Педагогические средства включения детей с различными возможностями в образовательное пространство урока.
Педагогические средства включения детей с различными возможностями в образовательное пространство урока.
Основная цель педагога — обустройство среды учения и социализации, обеспечение такой компетентности как самостоятельность в учении, т. е. формирование у ребёнка учебно-познавательных мотивов и учебных действий.
Этапы формирования учебной деятельности.
Компоненты учебного действия (по П.Я. Гальперину)
Ориентировочные действия — целеполагание.
Формирование интереса к выполнению действий, потребность в освоении способа действия, целеполагание.
Методики:
Создание ситуации успеха;
Использование сказочных сюжетов;
Создание игровых ситуаций.
Исполнительские действия — выполнение выделенных операций в конкретных условиях.
Осуществление поиска и моделирования нового способа действий, применение его, контроль правильности выполнения.
Методика формирования умений и навыков: выполнение действия в предметном, словесном, умственном плане.
УЗНы, а не ЗУНы.!
Сначала формируется умение, затем при осмыслении действия оно превращается в знание, и только потом можно вести речь о навыке.
Организация обсуждения выполненных действий и обоснования их правильности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогические средства включения детей с различными возможностями в образовательное пространство урока. »
Педагогические средства включения детей с различными возможностями в образовательное пространство урока.
Памятка для учителя
По материалам сборника ККИПКППРО «Инклюзивное образование младших школьников»
Основная цель педагога — обустройство среды учения и социализации, обеспечение такой компетентности как самостоятельность в учении, т. е. формирование у ребёнка учебно-познавательных мотивов и учебных действий.
Этапы формирования учебной деятельности.
Компоненты учебного действия (по П.Я. Гальперину)
Ориентировочные действия — целеполагание.
Формирование интереса к выполнению действий, потребность в освоении способа действия, целеполагание.
Методики:
Создание ситуации успеха;
Использование сказочных сюжетов;
Создание игровых ситуаций.
Исполнительские действия — выполнение выделенных операций в конкретных условиях.
Осуществление поиска и моделирования нового способа действий, применение его, контроль правильности выполнения.
Методика формирования умений и навыков: выполнение действия в предметном, словесном, умственном плане.
УЗНы, а не ЗУНы.!!!
Сначала формируется умение, затем при осмыслении действия оно превращается в знание, и только потом можно вести речь о навыке.
Организация обсуждения выполненных действий и обоснования их правильности.
Контрольно-корректировочные действия.
Методики:
Методика работы над ошибками:
Выяснение того, какие ошибки можно допустить и каков характер этих ошибок.
Знаковая фиксация ошибок.
Упорядочивание ошибок.
Составление контролирующей карточки. Главное: сначала учимся действовать, а потом составляем карточку.
Организация детского целеполагания.
Для младшего школьника цель может быть: практическая, учебно-познавательная, учебная.
Действие целеполагания представлено цепочкой:
столкновение с невозможностью выполнить практическое действие;
осознание причины неуспешного действия — собственного дефицита;
определение направления движения и конкретных шагов.
Приёмы организации целеполагания:
Показ детям возможного движения в материале от незнания к знанию с помощью схематизации осваиваемого содержания.
Использование содержательной оценки как способа выдвижения цели.
Создание учебной ситуации.
Использование детьми карты знаний и умений по теме учебного предмета.
Организация деятельности наблюдения.
Признаки сформированности детской деятельности наблюдения:
Осознанность;
Планомерное описание;
Удержание задачи наблюдения;
Восприимчивость к помощи педагога.
Организация моделирования.
Модель отражает существенные признаки изучаемого предмета и программу действий с ним.
При моделировании ученик выполняет следующие действия:
Строит модель.
Читает модель.
Преобразует модель.
Формирование детского действия контроля и оценки.
Безотметочное оценивание строится на следующих принципах:
Выработка шкал оценивания детьми совместно с учителем.
Самооценка ребёнка должна предшествовать оценке учителя.
Содержательное оценивание производится на основе действия контроля.
Предоставление школьникам права на самостоятельный выбор сложности и объёма заданий.
Использование особых форм оценки творчества и инициативы школьников.
Приёмы формирования детского действия контроля и оценки:
Создание психологически комфортных условий, формирование доверия, общей самооценки школьника;
Создание ситуаций недоопределённости. Развивать умение знать о своём знании и незнании.
Введение схеметических средств контроля и оценки.
Представление разделов и тем учебного предмета в виде набора умений, которые необходимо усвоить.
Постоянное использование средств фиксации продвижения ребёнка в предмете.
Организация самостоятельной диагностико-коррекционной работы школьников на уроке (работы над ошибками)
Проведение специальных видов работ для выращивания у ребят способности самостоятельного оценивания
Использование прогностической и процессуальной оценки.
Организация учебного сотрудничества.
Техники:
Конструирование специальных учебных заданий;
Организация детской коммуникации;
Организация работы детей в малых группах.
Механизм организации учебного сотрудничества:
Конструирование специальных учебных заданий, в содержании которых заключена возможность вариантов позиций при решении задачи.
Предоставление детям возможности самостоятельного выполнения заданий индивидуально или в группах.
Набор вариантов решения проблемы, полученных в ходе самостоятельного решения в группах и индивидуально и поляризация их.
Обеспечение аргументации детьми полученных ими вариантов решения, понимания и фиксации высказанных суждений.
Координация, коррекция вариантов через выражения отношения к ним.
Свободный выбор детьми собственного решения.
В учебном задании должна быть заключена возможность пересечения плоскостей личного опыта учащихся, благодаря чему возникает противоречие позиций и потребность в координации различных точек зрения.