Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения.
Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения.
Адаптация ребёнка - довольно длительный процесс. Не день, не неделя потребуется для того, чтобы малыш освоился в школе по- настоящему. Ребёнок приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизует систему адаптационных реакций.
Адаптация к школе далеко не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых детей она не наступает совсем и тогда приходится говорить о социально – психологической дезадаптации ребёнка к школе, которая ведёт к серьёзным последствиям для него вплоть до невозможности получить полноценное образование и найти своё место в жизни.
Какие же причины лежат в основе школьной дезадаптации?
Одной из главных причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым существующей системой обучения, иначе говоря, отсутствие «Школьной зрелости».
В числе других причин можно назвать недостаточный уровень интеллектуального развития ребёнка, его социальную незрелость, неумение общаться с окружающими, неудовлетворительное состояние здоровья.
Всё это – комплекс « внутренних причин», так называемые «проблемы ребёнка».
Однако существуют и «внешние» причины школьной дезадаптации, «проблемы учителя»: несоответствующие возможностям ребёнка содержание обучения и методика преподавания, сама личность, учителя, стиль его отношений с детьми и родителями и т. п. Чаще всего эти факторы существуют взаимосвязано, вытекают один из другого, а в целом приводят к вполне определённым трудностям обучения.
Всё многообразие школьных трудностей можно условно разделить на два типа:
- специфические, имеющие в основе те или иные нарушения развития моторики, зрительного и пространственного восприятия, речевого развития;
- неспецифические, вызванные общей ослабленностью организам, низкой работоспособностью, низким индивидуальным темпом деятельности.
В результате дезадаптации у ребёнка проявляется весь комплекс неспецифических трудностей, связанных прежде всего с нарушением деятельности.На уроке такой ученик отличается неорганизованностью, повышенной отвлекаемостью, пассивностью, замедленным темпом деятельности. Он не способен понять задание, осмыслить его целиком и сосредоточенно, без отвлечений и дополнительных напоминаний выполнить, он не умеет работать обдуманно, по плану ( а не методом проб и ошибок).
Письмо такого ученика выделяется неустойчивым почерком. Ошибки выражаются в недописывании букв, слов, случайных пропусках, и заменах букв. Эти же трудности характерны и для чтения.
При обучении математики трудности выражаются в неустойчивом почерке( цифры неровные, растянутые), трудностях переноса вербальной инструкции в конкретное действие.
Всё перечисленное выше является лишь частью внешних проявлений школьной дезадаптации. Несоответствие уровня психофизиологического состояния ребёнка ведёт в конечном итогк к школьной неуспеваемости, которая ведёт в свою очередь, усугубляет имеющееся неблагополучие.
Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит, несомненно, учителю. Учителю необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребёнку ситуации успеха на уровне, во время перемены во внешкольной деятельности, в общении с первоклассниками. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребёнка школьной дезадаптации и трудностей обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения.»
Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения.
Адаптация ребёнка - довольно длительный процесс. Не день, не неделя потребуется для того, чтобы малыш освоился в школе по- настоящему. Ребёнок приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизует систему адаптационных реакций.
Адаптация к школе далеко не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых детей она не наступает совсем и тогда приходится говорить о социально – психологической дезадаптации ребёнка к школе, которая ведёт к серьёзным последствиям для него вплоть до невозможности получить полноценное образование и найти своё место в жизни.
Какие же причины лежат в основе школьной дезадаптации?
Одной из главных причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым существующей системой обучения , иначе говоря, отсутствие «Школьной зрелости» .
В числе других причин можно назвать недостаточный уровень интеллектуального развития ребёнка, его социальную незрелость, неумение общаться с окружающими, неудовлетворительное состояние здоровья.
Всё это – комплекс « внутренних причин» , так называемые «проблемы ребёнка».
Однако существуют и «внешние» причины школьной дезадаптации , «проблемы учителя»: несоответствующие возможностям ребёнка содержание обучения и методика преподавания, сама личность, учителя, стиль его отношений с детьми и родителями и т. п. Чаще всего эти факторы существуют взаимосвязано, вытекают один из другого, а в целом приводят к вполне определённым трудностям обучения.
Всё многообразие школьных трудностей можно условно разделить на два типа:
- специфические , имеющие в основе те или иные нарушения развития моторики, зрительного и пространственного восприятия, речевого развития;
- неспецифические, вызванные общей ослабленностью организам, низкой работоспособностью, низким индивидуальным темпом деятельности.
В результате дезадаптации у ребёнка проявляется весь комплекс неспецифических трудностей, связанных прежде всего с нарушением деятельности.На уроке такой ученик отличается неорганизованностью, повышенной отвлекаемостью, пассивностью, замедленным темпом деятельности. Он не способен понять задание, осмыслить его целиком и сосредоточенно, без отвлечений и дополнительных напоминаний выполнить, он не умеет работать обдуманно, по плану ( а не методом проб и ошибок).
Письмо такого ученика выделяется неустойчивым почерком. Ошибки выражаются в недописывании букв, слов, случайных пропусках, и заменах букв. Эти же трудности характерны и для чтения.
При обучении математики трудности выражаются в неустойчивом почерке( цифры неровные, растянутые), трудностях переноса вербальной инструкции в конкретное действие.
Всё перечисленное выше является лишь частью внешних проявлений школьной дезадаптации. Несоответствие уровня психофизиологического состояния ребёнка ведёт в конечном итогк к школьной неуспеваемости, которая ведёт в свою очередь , усугубляет имеющееся неблагополучие.
Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит, несомненно, учителю. Учителю необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребёнку ситуации успеха на уровне, во время перемены во внешкольной деятельности , в общении с первоклассниками. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребёнка школьной дезадаптации и трудностей обучения.