kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательная деятельность детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются основные аспекты обучения детей в школе, которые имеют те или иные проблемы. У них нарушено поведени, память, внимание. Даются рекомендации поведения по отношению к этим детям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательная деятельность детей с ОВЗ»

Особенности познавательной деятельности детей с ТНР (V вид):

У детей с ТНР по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности и нарушения эмоционально-волевой сферы. Выделяют три степени фиксированности и эмоционального отношения детей к своему дефекту:

- нулевая степень – дети не испытывают стеснения от неполноценности речи, спокойно вступают в контакт со сверстниками и взрослыми людьми;

- умеренная степень – дети испытывают неприятные переживания, скрывают свой дефект, тем не менее это не выливается в постоянное, тягостное чувство собственной неполноценности;

- выраженная степень – дети постоянно фиксированы на своём речевом недостатке, глубоко переживают его, для них характерен уход в болезнь, самоуничижение, навязчивые мысли и выраженный страх перед речью.

Расстройства в эмоционально – волевой сфере не только снижают и ухудшают работоспособность детей, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезодаптации.


Особую значимость в работе с такими детьми приобретает психопрофилактика и психокоррекция особенностей эмоционально – личностного развития.

  1. Детям с ТНР необходим более благоприятный (облегчённый) режим обучения. Такой режим характеризуется не снижением уровня требований к усвоению программного материала, а организацией режима обучения. Они нуждаются в особой психологической поддержке со стороны учителя. Это выражается в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрении и т. п. Не следует перебивать ребёнка, пока он не закончит фразу и заканчивать фразу за него. Если часто перебивать речь ребёнка, он начнёт ещё больше спешить и нервничать, чтобы успеть всё сказать. Задачи, которые ставятся перед классом в целом в учебном процессе, для таких детей должны детализироваться, инструкции – носить более дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения. В тех случаях, когда у ребёнка отмечаются стойкие ошибки письма и чтения, не следует его заставлять многократно повторять выполнение одних и тех же заданий. В этом случае ребёнок нуждается в специализированной логопедической помощи с использованием коррекционных методов обучения письму и чтению.

  2. При общении с учащимися с ТНР педагог должен обращать большое внимание на качество своей речи, поскольку от этого будет зависеть качество восприятия учебного материала детьми. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. А главное, общий фон поведения учителя и обращения к детям (мимика, жесты, интонация) должен быть благожелательным, вызывать у ребёнка желание сотрудничать.

  3. Учителя должны ориентировать родителей на коррекцию развитие речемыслительной деятельности детей, переносить требования к их речи в условиях семейного воспитания.

При организации коррекционно – педагогической помощи детям с тяжёлыми речевыми нарушениями необходимо следовать принципу комплексности и взаимодополнительности медицинских, психологических и педагогических методов воздействия.









Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР (VII вид):

ЗПР – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций. ЗПР проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально – волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности (интеллектуальные способности ребёнка не соответствуют возрасту). Характерными признаками задержки психического развития являются:

- ограниченный, не соответствующий возрасту ребёнка запас знаний и представлений об окружающем мире;

- низкий уровень познавательной активности;

- недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения;

- низкая способность к приёму и переработке информации;

- быстрая пресыщаемость в интеллектуальной деятельности;

- преобладание игровых интересов.

Развитие отличается неравномерностью нарушения различных психических функций; при этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью.

При обучении детей с ЗПР необходимо осуществление индивидуального подхода с учётом типологических особенностей развития личности. Существуют общие методические требования при организации образовательного процесса детей с ЗПР, которых должен придерживаться педагог. Каждая форма педагогического взаимодействия должна иметь три чётко определённые цели: образовательную, воспитательную и коррекционно – развивающую.

  1. Изложение учебного материала должно соответствовать возможностям детей, опираться на наглядность с использованием ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания). Учителю необходимо выделить в каждой теме базовый материал, который необходимо многократно закреплять, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Необходимо тщательно подбирать наглядный материал для занятий и размещать его таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребёнка. Для поддержания устойчивого произвольного внимания необходимы следующие условия: а) отчётливое понимание ребёнком конкретной задачи, инструкции при выполнении деятельности, б) привычные условия работы, в) отработанный алгоритм выполнения, г) благоприятные условия для деятельности.

  2. Приёмы развития внимания: различные виды диктантов, редактирование текста, выборочное чтение текста и т.д. При проведении упражнений необходимо дать чёткую инструкцию. Необходимо дробить многоступенчатые инструкции на простые. При объяснении применять игровые моменты, яркую наглядность. Обязательный этап работы на уроке – организация самопроверки, а также словесная самооценка деятельности.

  3. При организации обучения детей с ослабленной памятью необходимо учитывать следующие направления: опора на зрительную, двигательную или слуховую память. Смысловое запоминание эффективнее на основе выделения главного, визуализация на основе ярких и несложных таблиц, схем. Используется многократное повторение материала, и дробление его на смысловые части для рационального объёма предъявляемой информации.

  4. Для формирования положительного отношения к учёбе необходимо заботиться о создании положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность детей, исключать иронию, упрёки, избегать отрицательных высказываний, приказных форм, сравнений с другими детьми. Необходимо создавать ситуацию успеха, которая формирует чувство уверенности в себе. Очень важна последовательность и единство требований взрослого на уроке. Одним из важнейших факторов успешного усвоения программного материала каждым учеником является сочетание фронтальных и индивидуально – групповых форм работы. Сочетание индивидуально- групповой и коллективной работы обеспечивает оптимальный темп работы для каждого ученика. Одним из апробированных способов сочетания коллективных форм работы с индивидуальным подходом является использование дифференцированных заданий разной степени трудности. Предъявленное для детей задание делится на 2 части: обязательную и желательную. Это позволит слабым учащимся, не торопясь, выполнить обязательную часть, а сильным дополнительную. Необходимо продумывать на уроке возможность смены видов деятельности, включая в структуру урока динамические паузы, здоровьесберегающие технологии.

  5. В поурочном планировании педагога, обучающего детей с ЗПР в общеобразовательном классе, важно учитывать деятельность ребёнка с задержкой психического развития. Рекомендуется разработка календарно – тематического планирования с включением в него коррекционно – развивающих заданий.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Познавательная деятельность детей с ОВЗ

Автор: Светлана Михайловна Черявко

Дата: 16.02.2018

Номер свидетельства: 457757

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Обмен опыта по теме «Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ». "
    ["seo_title"] => string(115) "obmien-opyta-po-tiemie-didaktichieskaia-ighra-kak-sriedstvo-razvitiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-dietiei-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "203183"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429437451"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Изучение географии в школе детьми с ОВЗ"
    ["seo_title"] => string(48) "izuchieniie_ghieoghrafii_v_shkolie_diet_mi_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "348300"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476190943"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ. "
    ["seo_title"] => string(106) "riealizatsiia-individual-nogho-i-diffierientsirovannogho-podkhodov-v-obuchienii-i-vospitanii-dietiei-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "246709"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446447704"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) ""Пути развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ в условиях детского сада""
    ["seo_title"] => string(80) "puti_razvitiia_poznavatelnoi_deiatelnosti_u_detei_s_ovz_v_usloviiakh_detskogo_sa"
    ["file_id"] => string(6) "476858"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1535721437"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Презентация по теме "Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(118) "priezientatsiia-po-tiemie-didaktichieskaia-ighra-kak-sriedstvo-razvitiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-dietiei-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "203180"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429437314"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства