МКОУ «Краснинская общеобразовательная школа-интернат»
ТЕМА: «Особенности речевого развития детей с недостатками интеллекта»
Выполнила:
учитель- логопед
Звонкова Н.В.
В советской и зарубежной специальной литературе широко представлены данные,
свидетельствующие о том, что дети с недостатками интеллекта, не имея ни
повреждений слуха, ни резких аномалий строения речевого аппарата, овладевают
речью значительно позднее своих нормально развивающихся сверстников. В
исследованиях, посвященных особенностям развития учащихся вспомогательной
школы (М.С. Певзнер, 1959г. и др.), имеется большой фактический материал
показывающий, что первые слова тот или другой ребенок с недостатками интеллекта
начал произносить не в год – полтора, а лишь на третьем, четвертом и даже пятом
году жизни.
Кроме того, дети с недостатками интеллекта позднее, чем это бывает при нормальном
развитие, переходят к употреблению предложений. Некоторые психологи полагают,
что этот переход показательнее для оценки уровня речевого развития ребенка, чем
произнесение им первых слов. Есть данные, свидетельствующие о том, что у детей с
недостатками интеллекта появление первых слов отдельно то использования
предложений гораздо большим временным интервалом, чем это имеет место в норме.
Все исследователи приходят к единому выводу о том, что запаздывание
становления речи характерно для детей с недостатками интеллекта и проявляется во
всех аспектах их речевой деятельности.
Действительно у детей с недостатками интеллекта задерживается не только развитие
активной речи. Они значительно хуже своих нормально развивающихся сверстников
понимают обращенную к ним речь. Вопросы, требования, объяснения, и указания
взрослых играют в их жизни несколько иную, менее действенную роль. Если
высказывания собеседника длинны, то дети быстро утомляются, перестают слушать.
Это особенно резко обнаруживается в тех случаях, когда отсутствуют конкретные
опоры, привлекающие внимание детей и помогают им понять, что от них хочет
взрослый.
У детей с недостатками интеллекта ко времени поступления в школу, т.е. к 7 годам,
практика речевого общения занимает меньший отрезок времени – всего 3-4 года.
Причем темп развития его речи все эти годы резко замедлен, а речевая активность
недостаточна. Разговорно-бытовая речь ребенка оказывается слаборазвитой. Это
затрудняет его общение с взрослыми.
При объяснении причин, обусловливающих замедленное формирование речи детей с
недостатками интеллекта, следует исходить, прежде всего, из-за характерного для них
общего недоразвития всей психики в целом, которое приводит к значительным
изменениям и задержкам в умственном развитии. Одно из прямых следствий этого-
более позднее, чем у нормальных детей, развитие фонематического слуха, который
представляет собой сложную психическую деятельность по восприятию и различению
звуков речи.
Значительную роль в замедлении развития речи играет характерное для
рассматриваемой категории детей общее моторное недоразвитие. Оно нарушает
процесс действенного знакомства ребенка с окружающим миром и тем самым
тормозит накопление представлений и сведений о нем. Нарушение моторики
оказывают и некоторое прямое влияние на произвольное произношение звуков речи, а
тем более слов, для чего требуется высокая координированность движений органов
речи.
Развитие артикуляции непосредственно связано с формированием фонематического
слуха. В период становления речи ребенок лучше различают на слух те звуки, которые
он уже произносит, чем те, которые ещё не умеет произносить, хотя последние могут
быть более звучными и объективно более резко противопоставленными. Характерные
для детей с недостатками интеллекта слабее развитие фонематического слуха и
недостаточная координированность движений речевых органов влияют друг на друга
и затормаживают развитие речи.
Важным фактором, задерживающим развитие речи детей с недостатками интеллекта,
служит также характерная для них недостаточность усвоение семантической стороны
родного языка. Известно , что дети узнают и произносят знакомые слова гораздо более
легко и точно, чем незнакомые. Следовательно, значение слова играет существенную
роль в организации фонематического слуха ребенка. Аномалия общего развития
создает препятствие для понимания ребенком с недостатком интеллекта значений тех
слов, которые произносятся окружающими, называя предметы обихода или
выполняемые действия.
У маленького ребенка с недостатками интеллекта развитие речи, обусловлено
обогащением его жизненного опыта и общением с окружающими.
Но из-за общего недоразвития психики, процесс расширения опыта протекает у него
замедленно и ущербно. Речь у таких детей развивается не только позднее, чем у
нормальных детей, но и со значительными отклонениями. Имеет место не просто
более позднее, но аномальное речевое развитие.