В статье раскрываются основные аспекты обучения детей в школе, которые имеют те или иные проблемы. У них нарушено поведени, память, внимание. Даются рекомендации поведения по отношению к этим детям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Познавательная деятельность детей с ОВЗ»
Особенности познавательной деятельности детей с ТНР (V вид):
У детей с ТНР по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности и нарушения эмоционально-волевой сферы. Выделяют три степени фиксированности и эмоционального отношения детей к своему дефекту:
- нулевая степень – дети не испытывают стеснения от неполноценности речи, спокойно вступают в контакт со сверстниками и взрослыми людьми;
- умеренная степень – дети испытывают неприятные переживания, скрывают свой дефект, тем не менее это не выливается в постоянное, тягостное чувство собственной неполноценности;
- выраженная степень – дети постоянно фиксированы на своём речевом недостатке, глубоко переживают его, для них характерен уход в болезнь, самоуничижение, навязчивые мысли и выраженный страх перед речью.
Расстройства в эмоционально – волевой сфере не только снижают и ухудшают работоспособность детей, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезодаптации.
Особую значимость в работе с такими детьми приобретает психопрофилактика и психокоррекция особенностей эмоционально – личностного развития.
Детям с ТНР необходим более благоприятный (облегчённый) режим обучения. Такой режим характеризуется не снижением уровня требований к усвоению программного материала, а организацией режима обучения. Они нуждаются в особой психологической поддержке со стороны учителя. Это выражается в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрении и т. п. Не следует перебивать ребёнка, пока он не закончит фразу и заканчивать фразу за него. Если часто перебивать речь ребёнка, он начнёт ещё больше спешить и нервничать, чтобы успеть всё сказать. Задачи, которые ставятся перед классом в целом в учебном процессе, для таких детей должны детализироваться, инструкции – носить более дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения. В тех случаях, когда у ребёнка отмечаются стойкие ошибки письма и чтения, не следует его заставлять многократно повторять выполнение одних и тех же заданий. В этом случае ребёнок нуждается в специализированной логопедической помощи с использованием коррекционных методов обучения письму и чтению.
При общении с учащимися с ТНР педагог должен обращать большое внимание на качество своей речи, поскольку от этого будет зависеть качество восприятия учебного материала детьми. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. А главное, общий фон поведения учителя и обращения к детям (мимика, жесты, интонация) должен быть благожелательным, вызывать у ребёнка желание сотрудничать.
Учителя должны ориентировать родителей на коррекцию развитие речемыслительной деятельности детей, переносить требования к их речи в условиях семейного воспитания.
При организации коррекционно – педагогической помощи детям с тяжёлыми речевыми нарушениями необходимо следовать принципу комплексности и взаимодополнительности медицинских, психологических и педагогических методов воздействия.
Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР (VII вид):
ЗПР – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций. ЗПР проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально – волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности (интеллектуальные способности ребёнка не соответствуют возрасту). Характерными признаками задержки психического развития являются:
- ограниченный, не соответствующий возрасту ребёнка запас знаний и представлений об окружающем мире;
- низкий уровень познавательной активности;
- недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения;
- низкая способность к приёму и переработке информации;
- быстрая пресыщаемость в интеллектуальной деятельности;
- преобладание игровых интересов.
Развитие отличается неравномерностью нарушения различных психических функций; при этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью.
При обучении детей с ЗПР необходимо осуществление индивидуального подхода с учётом типологических особенностей развития личности. Существуют общие методические требования при организации образовательного процесса детей с ЗПР, которых должен придерживаться педагог. Каждая форма педагогического взаимодействия должна иметь три чётко определённые цели: образовательную, воспитательную и коррекционно – развивающую.
Изложение учебного материала должно соответствовать возможностям детей, опираться на наглядность с использованием ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания). Учителю необходимо выделить в каждой теме базовый материал, который необходимо многократно закреплять, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Необходимо тщательно подбирать наглядный материал для занятий и размещать его таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребёнка. Для поддержания устойчивого произвольного внимания необходимы следующие условия: а) отчётливое понимание ребёнком конкретной задачи, инструкции при выполнении деятельности, б) привычные условия работы, в) отработанный алгоритм выполнения, г) благоприятные условия для деятельности.
Приёмы развития внимания: различные виды диктантов, редактирование текста, выборочное чтение текста и т.д. При проведении упражнений необходимо дать чёткую инструкцию. Необходимо дробить многоступенчатые инструкции на простые. При объяснении применять игровые моменты, яркую наглядность. Обязательный этап работы на уроке – организация самопроверки, а также словесная самооценка деятельности.
При организации обучения детей с ослабленной памятью необходимо учитывать следующие направления: опора на зрительную, двигательную или слуховую память. Смысловое запоминание эффективнее на основе выделения главного, визуализация на основе ярких и несложных таблиц, схем. Используется многократное повторение материала, и дробление его на смысловые части для рационального объёма предъявляемой информации.
Для формирования положительного отношения к учёбе необходимо заботиться о создании положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность детей, исключать иронию, упрёки, избегать отрицательных высказываний, приказных форм, сравнений с другими детьми. Необходимо создавать ситуацию успеха, которая формирует чувство уверенности в себе. Очень важна последовательность и единство требований взрослого на уроке. Одним из важнейших факторов успешного усвоения программного материала каждым учеником является сочетание фронтальных и индивидуально – групповых форм работы. Сочетание индивидуально- групповой и коллективной работы обеспечивает оптимальный темп работы для каждого ученика. Одним из апробированных способов сочетания коллективных форм работы с индивидуальным подходом является использование дифференцированных заданий разной степени трудности. Предъявленное для детей задание делится на 2 части: обязательную и желательную. Это позволит слабым учащимся, не торопясь, выполнить обязательную часть, а сильным дополнительную. Необходимо продумывать на уроке возможность смены видов деятельности, включая в структуру урока динамические паузы, здоровьесберегающие технологии.
В поурочном планировании педагога, обучающего детей с ЗПР в общеобразовательном классе, важно учитывать деятельность ребёнка с задержкой психического развития. Рекомендуется разработка календарно – тематического планирования с включением в него коррекционно – развивающих заданий.