kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками -Цель игротренинга: развитие мелкой моторики кистей рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками»»

«Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками»

Педагог Ахмадиева Г.М.

Цель игротренинга: развитие мелкой моторики кистей рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый игротренинг могут являться как самостоятельной игрой, так и игровыми моментами в процессе организованной или самостоятельной деятельности. В младшем возрасте пальчиковые виды деятельности можно проводить индивидуально, подгруппой, в старшем возрасте – фронтально. Такая пальчиковая деятельность играет огромную роль в общем развитии детей и ведущую в развитии речи.

Задачи:

развивать мелкую моторику пальцев рук детей посредствам пальчиковых игр;

-развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

-развивать речевые способности, учитывая возрастные особенности;

-развивать психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, воображение;

-прививать интерес у детей к пальчиковым играм, к использованию пальчиковой гимнастики в повседневной жизни, в игровой деятельности;

-формировать умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно -продолжать -выполнение поставленной задачи, осуществлять контроль за собственными действиями;

-привлекать родителей к проведению пальчиковых игр в домашней обстановке.

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый игротренинг могут являться как самостоятельной игрой, так и игровыми моментами в процессе организованной или самостоятельной деятельности. В младшем возрасте пальчиковые виды деятельности можно проводить индивидуально, подгруппой, в старшем возрасте –фронтально. Такая пальчиковая деятельность играет огромную роль в общем развитии детей и ведущую в развитии речи. А полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребёнка в школе.

В раннем возрасте можно учить детей удерживать в руках предметы, различные по материалу, весу, размеру, форме, схватывать предметы, находящиеся вверху, над головой, впереди – дотягиваться рукой, хлопать в ладоши. Детям можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра, палочки. Можно предложить перекладывать из одной кучки мелкие предметы в другую кучку. Нужно вовлекать в движения все пальчики. В полтора года можно давать детям следующие задания:

застёгивание и расстёгивание пуговиц,

завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

В младшем дошкольном возрасте – это упражнения, сопровождаемые стихотворениями. Сначала упражнения у детей вызывают некоторые трудности, и нужно помогать детям удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений. Можно сгибать пальцы, начиная, то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

Игры с элементами массажа. Это всем известная игра «Ладушки», «Коза рогатая». «Сорока, сорока», в игре «Сорока, сорока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Дело в том, что в центре ладони находится так называемое солнечное сплетение.

Могут использоваться упражнения и без речевого сопровождения: «Пальчики здороваются».

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т.п.

Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.

1. Самомассаж кистей и пальцев рук (по Йосиро Цуцуми, модифицированный).

Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»), стихами.

• Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.

• Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками.

Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево — как хочу.

Сверху — левой, снизу — правой

Я его катаю, браво.

• Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

• Массаж грецкими орехами (каштанами).

Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

2. Пальчиковый тренинг

• «Узелки» — перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, предметы по лексическим темам, гласные звуки.

• «Щелчки» — каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.

• «Кус-кус» — бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.

Если кто-то с места сдвинется,

На него котенок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котенок схватится.

Прыг-скок! Цап-царап!

Не уйдешь из наших лап!

• «Прогулка» — с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.
    На прогулку мы пойдем,

И в футбол играть начнем.

И с хорошей тренировкой

Каждый станет сильным, ловким.

• «Лыжники» — «вставать» в углубления больших пуговиц (пробок) указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стихотворения.

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги,

И по большим снегам беги.

• «Волшебные превращения веревочки» — из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных, буквы.

• «Пристёгивание разных фигур» - вырезаются прямоугольники из плотной матерчатой ткани, к ним пришиваются пуговицы, при помощи которых пристёгиваются разные фигуры с прорезями-петлями.

• «Музыканты» — нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихотворений на отрабатываемый звук.

• «Мой веселый мяч-прыгун» — прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по «Спирали», «Универсальному панно».

Трудно мячик мне вести

Прямо по дорожке —

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке.

• «Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).

• Рисование — рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

Также ребёнку можно предложить:

• кистевые эспандеры, дутые ручки от молочных пакетов – для развития мышечной силы кисти;

• бигуди и щётки для волос, ребристую деталь от одноразового медицинского шприца, математические счёты – для массажа и самомассажа ладоней;

• клавиатуру старого компьютера, кнопочный телефон, бельевые прищепки и плотную (картонную) основу для них – для развития дифференцированных движений пальцев рук;

• «Сухой бассейн» - ёмкость, наполненная горохом или фасолью, - для самомассажа кистей; мелкие игрушки для вытаскивания из «сухих бассейнов».

• «Волшебные мешочки» - воздушные шарики, наполненные разным количеством семян фасоли, ребёнок ощупывает шарики тактильным методом, находит фасоль и говорит, какое количество фасоли в каком шарике спряталось.

Пальчиковые игры и упражнения вызывают у детей интерес, повышают эмоциональный настрой, это мобилизует их внимание и стимулирует запоминание. В процессе пальчиковых игр ребёнок проговаривает слова, что обогащает его словарь, развивается фонематический слух, совершенствуется связная речь. Разученные движения и упражнения можно объединить в сказки, сценки, которые дети по собственной инициативе могут использовать в самостоятельной деятельности. Дети проговаривают стихи, потешки и «конструируют» их пальцев различные предметы, фигуры: зайцы, кошки, волки… Ребёнок при этом не просто работает, а играет с собственным телом. Определённые участки тела, становятся своего рода психосоматическими голограммами, массируя их, ребёнок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то новое и прекрасное, способствует становлению у ребёнка чувства любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему.




















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ахмадиева Гульнара Мидхатовна

Дата: 19.02.2024

Номер свидетельства: 645937


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства