
Методическое и техническое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Список литературы.
Приложение.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Ученые Р.Е. Левина, А.Н. Корнев, И.Н. Садовникова и др. утверждают, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением.
В структуре генезиса трудностей овладения навыками письма и чтения у детей с разными видами патологии устной речи выделяется дисфункция межанализаторных связей, проявляющаяся в слабости слухо-зрительно-двигательной координации.
Целенаправленное формирование слухо-зрительно-двигательной координации у дошкольников с нарушениями речевого развития, как мы предполагаем, возможно лишь посредствами музыкально-ритмических занятий, ритмики и логоритмики.
По данным А.Р. Лурия, музыкально-ритмические занятия имеют широкие возможности для развития слухо-двигательных связей, поскольку в их содержании используются не только словесная, но и значимая для возраста эмоциональная регуляция движений и действий, обеспечиваемая музыкальным сопровождением.
По данным первоначальной речевой диагностики проведённого с детьми старшего дошкольного возраста МДОУ ЦРР «Оленёнок» выявлено 56% детей с речевыми нарушениями.
Таким образом, возникла необходимость проведения дополнительных занятий по логоритмике с детьми старшего дошкольного возраста через организацию кружка «Скворушка».
Настоящая программа предполагает курс подготовки по формированию слухо-зрительно-двигательной координации детей 5-6 лет. Содержание программы по логопедической деятельности ДОУ и коррекции речи дошкольников построено с учётом обновления содержания по различным программам.
Цель программы – формирование у детей слухо-зрительно-двигательной координации.
Воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями.
Развитие пространственной организации движений, общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, физиологического и фонационного дыхания.
Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков.
Учить видеть связь между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением.
Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
Развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения).
Программа предполагает проведение 2-х занятий в неделю во вторую половину дня продолжительностью 25-30 минут (группа 10 человек). Общее количество учебных занятий – 64.
Педагогический анализ знаний и умений (диагностика) детей проводится 2 раза в год: вводный в сентябре, итоговый в мае.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам.
Музыкальное воспитание:
Закреплять умения слушать и воспроизводить ритм в ритмических элементах; тембр голоса (тихо, громко);
учить определять эмоциональное музыкальное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой;
развивать певческие и вокальные данные.
Физическое воспитание:
совершенствовать двигательные умения и навыки.
Развитие речи:
развитие четкой, ясной дикции;
закрепление умения своевременной переключаемости артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок и потешек, инсценировки по сказкам.
Ритмика:
закреплять чувство темпа и ритма;
формировать регулировочный образ голоса и движения.
Логопедия:
коррекция звукопроизношения;
развитие фонематического восприятия.
Новизна программы по логоритмике «Скворушка» состоит в том, что с момента открытия МДОУ ЦРР д/с «Оленёнок» (1983г.) не было разработано программы по дополнительному образованию детей с ограниченными возможностями, хотя логопед в данном учреждении работает с 1992 года.
Содержание программы включает пять основных блоков представленных ниже.
Блок 1- Артикуляционная моторика (см. приложение).
Блок 2- Коррекция звукопроизношения (см. приложение).
Блок 3- Физиологическое и речевое дыхание (см. приложение).
Блок 4- Соотношение темпа и ритма музыки с движением и словом (см. приложение).
Блок 5 – Развитие психических процессов (см. приложение).
Следует заметить, что 1,3,4,5 задачи по блокам решаются на каждом занятии, во 2-м блоке - по мере подготовленности речевого аппарата детей.
Срок реализации данной программы – 1 год.
Итогом завершения программы служит открытое занятие или музыкальная инсценировка сказок для родителей и воспитателей.
Наличие используемого материала для каждого блока см. в приложении.
Содержание дополнительной программы
Основные направления работы с детьми
Работа над раз
деятельность логопеда
ВЗАИМОСВЯЗЬ С УЧАСТНИКАМИ КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Требования к проведению логоритмических занятий
Логоритмические занятия проводятся фронтально 2 раза в неделю протяженностью 25- 30 минут (дополнительно проводятся логопедические занятия по коррекции звукопроизношения см. приложение).
