kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приемы для развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы для развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приемы для развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи»

Речь:- это сложная функциональная система, в которой принято, выделять четыре стороны: произносительную (владение навыками произношения, интонационного оформления высказывания, усвоение звуко-слоговой структуры слова), семантическую (понимание собственной и обращенной речи), грамматическую (владение навыками словообразования, словоизменение, умением строить предложения различной конструкции), лексическую (владение достаточным словарным запасом. Только в том случае, когда ребенок овладел навыками всех четырех сторон речи, можно говорить о хорошем речевом развитии. Следует отметить, что развитие речи тесно связано с развитием иных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

В настоящее время отмечается тенденция увеличения детей с различными речевыми нарушениями, в том числе с общим недоразвитием речи (ОНР)- состоянием, при котором в большей или меньшей степени нарушены все выше перечисленные стороны речи. Причины этого явления разнообразны: от серьезных поражений головного мозга до соматической ослабленности ребенка и недостаточного внимания к развитию речи со стороны родителей.

В одних случаях ребенку требуется специальная медицинская и логопедическая помощь, в других- проблемы можно решить, или, по крайней мере уменьшить, собственными силами.

Предлагаем некоторые издания, работа по которым поможет преодолеть пробелы в речевом развитии, а также повысить уровень развития психических процессов.

Н .Э. Теремкова « Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР». Комплект состоит из четырех альбомов, каждый из которых включает задания по нескольким лексическим темам. Выполняя предложенные в альбомах упражнения с опорой на картинки, родители получают доступную информацию о том, что должен знать и уметь ребенок по каждой теме, а дети имеют возможность в игровой форме расширить словарный запас, овладеть грамматическим строем речи и навыками связной речи.

Практика показывает, что постановка звука может быть завершена в течение нескольких занятий, в то время, как введение звука в самостоятельную речь – более длительный процесс. Эффективность этого процесса во многом зависит от того, как к нему относятся окружающие, в первую очередь, родители ребенка. Существенную помощь в этом процессе автоматизации звука могут оказать пособия предлагаемые ниже.

Л .А. Комарова «Автоматизация звука в игровых упражнениях». Комплекс состоит из десяти альбомов, в каждом из которых представлена система упражнений для автоматизации определенного звука (имеется комплекс артикуляционной гимнастики). Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, звуко-слоговой структуры слова, лексико- грамматической стороны речи, формированию навыка звуко-буквенного анализа и синтеза Одновременно с этим в процессе выполнения заданий происходит развитие мелкой моторики, автоматизация памяти, внимания, мышления. Все это является профилактикой нарушений письменной речи ( дисграфии и дислексии).

С . В. Бурдина «Логопедическая тетрадь на звуки [С],[С’]» Комплект состоит из тетрадей на все наиболее сложны звуки. Каждая тетрадь включает в себя комплекс артикуляционной гимнастики, чистоговорки, различные задания для автоматизации того или иного звука. Выполнение каждого задания предполагает развитие какого-либо психического процесса, а также мелкой моторики.









Овладение речью- это сложный процесс становления которого происходит с момента рождения ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом. Особенно быстро развитие речевой активности происходит в раннем возрасте: от года до 3 лет. Именно в этот период нужно научить самостоятельно пользоваться словами, помогая ему овладеть речью.

К сожалению, в последние годы количество детей, имеющих речевые проблемы, резко возросло. Поэтому мы предлагаем некоторые приемы для развития речи.

  1. Диалог-образец

Речь взрослого в общении с ребенком имеет диалог. Где главное место принадлежит вопросу взрослого к ребенку, на который он сам же и дает ответ.

-Что я взяла?- Чашку.

-Что это такое? – Чашка.

-Что поставила? –Чашку. И т.п.

2. Разговор с самим собой

Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребенок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле» и т.п.

  1. Параллельный разговор

Взрослый описывает все действия ребенка: что он трогает, видит, слышит.

  1. Провокация, или искусственное непонимание ребенка.

Не спешить сразу же выполнить желание малыша: дайте другую игрушку, а не ту, на которую он указывает. Взрослый временно становится «глухим», «глупым»: «Я не понимаю, что ты хочешь: мишку или куклу?»

  1. Распространение

Взрослый продолжает и дополняет все сказанное ребенком, но без принуждения его к повторению.

Ребенок: «Сок».

Взрослый: «Да, сок». «Яблочный сок очень вкусный». «Сок наливают в кружку».

  1. Выбор

Альтернативные вопросы, типа: «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?», «Что ты будешь пить – молоко или чай?». В ходе ответа ребенок должен использовать речь. Потребность ребенка удовлетворяется только после речевых реакций.

  1. Опосредованное общение

В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т.п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребенка к простейшим высказываниям: «Угости хайку чаем. На, зайка чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».

  1. Игры с природными материалами

Уже на первом году жизни ребенок проявляет интерес к песку, воде, глине, дереву, бумаги. В этом заключен большой смысл : ребенок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его функции и т.п., то есть стремится к саморазвитие.

  1. Продуктивные виды деятельности

Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствуют появлению речевой активности ребенка.

  1. Ролевая игра

Дети с большим интересом играют в элементарные игры, организованные взрослым. «Телефон», «Поезд», «Магазин игрушек» и др. стимулируют речевое развитие малышей.

  1. Музыкальные игры

Шумовые инструменты, ритуальны игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребенка двигаться, подпевать. Но чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.

  1. Похвала

Очень важно хвалить и демонстрировать достижения ребенка в его присутствии другим членам семьи. Это стимулирует потребность в речевом общении.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Приемы для развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи

Автор: Каширина Виктория Павловна

Дата: 07.04.2024

Номер свидетельства: 648628

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Педагогическая консультация на тему: "Развитие навыка фонетически правильного письма у школьников с нарушениями речи""
    ["seo_title"] => string(117) "piedaghoghichieskaiakonsultatsiianatiemurazvitiienavykafonietichieskipravilnoghopismaushkolnikovsnarushieniiamiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "289941"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454888651"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) ""Применение современных, инновационных и развивающих технологий в развитие мелкой моторики рук у детей с ТМНР""
    ["seo_title"] => string(80) "primenenie_sovremennykh_innovatsionnykh_i_razvivaiushchikh_tekhnologii_v_razviti"
    ["file_id"] => string(6) "611627"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1660139988"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Статья: "Некоторые особенности детей с задержкой психического развития" "
    ["seo_title"] => string(81) "stat-ia-niekotoryie-osobiennosti-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "185978"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426261414"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Приемы развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях специальной(коррекционной) школы VIII вида. "
    ["seo_title"] => string(110) "priiemy-razvitiia-mielkoi-motoriki-u-dietiei-s-ovz-v-usloviiakh-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkoly-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "103179"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402570753"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства