Логоритмика как эффективное средство развития речи
Логоритмика как эффективное средство развития речи
Данная разработка отражает педагогический опыт по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Логоритмика" для детей в возрасте 4 лет
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Логоритмика как эффективное средство развития речи»
Логоритмика как эффективное средство коррекции речи
Ким Инесса Вячеславовна, педагог дополнительного образования
В последнее время, к сожалению, увеличивается количество детей с различными патологиями, в том числе с нарушением речи. Одним из средств коррекции речи является логопедическая ритмика (логоритмика).
В МБУ ДО «ДДЮТ» г. Новомосковска мною реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логоритмика». Программа рассчитана на один год обучения и ориентирована на детей в возрасте 4 лет.
У детей с нарушениями речи очень часто страдает общая моторика. Движения характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, отмечается недоразвитие чувства ритма, внимания, координации движения. Развитие общей моторики способствует развитию речи. Ритмичные, четкие упражнения для ног, рук, туловища и головы совершенствуют движения артикуляционного аппарата: губ, языка, челюстей и т.д., а также стимулируют развитие мозга, соответственно и речи.
Реализация программы «Логоритмика» способствует развитию речи, снижению психоэмоционального напряжения, укреплению здоровья детей.
Программа направлена на развитие речи детей путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и адаптацию ребенка к условиям внешней и внутренней среды. В рамках программы мною решается ряд учебных, воспитательных, развивающих и коррекционных задач.
Подробно остановлюсь на развивающих и коррекционных задачах. Это развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; развитие двигательных умений и навыков; развитие способности ориентироваться в пространстве; развитие фонематического слуха; формирование навыков релаксации; развитие и коррекция музыкально-ритмических движений; развитие произвольного внимания, слуховой и зрительной памяти; развитие творческих способностей в импровизации.
Всегда выбираю комбинированный тип занятий. Основой всех методов и приемов обучения по программе «Логоритмика» является избираемый мною способ регулирования двигательной и речевой нагрузки, ее сочетание с отдыхом и другими видами занятий.
Использую наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений.
Словесные методы обращены к сознанию занимающихся, они помогают осмыслению поставленной задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений.
Практические методы связаны с практической деятельностью, они обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.
Содержание каждого занятия программы напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции.
Увлекательный сюжетный ход, игровая форма занятий в сочетании с широким использованием наглядного материала, подбираемого мною, стимулируют у детей потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик.
В основную часть каждого занятия обязательно включаются упражнения:
на регуляцию мышечного тонуса;
на развитие общей и мелкой моторики (пальчиковая гимнастика);
на развитие мимических мышц;
на развитие дыхания;
на развитие чувства темпа и ритма;
на развитие координации речи с движением;
пение.
Музыкально-ритмические упражнения, используемые на занятиях, направлены на формирование навыков ритмичного движения в соответствии с характером музыки, на обучение менять движения в соответствии с музыкой, на совершенствование навыков основных движений (ходьбы, бега), на обучение ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), на развитие эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений с использованием мимики.
Артикуляционная (логопедическая) гимнастика укрепляет мышцы губ, развивает их подвижность, растягивает подъязычную связку (уздечку), обучает равномерному и продолжительному выдоху, отрабатывает движение верхней губы вверх и вниз, учит удерживать губы и язык в заданном положении, развивает силу выдоха, укрепляет мускулатуру языка и щёк, укрепляет жевательно-артикуляторные мышцы.
Фонопедические упражнения укрепляют гортань и прививают навыки речевого дыхания. Пение способствует формированию умения петь протяжно, подвижно, согласованно, брать дыхание между короткими музыкальными фразами, учит смягчать концы фраз, чётко произносить слова, петь мелодию, передавая характер музыки, петь с инструментальным сопровождением и с помощью педагога.
Особая роль отводится коммуникативным играм и танцам, так как они развивают эмоциональность и позитивное самоощущение, что особенно важно для детей. А упражнения на релаксацию снимают эмоциональное и физическое напряжение.
Эффективность контроля за работой детей в рамках программы «Логоритмика» достигается вербальным (похвалой, одобрением, рекомендациями, указанием на соответствие или, тактично, несоответствие образцу) и невербальным (взглядом, жестом) способами. Во время занятия учитываю возрастные и индивидуальные психологические особенности детей, своевременно осуществляя при необходимости психолого-педагогическую поддержку.
Главным результатом реализации программы «Логоритмика» является стабилизация или устойчивая положительная динамика общего физического и речевого развития, которая фиксируется в картах педагогического мониторинга освоения программы.
Под влиянием регулярных логоритмических занятий происходят позитивные перемены в функционировании различных систем организма ребенка: сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной и др.
Реализация программы также способствует совершенствованию речи ребёнка, овладению им двигательными навыками, умению ориентироваться в окружающем мире, пониманию смысла предлагаемых заданий, формированию умения преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Кроме того, у детей формируется чувство общности в коллективе.