Форма проведения занятия - подгрупповые.
Спортивная одежда и обувь.
Сотрудничество специалистов ДОУ в подготовке и проведении логоритмических занятий.
Каждое занятие представляет единую целостность: тематическую и игровую.
Тематика и цели занятия должны соответствовать текущему этапу коррекционной логопедической работы (подготовительному, формированию произносительных умений и навыков), формирование целостного представления об образе звука и соответствующей ему букве.
Данные требования реализуются в ходе логоритмических занятий следующими средствами [14]:
ходьба и маршировка в различных направлениях;
упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- общеразвивающие и коррекционные упражнения, регулирующие мышечный тонус;
упражнения, активизирующие внимание;
речевые упражнения без музыкального сопровождения;
упражнения для развития музыкального слуха;
ритмические упражнения;
пение;
упражнения в игре на инструментах;
импровизация на детских музыкальных инструментах;
игровая деятельность включает: игры на месте (статические); малоподвижные и полу подвижные игры; подвижные игры; сюжетные подвижные игры; игры с элементами спорта; игры-драматизации;
развитие творческой инициативы;
заключительные упражнения на расслабление (релаксацию).
Методы и приёмы, используемые при проведении логоритмических занятий:
- наглядно-зрительные приёмы (показ движений, использование зрительных ориентировок при преодолении пространства и наглядных пособий);
- приёмы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности;
- наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движений;
- игровой приём;
- словесные методы (объяснение с опорой на имеющийся опыт детей; пояснение и показ движения; указания при воспроизведении движения; команды, сигналы; образный сюжетный рассказ; словесная инструкция);
- практический метод (проверка правильности восприятия на основе собственных мышечно-моторных ощущений).
ФОРМИРОВАНИЕ СЛУХО-ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Педагогам рекомендовано включать в повседневные занятия элементы логоритмики для закрепления умений детей:
- воспроизведения информации по памяти;
- использования знаний в условиях применения, действий по аналогии.
- по формированию и коррекции дыхания, постановке и правильному использованию голоса, развитию правильного звукопроизношения, работы над ритмом, темпом, интонацией.
Рекомендуется учитывать:
- уровень системного подхода к освещению вопроса;
- круг вопросов, входящих в понятия «педагогическая этика»;
- уровень альтернативного решения проблемных вопросов;
- психологических особенностей развития детей и психологии
родителей в процессе проведения занятий по ритмике;
- проблемы, возникающие во время проведения работы по предупреждению
речевых нарушений;
- использовать на занятии только литературную, грамматически правильно оформленную речь;
- посещать семинары – практикумы по логоритмике.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Родителям рекомендуется внимательно относиться к речи своих детей, посещать семинары-практикумы, консультации, логоритмические занятия - участвовать в играх, и в домашних условиях закреплять умения детей использовать полученные навыки.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ ДЕТЕЙ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
Для формирования артикуляционной базы звуков овладели комплексами артикуляционной гимнастики под музыку
Научились:
- ориентироваться в пространстве: ходить и маршировать в различных направлениях;
- дифференцировать на слух гласные, свистящие и шипящие звуки речи;
- выполнять упражнения на развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
- создавать пластические импровизации под музыку разного характера, перевоплощаться согласно музыкальному сопровождению;
- выполнять речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- переключаться с одного поля деятельности на другое;
- дышать диафрагмой и произносить на одном выдохе предложения различной структуры и четверостишия;
- менять высоту и силу звучания голоса;
- в движении и под музыку произносить скороговорки и стихотворный текст;
- определять характер музыки, согласовывая ее с движениями;
- правильно употреблять свистящие и шипящие звуки в соответствии с этапом обучения.
