Просмотр содержимого документа
«Пальчиковый игротренинг»
Пальчиковый игротренинг
«Представление, что при любом двигательном тренинге... упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов». Н.А. Бернштейн
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона...». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
6. В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев: - поглаживать и растирать ладошки вверх — вниз; - разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк; - растирать пальчики спиралевидными движениями.
Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.
Некоторые упражнения даны в нескольких вариантах. Первый — самый лёгкий.
Каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного образа. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: Вы показываете картинку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.
Все упражнения можно разделить на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук
— Развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений — Учат напрягать и расслаблять мышцы — Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время — Учат переключаться с одного движения на другое.
Например. «Флажки» Вариант 1. Исходное положение. Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.
Я в руках флажки держу И ребятам всем машу!
Вариант 2. Поочерёдно менять положение рук на счёт: «раз-два». «Раз»: левая рука – выпрямлена, поднята вверх, правая рука – опущена вниз. «Два»: левая рука – опущена вниз, правая рук – поднята вверх.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические
— совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
«Улитка» Исходное положение. Указательный, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони. Большой палец и мизинец то выпрямляются, то прячутся. Выполнять упражнение сначала каждой рукой по очереди, потом двумя руками одновременно. Можно изобразить, как улитка ползёт по столу.
Улитка, улитка! Высуни рога! Дам тебе я хлеба или молока!
«Пчела» Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем. Вращать указательным пальцем.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Над цветами я кружу!
III группа. Упражнения для пальцев динамические
— развивают точную координацию движений; — учат сгибать и разгибать пальцы рук; — учат противопоставлять большой палец остальным.
«Семья» Сжать пальчики в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка. Этот пальчик – это Я. Вот и вся моя семья.
На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Пальчиковые упражнения необходимо проводить регулярно на каждом занятии по развитию речи. Не рекомендуется проводить данные задания в холодной комнате, сразу после сна и сразу после еды.
Продолжительность пальчикового игротренинга зависит от возраста детей (во 2-ой младшей группе рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в средней и старшей группе до 10-минут, в подготовительной группе серийно по 10 минут.
Примеры пальчиковых игр с использованием разных пособий
Пальчиковая игра "Варим мы компот"
Используется пособие "Клавиатура" (авторское). Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы), сопровождая игру произнесением стиха:
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.
Можно использовать рисование (веревочками, косточками от слив, семенами от дыни, арбуза, винограда)
Пальчиковая игра "Грибы"
Самомассаж подушечек пальцев зубными щетками. На каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки одного пальца
Правая рука: Вылезли на кочке (мизинец) Мелкие грибочки: (безымянный палец) Грузди и свинушки, (средний палец) Рыжики, волнушки. (указательный палец) Даже маленький пенек (большой палец)
Левая рука: Удивленья скрыть не мог. (растирают большой палец) Выросли опята, (указательный палец) Скользкие маслята, (средний палец) Бледные поганки, (безымянный палец) Встали на полянке. (мизинец)
Пальчиковая игра "Грибочки"
Дети прокатывают косточки по спирали, пальцами правой или левой руки или накручивают спиралью на пальчик (карандаш) синельную (пушистую) проволоку. Движения сопровождают стихотворением
Хочет белка все грибочки Поразвесить на сучочки, Чтоб, когда придет зима, Вдоволь кушала она.
Пальчиковая игра "Овощи"
Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками, зубными щетками и т.д. На каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений — от ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца.
Левая рука: Вырос у нас чесночок, (Дети разминают указательный палец) Перец, томат, кабачок, (средний палец) Тыква, капуста, картошка, (безымянный палец) Лук и немного горошка. (мизинец)
Правая рука: Овощи мы собирали. (разминают мизинец) Ими друзей угощали, (безымянный палец) Квасили, ели, солили, (средний палец) С дачи домой увозили. (указательный палец) Прощай же на год, Наш друг-огород.
Пальчиковая игры с прищепками
Бельевой прищепкой поочередно "кусаем" ногтевые фаланги ("подушечки") от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения:
У Лариски — две редиски, У Алешки — две картошки, А у Вовки — две морковки, А у Петьки — две редьки.
***
2 3 4 5
Кусается сильно котенок глупыш,
5 4 3 2
Он думает: это не палец, а мышь (смена рук)
2 3 4 5
Но я же играю с тобою малыш,
5 4 3 2
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
Пальчиковая игра "Капуста"
Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками на клавиатуру (пуговицы), сопровождая произнесение стиха:
Мы капусту рубим-рубим, Мы капусту солим-солим, Мы капусту трем-трем, Мы капусту жмем-жмем
Самомассаж рук.
Дети катают грецкий орех (каштаны, воздушный шарик, наполненный мелкими камушками, каучуковый мячик и т.д.) между ладонями (по кругу), приговаривая:
Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех.
***
Птичка веток набрала,
Птичка гнездышко свила,
(с этими словами ребенок сводит ладони в форме гнезда)
И снесла яичко
Умница синичка,
(взрослый кладет мяч в «гнездо»)
Ты яичко покатай,
Но из рук не выпускай:
Очень хрупкое оно –
Так у птиц заведено.
(ребенок катает мяч между ладонями – одна сверху, другая снизу)
Дети катают бигуди между ладонями и проговаривают:
Бигуди в руках катаю,
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Массаж ладоней
Берем массажную щетку и проводим ими по ладоням ребенка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:
Гладь мои ладошки еж!
Ты колючий, ну и что ж!
(взрослый держит щетки «щетиной» вверх, а ребенок гладит их ладошками со словами):
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Работа с крупой
Насыпаем в блюдце сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку:
Снегирь и сорока, и клест, и синицы –
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
***
Насыпаем горох в блюдце. Ребенок большим и указательным пальцем берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет еще одну, и так набирает целую горсть.
Зернышки все, что хозяйка давала,
Курочка клювом по штучке склевала.
Пальчиковая игра "В лес идем мы погулять"
Лес — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стиха делая по шагу.
Раз, два, три, четыре, пять. В лес идем мы погулять: За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдем И братишке отнесем.
Пальчиковая игра "Пальчик-мальчик"
Две пробки от пластиковых бутылок положить резьбой вверх или взять две большие пуговицы с углублением. На них поставить указательный и средний пальцы. Двигаться, делая шаг на каждый ударный слог стиха. Можно "ходить" одной, другой, двумя руками одновременно (4 пробки).
Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел.
***
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы!
Игры с клеенкой
Кусочек полиэтилена размером 15*15 ребенок собирает (комкает) пальцами в ладонь, начиная с угла. Кусочки полиэтилена торчать не должны. Сначала ребенок может себе помогать другой рукой, а затем выполняет упражнение только одной рукой.