kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекционная программа по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у учащихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи (а во втором классе рассматриваются и нарушения письменной речи). Именно поэтому I этап коррекционной работы является самым продолжительным по времени. Основным направлением программы на этом этапе является работа над преодолением фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная программа по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у учащихся начальных классов»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа





Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

на заседании МО Зам. директора по УВР Приказ № ____________

протокол № __________ «___» ___________20014г от « ___» ___________2014г.

от «___» _________2014г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ

ЗАНЯТИЙ В 1 КЛАССАХ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД











Возраст обучающихся 7-8 лет

Срок реализации программы 1 год

Количество детей 7

Направление программы: коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи

(по материалам А.В. Ястребовой )

Учитель-логопед, реализующий программу:











Сургут 2014 г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Актуальность данной программы обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи (а во втором классе рассматриваются и нарушения письменной речи). Именно поэтому I этап коррекционной работы является самым продолжительным по времени. Основным направлением программы на этом этапе является работа над преодолением фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Общая проблема коррекционно-развивающего обучения первоклассников – своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте, а у второклассников – к полноценному овладению русским языком. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это означает, что у детей необходимо сформировать:

  1. Полноценные фонематические процессы;

  2. Представление о звуко-буквенном составе слов;

  3. Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

  4. Правильное звукопроизношение (при наличии проблемы у конкретного ребёнка).

  1. Воспитание умения речевого высказывания;

  2. Развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, ориентировки в пространстве и времени;

  3. Сбережение общего и психического здоровья детей;

  4. Развитие сенсорных и моторных функций;

  5. Формирование кинестетической основы артикуляторных движений;

  6. Развитие мимической мускулатуры;

  7. Развитие эмоционально-волевой сферы и навыков учебной деятельности;

  8. Формирование черт гармонической, социализированной личности.


Программа предусматривает следующие блоки:


  1. Блок ознакомительных занятий (сюда входят тестирование детей, знакомство с логопедом и логопедическим кабинетом).

  2. Блок подготовительных занятий («Речь. Что мы знаем о речи»).

  3. Аналитический блок (навыки звуко-буквенного анализа.

  4. Блок дифференциации согласных звуков и букв.

  5. Блок работы над предложением.

  6. Блок итоговых занятий.

Адресат программы: программа рассчитана на учащихся 1 классов общеобразовательных школ.

Технология обучения: в процессе обучения предполагается использование

  • различных методов активного обучения;

  • анализ конкретных понятий и ситуаций;

  • тренировка и другие виды заданий;

  • творческая работа детей.

Условия проведения: занятия проводятся в логопедическом кабинете.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Выбор тем коррекционных занятий обусловлен задачей этапа – формирование фонетических обобщений. Именно на этом этапе происходит формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового анализа слова. На этом же этапе происходит работа по формированию правильного звукопроизношения. Программа предполагает следующее содержание коррекционно-воспитательной работы:

1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

- устойчивость внимания;

- наблюдательность (особенно к языковым явлениям);

- способность к запоминанию;

- способность к переключению;

- навыки и приёмы самоконтроля;

- познавательная активность.

2. Формирование полноценных учебных умений:

- планирование предстоящей деятельности;

- принятие учебной задачи;

- активное осмысление материала;

- выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей и средств достижения цели;

- контроль за ходом своей деятельности;

- работа в определённом темпе;

- применение знаний в новых ситуациях;

- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

В программу включена работа по созданию коммуникативных навыков:

1. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

- умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям;

- умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

- умение владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

- умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.

2. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

- ответы на вопросы по ходу учебной работы с использованием усвоенной терминологии;

- ответы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

- применение инструкции (схемы) при подготовке связного высказывания по ходу и итогам учебной работы;

- обращение к учителю-логопеду или товарищу за разъяснением;

- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии;

- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

- соблюдение речевого этикета;

- составление устных связных высказываний с элементами творчества.


Методика организации логопедических занятий.


Коррекционное обучение на первом этапе осуществляется преимущественно в процессе устной речи. Поэтому первые 10-12 занятий условно можно назвать подготовительными. На данных занятиях уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь), определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности (устойчивость внимания, способность к переключению).

Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять её по ориентирам. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создаётся база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно  для полноценного овладения навыками чтения и письма.

В течение подготовительного периода ведётся работа по уточнению и постановке дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствование фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на логопедических занятиях центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети уточняют практическое представление о предложении, слове, слоге, ударении, звуке, букве, гласном, согласном. Эти занятия имеют следующую структуру:

- 15 минут – фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, привлечение их внимания к звуковой стороне речи и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к дальнейшему полноценному обучению;

- 5 минут – подготовка артикуляционного аппарата;

- 15 минут – уточнение и постановка неправильно произносимых звуков индивидуально и по подгруппам.

Количество таких занятий по необходимости можно увеличить до 20.

На последующих занятиях I этапа осуществляется автоматизация поставленных звуков в процессе фронтальных занятий. Структура занятий определяется составом группы: при незначительном количестве в группе детей с дефектами произношения большая часть времени отводится фронтальной работе, в ходе которой формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова. У детей, имеющих ОНР, методом устного опережения уточняется и активизируется словарный запас и модели простых синтаксических конструкций.

Фронтальная часть остальных занятий складывается из работы по:

 - развитию фонематических процессов;

- формированию навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слов;

- закреплению звуко-буквенных связей;

- автоматизации поставленных звуков;

- формированию готовности к восприятию отдельных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.




ИТОГ ПРОГРАММЫ


К завершению коррекционно-развивающего обучения у детей должны быть:

 - сформирована общая направленность внимания на звуковую сторону речи;

- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

- уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

- поставлены и отдифференцированы все звуки;

- уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д.


Планирование логопедических занятий для 1 класса.


№ занятия

Тема

Грамматические понятия, используемые на занятиях

Дата проведения

Дата

по факту

1,2,3




4, 5



6,7, 8,9





10, 11



12,13



14,15



16,17




18,19




20,21



22,23




23,24



25, 26



27, 28




29,30

31





32,33



34,

35,36





37,38




39,40




41,42



43, 44




45,46





47,48



49,50



51,52



53,54



55,56

57,58



59,60





61,62



63




Обследование речи. Знакомство с логопедическим кабинетом.



Речь.



Звуки речевые и неречевые





Предложение.



Предложение, слово.



Творческая работа «Я сам придумываю предложения!»


Дифференциация понятий «Предложение – слово»



Деление слов на слоги (тренинг).




Слогообразующая роль гласных.

Ударение.


Выделение гласных из удобных позиций (начало конец слова).



Выделение согласных из удобных позиций.


Сравнение гласных и согласных.



Согласные твёрдые и мягкие.

Согласные звонкие и глухие.



Тренировка в звуко-буквенном анализе слов.





Дидактические игры на развитие навыка звуко-буквенного анализа.


Контроль за развитием навыка.

Повторение знаний о характеристиках согласных звуков.




Согласные звуки и изученные буквы.




Звуки [П], [П`]. Буква П.




звуки [Б], [Б`]. Буква Б.



Дифференциация [П]-[Б], [П`]-[Б`].




Тренировочные упражнения.




Звуки [Т], [Т`]. Буква Т.




Звуки [Д], [Д`]. Буква Д.




Дифференциация [Т]-[Д], [Т`]-[Д`].

Тренировочные упражнения.


Звуки [К], [К`]. Буква К.



Звуки [Г], [Г`], Буква Г.

Дифференциация [К]-[Г], [К`]-[Г`].

Тренировочные упражнения.




Звуки [С], [С`]. Буква С.

Звуки [З], [З`]. Буква З.




Дифференциация [С]-[З], [С`]-[З`].



Итоговое занятие.

Речь.

Предложение.

Слово.

Звуки и буквы.

Гласные и согласные.

Ударение.

Комплекс-слияние.

Твёрдые и мягкие согласные.

Звонкие и глухие согласные.

Двойные согласные.

15.09.14

16.09.14

22.09.14


23.09.14

29.09.14


30.09.14

6.10.14

7.10.14

13.10.14


14.10.14

20.10.14


21.10.14

27.10.14


28.10.14

10.11.14

11.11.14

17.11.14



18.11.14

24.11.14

25.11.14

1.12.14

2.12.14

8.12.14

9.12.14

15.12.14

16.12.14

22.12.14

23.12.14

29.12.14

30.12.14

12.01.15

13.01.15



19.01.15

20.01.15

26.01.15

27.01.15

2.02.15

3.02.15

9.02.15



10.02.15

16.02.15

17.02.15

24.02.15

2.03.15

3.03.15

10.03.15

16.03.15



17.03.15

23.03.15

24.03.15

30.03.15

31.03.15

6.04.15

7.04.15

13.04.15

14.04.15

20.04.15



21.04.15

27.04.15



28.04.15

5.05.15



12.05.15



Итого 63 занятия





Программа составлена по материалам Ястребовой А.В.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гофман Оксана Яковлевна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 157777


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства