«Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками»
«Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками»
Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками -Цель игротренинга: развитие мелкой моторики кистей рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками»»
«Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками»
Педагог Ахмадиева Г.М.
Цель игротренинга: развитие мелкой моторики кистей рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый игротренинг могут являться как самостоятельной игрой, так и игровыми моментами в процессе организованной или самостоятельной деятельности. В младшем возрасте пальчиковые виды деятельности можно проводить индивидуально, подгруппой, в старшем возрасте – фронтально. Такая пальчиковая деятельность играет огромную роль в общем развитии детей и ведущую в развитии речи.
Задачи:
развивать мелкую моторику пальцев рук детей посредствам пальчиковых игр;
-развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
-прививать интерес у детей к пальчиковым играм, к использованию пальчиковой гимнастики в повседневной жизни, в игровой деятельности;
-формировать умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно -продолжать -выполнение поставленной задачи, осуществлять контроль за собственными действиями;
-привлекать родителей к проведению пальчиковых игр в домашней обстановке.
Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый игротренинг могут являться как самостоятельной игрой, так и игровыми моментами в процессе организованной или самостоятельной деятельности. В младшем возрасте пальчиковые виды деятельности можно проводить индивидуально, подгруппой, в старшем возрасте –фронтально. Такая пальчиковая деятельность играет огромную роль в общем развитии детей и ведущую в развитии речи. А полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребёнка в школе.
В раннем возрасте можно учить детей удерживать в руках предметы, различные по материалу, весу, размеру, форме, схватывать предметы, находящиеся вверху, над головой, впереди – дотягиваться рукой, хлопать в ладоши. Детям можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра, палочки. Можно предложить перекладывать из одной кучки мелкие предметы в другую кучку. Нужно вовлекать в движения все пальчики. В полтора года можно давать детям следующие задания:
застёгивание и расстёгивание пуговиц,
завязывание и развязывание узлов, шнуровка.
В младшем дошкольном возрасте – это упражнения, сопровождаемые стихотворениями. Сначала упражнения у детей вызывают некоторые трудности, и нужно помогать детям удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений. Можно сгибать пальцы, начиная, то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
Игры с элементами массажа. Это всем известная игра «Ладушки», «Коза рогатая». «Сорока, сорока», в игре «Сорока, сорока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Дело в том, что в центре ладони находится так называемое солнечное сплетение.
Могут использоваться упражнения и без речевого сопровождения: «Пальчики здороваются».
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т.п.
Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.
1. Самомассаж кистей и пальцев рук (по Йосиро Цуцуми, модифицированный).
Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»), стихами.
• Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
• Массаж грецкими орехами (каштанами).
Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
Научился два ореха
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
2. Пальчиковый тренинг
• «Узелки» — перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, предметы по лексическим темам, гласные звуки.
• «Щелчки» — каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.
• «Кус-кус» — бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдешь из наших лап!
• «Прогулка» — с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно. На прогулку мы пойдем,
И в футбол играть начнем.
И с хорошей тренировкой
Каждый станет сильным, ловким.
• «Лыжники» — «вставать» в углубления больших пуговиц (пробок) указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стихотворения.
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги,
И по большим снегам беги.
• «Волшебные превращения веревочки» — из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных, буквы.
• «Пристёгивание разных фигур» - вырезаются прямоугольники из плотной матерчатой ткани, к ним пришиваются пуговицы, при помощи которых пристёгиваются разные фигуры с прорезями-петлями.
• «Музыканты» — нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихотворений на отрабатываемый звук.
• «Мой веселый мяч-прыгун» — прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по «Спирали», «Универсальному панно».
Трудно мячик мне вести
Прямо по дорожке —
Так и хочется ему
Спрятаться в ладошке.
• «Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).
• кистевые эспандеры, дутые ручки от молочных пакетов – для развития мышечной силы кисти;
• бигуди и щётки для волос, ребристую деталь от одноразового медицинского шприца, математические счёты – для массажа и самомассажа ладоней;
• клавиатуру старого компьютера, кнопочный телефон, бельевые прищепки и плотную (картонную) основу для них – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
• «Сухой бассейн» - ёмкость, наполненная горохом или фасолью, - для самомассажа кистей; мелкие игрушки для вытаскивания из «сухих бассейнов».
• «Волшебные мешочки» - воздушные шарики, наполненные разным количеством семян фасоли, ребёнок ощупывает шарики тактильным методом, находит фасоль и говорит, какое количество фасоли в каком шарике спряталось.
Пальчиковые игры и упражнения вызывают у детей интерес, повышают эмоциональный настрой, это мобилизует их внимание и стимулирует запоминание. В процессе пальчиковых игр ребёнок проговаривает слова, что обогащает его словарь, развивается фонематический слух, совершенствуется связная речь. Разученные движения и упражнения можно объединить в сказки, сценки, которые дети по собственной инициативе могут использовать в самостоятельной деятельности. Дети проговаривают стихи, потешки и «конструируют» их пальцев различные предметы, фигуры: зайцы, кошки, волки… Ребёнок при этом не просто работает, а играет с собственным телом. Определённые участки тела, становятся своего рода психосоматическими голограммами, массируя их, ребёнок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то новое и прекрасное, способствует становлению у ребёнка чувства любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему.