Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни. Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно логического мышления. Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать вот что необходимо ребёнку. Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ. Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. в эти игры которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д. 1. «Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д. 2. «Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное. Зелёный -…дом, помидор. Зимняя -…одежда, рыбалка. Домашнее -…печенье, задание. 3. Скороговорки - языколомки необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции. Проворонила ворона воронёнка. Ткёт ткач ткани на платье Тане. 5.«Общие слова». 1. Ребёнок должен назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду… 2. Ребёнку предлагается назвать одним словом: н-р,сосна, берёза, клён – это… 6.«Четвёртый лишний». Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика. 7. «Посчитай». Считаем всё, что можно посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_. Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок и т.д. 8.«Скажи наоборот». Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот». Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п. Глаголы: пришёл- …, нырнул- … Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п. Наречия: далеко-…, высоко- … 9. «Подбери слово» Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…) 10. «Большой - маленький». Ребёнку предлагается назвать ласково, н-р , ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка. 11. «Отгадай загадку». Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка). Загадывайте детям описательные загадки, н-р:Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор) 12. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д. 13. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи. Н-р: Чего в лесу больше: ёлок или деревьев? 14. «Подбери слово». Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - … 15. «Расскажи стихотворение». Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление. 16. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам. Гуляя на улице, так же можно совмещать приятное с полезным: играя в игры, обогащать и активизировать словарный запас ребенка, расширять его кругозор, совершенствовать грамматический строй речи. Вот несколько игр с мячом на улице: «Я знаю 5 названий …» . Ребенок и взрослый бросают мяч друг другу или отбивают мячом о землю, передавая его друг другу, проговаривая следующие слова: «Я знаю пять названий … (овощей, ягод, посуды и т.д.)». Затем по очереди называются пять овощей/ягоды/предметы посуды. «Назови ласково». Взрослый называет предмет и катит/ отбивает мячом о землю/ бросает мяч ребенку. Ребенок образует уменьшительную форму слова. Пример: платье – платьице, дерево – деревце, кукла – куколка и т.д. «Скажи наоборот». Называть слова- антонимы (противоположные по смыслу): лето – зима, добрый - злой, идет – стоит, близко – далеко и т.д. «У кого кто?» Ребенок называет детенышей животного. Взрослый Ребенок Корова Теленок. Овца Ягненок и т.д. Взрослый может попросить ребенка описать, например, цветок или машину, задавая вопросы о цвете, форме, величине, частях, назначении предмета или сравнить 2 предмета (дерево и куст). Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий: Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту. В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу. Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит развитие ребенка. Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ? |