Методическое и техническое обеспечение дополнительной программы
1. Методическое и техническое оснащение занятий:
- компьютер;
- магнитофон;
- магнитофонные кассеты;
- зеркало настенное;
- карточки – схемы для ориентировки в пространстве, отстукивание ритма, заучивания движений танцев, артикуляционных упражнений;
3. Итогом завершения программы служит открытое занятие или музыкальная инсценировка сказок для родителей и воспитателей.
ЛИТЕРАТУРА
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей
/ Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982.
Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие
/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина и др. / Под ред. Л.С. Цветковой. М.; Воронеж, 2001.
Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960.
Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб., 1999.
БрунерДж. Психология познания. М., 1977.
Бернштейн НА. О ловкости и ее развитии. М., 1991.
Бернштейн НА. О построении движений. М., 1947.
Бернштейн НА. От рефлекса к модели будущего // Вопросы психологии. 2002. № 2.
Бернштейн НА. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М., 1997.
Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
Венгер ЛА. Восприятие и обучение. М., 1969.
Ветлугина НА. Музыкальное развитие ребенка. М., 1967.
Волкова ГА. Логопедическая ритмика. М., 1985. ,. 5-
Воронова А.Е. Развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательных координации у дошкольников с нарушениями речи средствами музыкально-ритмической деятельности // Диагностика и коррекция трудностей развития у детей. Иркутск, 2002.
Восприятие и деятельность / Под ред. А.Н. Леонтьева. М., 1976.
Власова ТА., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.
Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М, 1960.
Выготский Л. С, Лурия А.В. Этюды по истории поведения. М., 1993.
20. Гаврилушкина О.П. Пространственно-временная организация дея тельности как один из способов коррекционного обучения умственно отсталых детей // Коррекционное обучение как основа личностного раз вития аномальных дошкольников. М., 1989.
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. ML, 1986.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М., 1984.
Запорожец А. В., Неверович ЯЗ. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974. № 6. С. 59-73.
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1979.
Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. М., 1989.
Лапшина А.Е. Коррекция слухо-зрительно-двигательных координации у умственно отсталых детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста средствами музыкально-ритмической деятельности // Проблемы диагностики, коррекции валеологии в специальном коррекцион-ном образовании. Красноярск, 1996. С. 30—39.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
Левина Р.Е., Никашина НА. Характеристика ОНР у детей // Основы теории и практики логопедии. М., 1968.
Леонтьев АН. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. М., 1984.
Летуновская СВ. Формирование модельных представлений в системе умственного воспитания дошкольников с нарушением интеллекта: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М, 1993.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1962.
Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-ней-ропсихологическая диагностика). М., 1993.
Насонова В.И. Анализ психофизиологических механизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей с задержкой психического развития: Дис.... канд. пед. наук. М., 1982.
Немое Р.С. Психология. М., 1995.
Никитин В.Н. Энциклопедия тела. М., 2000.
Нодельман В.И., Воронова А.Е. Коррекция слухо-зрительно-двигательной координации у детей с ограниченными возможностями речевого развития средствами музыкально-ритмических занятий // Психическое здоровье личности: проблемы и перспективы развития в XXI веке. Иркутск, 2002.
Певзнер М. С Дети — олигофрены. М., 1959.
Переслени Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей. М., 1984.
Полторацкий А.Ф., Швырев B.C. Знак и деятельность. М., 1970.
Расскажи стихи руками / по мотивам английского фольклора / Перевод В. Егорова. М., 1992.
Развеселый разговор (Музыкальные скороговорки) / Сост. М. По-гребенская. М., 1994.
Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. № 3. С. 3—15.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
Руднева С, Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М., 1972.
Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.
Филиппова СО. Мир движений мальчиков и девочек. СПб., 2002.
Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987.
Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М., 1991.
Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.,2000.
Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1991.
Чуковский К.И. От двух лет до пяти. М., 1990.
ЭльконинД.Б. Психология игры. М., 1978.
61.Микляева Н. В.,Полозова О. А., Родионова Ю. Н. М59 Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2005.— 112 с