Назначение: помочь учителю-логопеду в организации и проведении систематических и разнообразных по тематике занятий по развитию связной речи и обогащению словарного запаса младших школьников, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практический материал: ТЕКСТ. ВЫДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ СВЯЗНОГО ТЕКСТА. ТЕМА ТЕКСТА. ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ.»
Тема: Текст. Выделение признаков связного текста. Тема текста. Главная мысль.
Цель: познакомить с понятием "Тема", учить определять тему текста, научить выделять главную мысль текста, учить выделять признаки текста.
Текст - группа предложений, связанных по смыслу, записанных в строгом порядке.
Тема текста - это о ком или о чем говорится в тексте.
Главная мысль - это то, что говорится в тексте о предмете.
Опорные слова - это слова, по которым можно определить тему текста.
№ 1.
1. Предложение в устной речи.
Прослушайте текст. Определите сколько в нём предложений.
Витя ходит в школу. У Вити новый учебник. Он учит стихи. Мальчик любит читать.
- Связаны ли между собой по смыслу эти предложения?
- О чём в них говорится?
- Озаглавьте текст. (Школьник)
2. В письменной речи.
На доске текст.
Лёва и Сёма удили рыбу. Они поймали окуня. Бабушка сварит уху.
- Сколько предложений?
- Как определили?
- Можно ли не читая текста, определить сколько в нём предложений?
- Как? (точка )
- Прочитайте хором первое слово каждого предложения.
- Как нашли эти слова? (написано с большой буквы)
- Озаглавьте текст.
3. Признаки предложений.
В предложении о чём-либо сообщается. В каждом предложении выражена законченная мысль.
- Выпишите только предложения.
мама быстро
гуси были на пруду
лапки жука
Никита гнал гусей к дому
спрятался под кустом
4.Составление предложений о детях.
- Почему все предложения о детях получились разными?
- В каждом предложении о детях сообщается что-то своё, новое, т.е. сообщаются разные мысли.
№ 2.
1. Речевая разминка.
Дополни:
По реке плывёт большой ……
Спелый …… лежит на тарелке.
Алёша читает ……..
На коврике у печки спит …..
2. Прочитайте текст с доски (целыми словами); подумайте, подходит ли заглавие к содержанию текста.
Лиса.
Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах. А капкан цап лису за лапу!
- О ком здесь рассказывается?
- Какие две картинки можно нарисовать к тексту?
- Что было с лисой сначала?
- Из какого предложения вы об этом узнали? Прочитайте 1 предложение.
- Что случилось потом?
- Прочитайте два следующих предложения.
- Чем всё кончилось?
- Прочитайте последнее предложение.
В рассказе всегда сообщается какой-нибудь случай и рассказывается всё по порядку: что было сначала, потом и чем всё кончилось.
- Соответствует ли заглавие содержанию текста?
- Подходит ли оно к содержанию каждого предложения?
- Какой же случай произошёл в лесу?
- В каком предложении заключается основная (главная) мысль рассказа? (в последнем)
- Можно ли озаглавить рассказ «Случай в лесу» или «Полакомилась»?
- Почему можно?
В рассказе или в связном тексте все предложения объединены общим смыслом и могут быть озаглавлены. Заглавие подходит ко всему содержанию и охватывает все предложения.
3. Прочитайте предложения.
Лес был густой. Лиса была голодна.
- Назовите предложение, которое подходит по смыслу к содержанию рассказа.
- Поможет ли это предложение лучше понять общий смысл рассказа?
- Где его надо вставить?
- Прочитаем дополненный текст.
- Какими словами надо заменить слово лиса, чтобы оно не повторялось в тексте несколько раз? (она, рыжая, бедняга)
4. Запись отредактированного рассказа.
Первое предложение с красной строки. Дети перечитывают рассказ с доски и переписывают в тетради.
5. – Почему предложение «Лес был густой» лишнее и его не надо включать в рассказ?