ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Довольно часто у учащихся начальной школы недостаточно сформированы компоненты речевой деятельности, касающиеся звуковой и лексико-грамматической стороны речи, у многих школьников отмечаются недостатки письменной речи, при написании изложений и сочинений наблюдаются аграмматизмы в употреблении предлогов, окончаний имен прилагательных, имен существительных и глаголов.
При работе с такими детьми проводится специальная коррекционная работа. На каждом занятии логопед обязательно должен включать элементы логопедической работы, направленные на обогащение, уточнение словарного запаса, коррекцию грамматического строя языка, выработку языкового чутья, тренировку артикуляционного аппарата, закрепление правильного произношения.
Также в уроки включаются задания, способствующие различению близких звуков, так как фонематическое недоразвитие становится причиной многочисленных ошибок при письме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ »
ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Довольно часто у учащихся начальной школы недостаточно сформированы компоненты речевой деятельности, касающиеся звуковой и лексико-грамматической стороны речи (звукопроизношение, звукоразличение, словарь, грамматический строй языка); у многих учащихся отмечаются недостатки письменной речи, (пропуски, перестановки, замены, не дописывание букв и слогов); при написании изложений и сочинений наблюдаются агромматизмы в употреблении предлогов, окончаний имен прилагательных, имен существительных и глаголов.
При работе с такими детьми проводится специальная коррекционная работа. На каждом занятии логопед обязательно должен включать элементы логопедической работы, направленные на обогащение, уточнение словарного запаса, коррекцию грамматического строя языка, выработку языкового чутья, тренировку артикуляционного аппарата, закрепление правильного произношения.
Также в уроки включаются задания, способствующие различению близких звуков, так как фонематическое недоразвитие становится причиной многочисленных ошибок при письме.
Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:
1) развитие звукового анализа слов;
2) развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем.
Вот некоторые приёмы и упражнения.
1. Задания, направленные на дифференциацию смешиваемых звуков.
• На что похожи эти звуки?
• Определение на слух пары звуков.
• Шутки - чистоговорки.
Ал - ал - ал - пенал на пол упал,
Ол - ол - ол - пенал упал на стол,
Ул - ул - ул - пенал упал на стул,
Ыл - ыл - ыл - Павел пенал забыл.
• Послушайте предложения и запомните.
Старушка опирается на палку.
Крыша опирается на балку.
• А теперь я начну предложение, а вы его закончите. Отвечает тот, до кого я дотронусь.
Суп надо...
На пол не надо...
• Также прорабатываем предложения:
Мы купили лыжи.
Наш кот рыжий.
Летом мы жили на даче.
Толя возил кирпич на тачке.
• Игра «Не торопись, подумай, что не так».
Серый вол (волк) г в лесу ходит злой, голодный.
У Кати коса (коза) рогатая, красивая, косматая.
2. Задания, направленные на развитие языкового анализа и синтеза.
• Предложение.
Придумайте предложение по сюжетной картинке, увеличивая его до определенного количества слов.
• Игра «Скажи дальше».
Заяц скакал.
Заяц белый скакал.
Заяц белый скакал за лыком.
Заяц белый скакал за лыком зимой.
Заяц белый скакал по лесу за лыком зимой.
• Выделите из текста предложение с определенным количеством слов.
• Поднимите карточку с цифрой, которая соответствует количеству слов в предложении.