kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практический материал: ТЕКСТ. ВЫДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ СВЯЗНОГО ТЕКСТА. ТЕМА ТЕКСТА. ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Назначение: помочь учителю-логопеду в организации и проведении систематических и разнообразных по тематике занятий по развитию связной речи и обогащению словарного запаса младших школьников, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практический материал: ТЕКСТ. ВЫДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ СВЯЗНОГО ТЕКСТА. ТЕМА ТЕКСТА. ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ.»

Тема: Текст. Выделение признаков связного текста. Тема текста. Главная мысль.


Цель: познакомить с понятием "Тема", учить определять тему текста, научить выделять главную мысль текста, учить выделять признаки текста.


Текст - группа предложений, связанных по смыслу, записанных в строгом порядке.


Тема текста - это о ком или о чем говорится в тексте.


Главная мысль - это то, что говорится в тексте о предмете.


Опорные слова - это слова, по которым можно определить тему текста.


№ 1.

1. Предложение в устной речи.

Прослушайте текст. Определите сколько в нём предложений.

Витя ходит в школу. У Вити новый учебник. Он учит стихи. Мальчик любит читать.

- Связаны ли между собой по смыслу эти предложения?

- О чём в них говорится?

- Озаглавьте текст. (Школьник)


2. В письменной речи.

На доске текст.

Лёва и Сёма удили рыбу. Они поймали окуня. Бабушка сварит уху.

- Сколько предложений?

- Как определили?

- Можно ли не читая текста, определить сколько в нём предложений?

- Как? (точка )

- Прочитайте хором первое слово каждого предложения.

- Как нашли эти слова? (написано с большой буквы)

- Озаглавьте текст.


3. Признаки предложений.

В предложении о чём-либо сообщается.
В каждом предложении выражена законченная мысль.

- Выпишите только предложения.

  • мама быстро

  • гуси были на пруду

  • лапки жука

  • Никита гнал гусей к дому

  • спрятался под кустом


4.Составление предложений о детях.

- Почему все предложения о детях получились разными?

- В каждом предложении о детях сообщается что-то своё, новое, т.е. сообщаются разные мысли.


№ 2.

1. Речевая разминка.

Дополни:

По реке плывёт большой ……

Спелый …… лежит на тарелке.

Алёша читает ……..

На коврике у печки спит …..


2. Прочитайте текст с доски (целыми словами); подумайте, подходит ли заглавие к содержанию текста.



Лиса.

Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах. А капкан цап лису за лапу!

- О ком здесь рассказывается?

- Какие две картинки можно нарисовать к тексту?

- Что было с лисой сначала?

- Из какого предложения вы об этом узнали? Прочитайте 1 предложение.

- Что случилось потом?

- Прочитайте два следующих предложения.

- Чем всё кончилось?

- Прочитайте последнее предложение.


В рассказе всегда сообщается какой-нибудь случай и рассказывается всё по порядку: что было сначала, потом и чем всё кончилось.


- Соответствует ли заглавие содержанию текста?

- Подходит ли оно к содержанию каждого предложения?

- Какой же случай произошёл в лесу?

- В каком предложении заключается основная (главная) мысль рассказа? (в последнем)

- Можно ли озаглавить рассказ «Случай в лесу» или «Полакомилась»?

- Почему можно?


В рассказе или в связном тексте все предложения объединены общим смыслом и могут быть озаглавлены. Заглавие подходит ко всему содержанию и охватывает все предложения.


3. Прочитайте предложения.

Лес был густой. Лиса была голодна.

- Назовите предложение, которое подходит по смыслу к содержанию рассказа.

- Поможет ли это предложение лучше понять общий смысл рассказа?

- Где его надо вставить?

- Прочитаем дополненный текст.

- Какими словами надо заменить слово лиса, чтобы оно не повторялось в тексте несколько раз? (она, рыжая, бедняга)


4. Запись отредактированного рассказа.

Первое предложение с красной строки. Дети перечитывают рассказ с доски и переписывают в тетради.


5. – Почему предложение «Лес был густой» лишнее и его не надо включать в рассказ?




4


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Войтюк Лэйсэн Минехатовна

Дата: 17.06.2016

Номер свидетельства: 335061

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ". "
    ["seo_title"] => string(98) "proiekt-uroka-russkogo-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-samostoiatiel-nyie-i-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "114450"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411493131"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Творческая работа "Первоцветы" "
    ["seo_title"] => string(34) "tvorchieskaia-rabota-piervotsviety"
    ["file_id"] => string(6) "129088"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415634342"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Рабочая программа окр. мир "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-okr-mir"
    ["file_id"] => string(6) "113062"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1409109757"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "План по самообразованию в подготовительной группе"
    ["seo_title"] => string(54) "plan_po_samoobrazovaniiu_v_podghotovitiel_noi_ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "426810"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1504104841"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства