Просмотр содержимого документа
«Причины трудностей в обучении»
Данный материал освещает проблемы школьной неуспеваемости, раскрывает их причины и предлагает рекомендации по их устранению.
Причины трудностей в обучении
Проблема школьной неуспеваемости является сегодня очень актуальной. Много детей с самого начала обучения попадают в разряд неуспевающих и на протяжении многих школьных лет несут на себе ярлык отстающих. То, что дети не усваивают материал полностью, само по себе не так страшно.
Негативные последствия сказываются на формировании личности ребенка: снижают его самооценку, смиряют ребенка с неуспехом, неспособностью, делают его пассивным, равнодушным к учебе, либо негативно настроенным на любое обучение.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос благополучным, успешным, счастливым человеком. И фундамент такого благополучия закладывается именно в школьные годы. Поэтому очень важно разобраться в причинах неуспеваемости ребенка и сделать все возможное, чтобы школа со своими жесткими требованиями и мерками не закладывала подводные камни в его будущей взрослой жизни.
От чего зависят трудности в обучении:
от недостаточной или несвоевременной сформированности отдельных функциональных систем психики ребенка,
от задержки психического развития.
В свою очередь, можно выделить две основные причины, ведущие к такой несформированности детской психики:
· неблагоприятные условия жизни, негативное влияние окружающей среды: сложные семейные отношения, плохие бытовые условия, вредные экологические воздействия,
педагогическая запущенность;
· специфика созревания мозга ребенка. Она заключается в неравномерном развитии отдельных областей мозга, наличием отклонений в их работе. Это может быть связано с неблагоприятным течением внутриутробного периода развития ребенка и патологическими родами. В последующем возникают трудности с определенными функциями психики — памятью, вниманием, мышлением, речью и связанных с ней письмом и чтением.
Выраженная патология нервной системы (врожденная или рано приобретенная) и связанные с этим грубые нарушение работы мозга изучаются в рамках дефектологии, которую недавно переименовали в "специальную психологию” и "коррекционную педагогику”.
Большая часть неуспевающих школьников имеют незначительные нарушения и обозначаются как минимальные мозговые дисфункции (ММД). Вследствие своей минимальности и парциальности эти отклонения никак не проявляются в дошкольном детстве, но обнаруживают себя с началом обучения в школе. Большие интеллектуальные нагрузки, высокий темп обучения и строгий контроль результатов ложится непомерным грузом на еще не сложившиеся структуры мозга, обеспечивающие состояние психики.
Трудности в обучении могут быть связаны с отсутствием взаимодействия между психическими процессами:
· ребенок не может освоить действия по пространственному анализу и синтезу, значимых для обучения счету, письму, чтению. Пространственные понятия складываются на основе представлений о схеме собственного тела и двигательной активности в реальном, жизненном пространстве;
· компьютерные игры с пространственными конфигурациями на экране не могут заменить ребенку игры в жмурки, прятки, догонялки и им подобные в многомерном реальном пространстве.
Ранняя компьютеризация дошкольников является серьезной причиной позднего формирования взаимосвязей психических функций.
Если психику ребенка представить в виде тумбы с множеством выдвижных ящичков, в которых хранится информация, то чтобы воспользоваться этой информацией, нужно знать, какие именно ящички и в какой последовательности выдвигать. Именно это нарабатывается в активных действиях, предметных и подвижных играх.
Необходимо соответствие между педагогическими требованиями к ребенку и его возможностями, в том числе возможностями психики и нервной системы. Несоответствие и приводит к трудностям в обучении.
Психическая функция никогда не нарушается полностью и всегда остаются сохраненными многие составляющие детской психики.
На этом основывается психологическая коррекция и лечебная педагогика: пострадавшие составляющие психической функции
можно компенсировать за счет полноценно работающих звеньев внутри этой функции и других здоровых психических процессов. Если малыш не успевает в школе, обязательно следует разобраться в причинах этой неуспеваемости с детским психологом.
Это позволит подобрать для ребенка развивающие игры: интеллектуальные,
подвижные,
ролевые,
рисование,
лепку,
вырезание,
конструирование,
музыкальные занятия,
хоровое пение,
занятие ритмикой,
хореографией.
Благодаря развитию сохраненной психической функции произойдет компенсация более слабой функции и ребенку будет легче справиться со школьными заданиями.