Занятие. (1 класс)
Тема: Предлоги НА, В.
Цели:
Практическое знакомство с предлогами НА, В. Закрепление предложных форм существительных.
Учить детей пользоваться предлогами НА, В в устной речи.
Предупреждение устного аграмматизма.
Практическое употребление существительных единственного числа в форме предложного падежа.
Учить обучающихся выделять предлоги НА, В в предложениях, составлять предложения с заданным предлогом по картинке, схеме и наглядной ситуации.
Активизация предметного словаря.
Оборудование: символы гласных звуков и звука Г, линейки с кружочками, схемы предлогов НА, В; мяч, коробка; сюжетные картинки (Бабочка села на цветок. Кот спит на стуле. Шишка растёт на ёлке.Ваза стоит на столе. Жучок сидит на листике. Карандаши стоят в встаканчике. Рыбка плавает в аквариуме. Гриб растёт в лесу. Молоко находится в холодильнике. Ключ вставили в замок. Груши и яблоки положили в корзину.); игрушка, кубик, салфетка, часы, книга, стакан, полотенце, газета, платок.
Ход занятия:
I. Орг.момент.
Работа со слогами со сменой гласных по линейке с кружочками.
ГА, ГО, ГУ, ГЫ, ГЭ, ГИ.
II. Актуализация знаний учащихся.
Игра "На чём можно ездить?" Вспомните виды транспота.
Образец ответа: На машине, на велосипеде, на поезде, на самолёте.
III. Знакомство с предлогом НА.
- Какое маленькое слово повторялось?
- Что обозначает маленькое слово НА? (На поверхности чего-то)
- Чтобы правильно построить предложение, необходимо помнить о маленьких, но очень важных словах, без которых предложение теряет смысл. Эти слова называются предлогами.
- Какая схема обозначает предлог НА?
- Составьте с предлогом НА предложения по наглядной ситуации (пенал, тетрадь, карандаш).
Тетрадь лежит на столе. Пенал лежит на парте. Карандаш лежит на книге.
IV. Работа надпредложеними с предлогом НА.
1) - Прослушайте предложения. Составьте схему предложения с предлогом НА.
Книги стоят на полке. Часы висят на стене. Дети гуляли на лужайке. Дети катались на каруселях. Зимой на деревьях лежит снег. На клумбе растут астры. На берёзах появились серёжки. На небе мерцают звёзды. На снегу виднелись следы.
2) Составьте предложения с предлогом НА.
Бабочка села на цветок. Кот спит на стуле. Шишка растёт на ёлке. Ваза стоит на столе. Жучок сидит на листике. Мальчик катается на лыжах.
3) Работа в тетрадях. Рассмотрите картинки.Составьте предложение к каждой картинке. Запишите схему.
- Сколько слов в предложении?
- Назовите предлог. На каком месте стоит предлог НА?
3) - Составьте предложения с данными словами.
На лугу, на сосне, надороге, на стадионе, на огороде, на крыше, на берегу, на траве.
V. Динамическая пауза.
Медвежата
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так.
Головой своей крутили,
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали. Вот так, вот так. Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили,
Вот так, вот так.
И из речки воду пили.
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали.
Вот так, вот так.
Выше лапы поднимали.
Ходьба на месте вперевалочку
Круговые движения головой поочередно в разные стороны
Наклоны в стороны, руки вперед
Ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед
Белка хлопает в ладоши,
Ёжик топает ногой,
Зайка скачет на лужайке,
А вот мишка косолапый
Вертит головой.
Cидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Зайке, мишке, мышке,
Ёжику, лисичке.
VI. Знакомство с предлогом В.
Упражнение "Во что завернём игрушку?"
- Посмотрите и назовите, что вы видите? (Салфетку, часы, книгу, стакан, полотенце, газету, платок.)
- У меня есть игрушка. Как вы думаете, во что из этих предметов можно завернуть игрушку?
- Какой предлог повторялся?
- Что обозначает предлог В?
- Какая схема подходит к предлогу В?
- Приведите свои примеры.
VII. Работа над предложеними с предлогом В.
1) Составьте предложения с предлогом В.
Карандашистоят в стаканчике.
Рыбка плавает в аквариуме.
. Гриб растёт в лесу. Молоко находится в холодильнике.
Ключ вставили в замок. Груши и яблоки положили в корзину.
2) Работа в тетрадях. Рассмотрите картинки.Составьте предложение к каждой картинке. Запишите схему.
- Сколько слов в предложении?
- Назовите предлог. На каком месте стоит предлог В?
3) Игра "Накрой стол для мишки" с опорой на картинки.
- У нас есть салфетки, конфеты, хлеб, масло, молоко, сахар. Составьте предложение о том, куда мы положим эти предметы.
Конфеты кладём . (в конфетницу).
Салфетки кладём . (в салфетницу).
Хлеб кладём. (в хлебницу).
Масло кладём. (в маслёнку).
Молоко кладём. (в молочник).
Сахар кладём. (в сахарницу).
- Вот и стол накрыт. Пожалуйста, мишка, угощайся!
VIII. Игот занятия.
- С какими предлогами познакомились? Что обозначает предлог НА? В?