kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности речевого развития детей с недостатками интеллекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разговорно-бытовая речь ребенка оказывается слаборазвитой. Это

затрудняет его общение с взрослыми.

 При объяснении причин, обусловливающих замедленное формирование речи детей с

недостатками интеллекта, следует исходить, прежде всего, из-за характерного  для них

общего недоразвития всей психики в целом, которое приводит к значительным

изменениям и задержкам в умственном развитии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности речевого развития детей с недостатками интеллекта»





МКОУ «Краснинская общеобразовательная школа-интернат»




















ТЕМА: «Особенности речевого развития детей с недостатками интеллекта»





Выполнила:

учитель- логопед

Звонкова Н.В.




















В советской и зарубежной специальной литературе широко представлены данные,


свидетельствующие о том, что дети с недостатками интеллекта, не имея ни


повреждений слуха, ни резких аномалий строения речевого аппарата, овладевают


речью значительно позднее своих нормально развивающихся сверстников. В


исследованиях, посвященных особенностям развития учащихся вспомогательной


школы (М.С. Певзнер, 1959г. и др.), имеется большой фактический материал


показывающий, что первые слова тот или другой ребенок с недостатками интеллекта


начал произносить не в год – полтора, а лишь на третьем, четвертом и даже пятом


году жизни.

Кроме того, дети с недостатками интеллекта позднее, чем это бывает при нормальном


развитие, переходят к употреблению предложений. Некоторые психологи полагают,


что этот переход показательнее для оценки уровня речевого развития ребенка, чем


произнесение им первых слов. Есть данные, свидетельствующие о том, что у детей с


недостатками интеллекта появление первых слов отдельно то использования


предложений гораздо большим временным интервалом, чем это имеет место в норме.


Все исследователи приходят к единому выводу о том, что запаздывание


становления речи характерно для детей с недостатками интеллекта и проявляется во


всех аспектах их речевой деятельности.

Действительно у детей с недостатками интеллекта задерживается не только развитие


активной речи. Они значительно хуже своих нормально развивающихся сверстников


понимают обращенную к ним речь. Вопросы, требования, объяснения, и указания


взрослых играют в их жизни несколько иную, менее действенную роль. Если





высказывания собеседника длинны, то дети быстро утомляются, перестают слушать.


Это особенно резко обнаруживается в тех случаях, когда отсутствуют конкретные


опоры, привлекающие внимание детей и помогают им понять, что от них хочет


взрослый.


У детей с недостатками интеллекта ко времени поступления в школу, т.е. к 7 годам,


практика речевого общения занимает меньший отрезок времени – всего 3-4 года.


Причем темп развития его речи все эти годы резко замедлен, а речевая активность


недостаточна. Разговорно-бытовая речь ребенка оказывается слаборазвитой. Это


затрудняет его общение с взрослыми.

При объяснении причин, обусловливающих замедленное формирование речи детей с


недостатками интеллекта, следует исходить, прежде всего, из-за характерного для них


общего недоразвития всей психики в целом, которое приводит к значительным


изменениям и задержкам в умственном развитии. Одно из прямых следствий этого-


более позднее, чем у нормальных детей, развитие фонематического слуха, который


представляет собой сложную психическую деятельность по восприятию и различению


звуков речи.

Значительную роль в замедлении развития речи играет характерное для


рассматриваемой категории детей общее моторное недоразвитие. Оно нарушает


процесс действенного знакомства ребенка с окружающим миром и тем самым


тормозит накопление представлений и сведений о нем. Нарушение моторики


оказывают и некоторое прямое влияние на произвольное произношение звуков речи, а


тем более слов, для чего требуется высокая координированность движений органов


речи.

Развитие артикуляции непосредственно связано с формированием фонематического


слуха. В период становления речи ребенок лучше различают на слух те звуки, которые


он уже произносит, чем те, которые ещё не умеет произносить, хотя последние могут


быть более звучными и объективно более резко противопоставленными. Характерные


для детей с недостатками интеллекта слабее развитие фонематического слуха и


недостаточная координированность движений речевых органов влияют друг на друга


и затормаживают развитие речи.


Важным фактором, задерживающим развитие речи детей с недостатками интеллекта,


служит также характерная для них недостаточность усвоение семантической стороны


родного языка. Известно , что дети узнают и произносят знакомые слова гораздо более


легко и точно, чем незнакомые. Следовательно, значение слова играет существенную


роль в организации фонематического слуха ребенка. Аномалия общего развития


создает препятствие для понимания ребенком с недостатком интеллекта значений тех


слов, которые произносятся окружающими, называя предметы обихода или


выполняемые действия.


У маленького ребенка с недостатками интеллекта развитие речи, обусловлено


обогащением его жизненного опыта и общением с окружающими.


Но из-за общего недоразвития психики, процесс расширения опыта протекает у него


замедленно и ущербно. Речь у таких детей развивается не только позднее, чем у


нормальных детей, но и со значительными отклонениями. Имеет место не просто


более позднее, но аномальное речевое развитие.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности речевого развития детей с недостатками интеллекта

Автор: Звонкова Наталья Валерьевна

Дата: 21.11.2016

Номер свидетельства: 360890

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми "
    ["seo_title"] => string(64) "osobiennosti-orghanizatsii-raboty-s-umstvienno-otstalymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "161317"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422201012"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках письма и развития речи"
    ["seo_title"] => string(130) "aktivizatsiiauchiebnopoznavatielnoidieiatielnostiobuchaiushchikhsiasintielliektualnyminarushieniiaminaurokakhpismairazvitiiariechi"
    ["file_id"] => string(6) "258030"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448438425"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Современные подходы к реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие в рамках ФГОС ДО "
    ["seo_title"] => string(119) "sovriemiennyie-podkhody-k-riealizatsii-obrazovatiel-noi-oblasti-sotsial-no-kommunikativnoie-razvitiie-v-ramkakh-fgos-do"
    ["file_id"] => string(6) "226521"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440338901"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Консультация для родителей"
    ["seo_title"] => string(31) "konsultatsiia_dlia_roditelei_51"
    ["file_id"] => string(6) "546914"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1587054015"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142»  на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "125109"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414914477"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства