Просмотр содержимого документа
«Приемы для развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи»
Речь:- это сложная функциональная система, в которой принято, выделять четыре стороны: произносительную (владение навыками произношения, интонационного оформления высказывания, усвоение звуко-слоговой структуры слова), семантическую (понимание собственной и обращенной речи), грамматическую (владение навыками словообразования, словоизменение, умением строить предложения различной конструкции), лексическую (владение достаточным словарным запасом. Только в том случае, когда ребенок овладел навыками всех четырех сторон речи, можно говорить о хорошем речевом развитии. Следует отметить, что развитие речи тесно связано с развитием иных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
В настоящее время отмечается тенденция увеличения детей с различными речевыми нарушениями, в том числе с общим недоразвитием речи (ОНР)- состоянием, при котором в большей или меньшей степени нарушены все выше перечисленные стороны речи. Причины этого явления разнообразны: от серьезных поражений головного мозга до соматической ослабленности ребенка и недостаточного внимания к развитию речи со стороны родителей.
В одних случаях ребенку требуется специальная медицинская и логопедическая помощь, в других- проблемы можно решить, или, по крайней мере уменьшить, собственными силами.
Предлагаем некоторые издания, работа по которым поможет преодолеть пробелы в речевом развитии, а также повысить уровень развития психических процессов.
Н .Э. Теремкова « Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР». Комплект состоит из четырех альбомов, каждый из которых включает задания по нескольким лексическим темам. Выполняя предложенные в альбомах упражнения с опорой на картинки, родители получают доступную информацию о том, что должен знать и уметь ребенок по каждой теме, а дети имеют возможность в игровой форме расширить словарный запас, овладеть грамматическим строем речи и навыками связной речи.
Практика показывает, что постановка звука может быть завершена в течение нескольких занятий, в то время, как введение звука в самостоятельную речь – более длительный процесс. Эффективность этого процесса во многом зависит от того, как к нему относятся окружающие, в первую очередь, родители ребенка. Существенную помощь в этом процессе автоматизации звука могут оказать пособия предлагаемые ниже.
Л .А. Комарова «Автоматизация звука в игровых упражнениях». Комплекс состоит из десяти альбомов, в каждом из которых представлена система упражнений для автоматизации определенного звука (имеется комплекс артикуляционной гимнастики). Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, звуко-слоговой структуры слова, лексико- грамматической стороны речи, формированию навыка звуко-буквенного анализа и синтеза Одновременно с этим в процессе выполнения заданий происходит развитие мелкой моторики, автоматизация памяти, внимания, мышления. Все это является профилактикой нарушений письменной речи ( дисграфии и дислексии).
С . В. Бурдина «Логопедическая тетрадь на звуки [С],[С’]» Комплект состоит из тетрадей на все наиболее сложны звуки. Каждая тетрадь включает в себя комплекс артикуляционной гимнастики, чистоговорки, различные задания для автоматизации того или иного звука. Выполнение каждого задания предполагает развитие какого-либо психического процесса, а также мелкой моторики.
Овладение речью- это сложный процесс становления которого происходит с момента рождения ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом. Особенно быстро развитие речевой активности происходит в раннем возрасте: от года до 3 лет. Именно в этот период нужно научить самостоятельно пользоваться словами, помогая ему овладеть речью.
К сожалению, в последние годы количество детей, имеющих речевые проблемы, резко возросло. Поэтому мы предлагаем некоторые приемы для развития речи.
Диалог-образец
Речь взрослого в общении с ребенком имеет диалог. Где главное место принадлежит вопросу взрослого к ребенку, на который он сам же и дает ответ.
-Что я взяла?- Чашку.
-Что это такое? – Чашка.
-Что поставила? –Чашку. И т.п.
2. Разговор с самим собой
Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребенок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле» и т.п.
Параллельный разговор
Взрослый описывает все действия ребенка: что он трогает, видит, слышит.
Провокация, или искусственное непонимание ребенка.
Не спешить сразу же выполнить желание малыша: дайте другую игрушку, а не ту, на которую он указывает. Взрослый временно становится «глухим», «глупым»: «Я не понимаю, что ты хочешь: мишку или куклу?»
Распространение
Взрослый продолжает и дополняет все сказанное ребенком, но без принуждения его к повторению.
Ребенок: «Сок».
Взрослый: «Да, сок». «Яблочный сок очень вкусный». «Сок наливают в кружку».
Выбор
Альтернативные вопросы, типа: «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?», «Что ты будешь пить – молоко или чай?». В ходе ответа ребенок должен использовать речь. Потребность ребенка удовлетворяется только после речевых реакций.
Опосредованное общение
В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т.п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребенка к простейшим высказываниям: «Угости хайку чаем. На, зайка чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».
Игры с природными материалами
Уже на первом году жизни ребенок проявляет интерес к песку, воде, глине, дереву, бумаги. В этом заключен большой смысл : ребенок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его функции и т.п., то есть стремится к саморазвитие.
Продуктивные виды деятельности
Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствуют появлению речевой активности ребенка.
Ролевая игра
Дети с большим интересом играют в элементарные игры, организованные взрослым. «Телефон», «Поезд», «Магазин игрушек» и др. стимулируют речевое развитие малышей.
Музыкальные игры
Шумовые инструменты, ритуальны игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребенка двигаться, подпевать. Но чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.
Похвала
Очень важно хвалить и демонстрировать достижения ребенка в его присутствии другим членам семьи. Это стимулирует потребность в речевом общении.